Цели:
- познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;
- учить выделять общие признаки и отличительные особенности произведений;
- работать над выразительным чтением басен, учить выделять мораль-поучение;
- развивать речь учащихся, совершенствовать их читательский опыт, расширять словарный запас;
- воспитывать на живом примере важные жизненные правила, нравственные качества.
Оборудование: портреты И.А. Крылова, Л. Толстова, детские издания (книги) этих авторов, надписи, таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звенит звонок – начинается урок.
Сейчас урок чтения. А чтение – (дети хором) лучшее учение. Садитесь.
II. Речевая разминка.
(Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)III. Проверка домашнего задания.
На доске: “Живой цветок” (Приложение 4)
– О каком лепестке живого цветка русского народа шла речь на прошлом уроке? (скороговорки)
– Что же такое скороговорка? (Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова)
– Какие вы приготовили скороговорки?
- А сейчас прочитаем скороговорку на доске медленно. (Приложение 5)
- А теперь прочитаем, выделяя голосом первое слово.
- Второе.
- Третье.
- Зачем же нам необходимо использовать в своей речи скороговорки?
IV. Объявление темы урока. Работа по теме урока.
– Наш урок сегодня посвящён человеку мудрому, доброму и проницательному (вывешиваю портрет И.А. Крылова), которого А. Пушкин называл “самым народным поэтом”
1. Работа с книжной выставкой.
- Посмотрите на выставку книг (1 ученик у доски читает название каждой книги и её автора).
- Что же объединяет нашу выставку? (у всех книг один автор – И. Крылов)
- Нашу выставку мы так и озаглавим “Книги И.А. Крылова” (табличка на доске).
2. Сообщение целей и задач урока.
- Нам предстоит узнать, каковы особенности книг Крылова, их жанр.
3. Работа по теме урока.
- Можно ли, глядя только на обложки книг, определить героев его произведений? (ответы детей)
- Да, героями книг И. Крылова являются животные и различные предметы. Сегодня мы познакомимся с произведением “Лебедь, рак и щука” (на доске картинки этих животных). Это лебедь, рак и щука (учитель показывает) – герои произведения.
- Что же общего у них? (их жизнь связана с водой).
- Послушайте произведение (учитель читает наизусть).
- Что же заставило вас улыбнуться? (глупые герои тянули в разные стороны).
- Каким был ваш смех?
- Случайно ли Крылов подобрал этих героев? (нет. Они все живут в воде и могли бы воз сдвинуть с места).
4. Выявление жанра произведения.
- Что же я прочитала: стихотворение, сказку или что-то другое?
- Назовите признаки стихотворения (рифма)
- Докажите, что события, о которых вы узнали, могли произойти в сказке (герои – животные)
- Это не стихотворение и не сказка, а как назвать? (вывешиваю слово БАСНЯ)
- Попробуйте объяснить, что такое басня.
- Сравните свои мысли с объяснением в учебнике “Литературное чтение”, стр. 49.
- Итак (на доске таблица):
Басня – краткое
иносказательное
стихотворение.
- Прочитайте первые три строчки басни и попробуйте их объяснить.
- Подумайте, похожи ли они на пословицу? Чем? (похожи, как и пословица содержат поучительный смысл)
- Эти слова учит, наставляют. Это МОРАЛЬ басни или поучение. Она может быть в начале или в конце басни, значит,
Басня – поучительное краткое иносказательное стихотворение.
5. Составление модели.
- Откройте карточки-помощницы и определите, как мы обозначим новый жанр – басня. (Один у доски моделирует обложку)
По жанру – басня, тема – животные, значит, треугольник коричневого цвета.
- Кого подразумевает автор под образами животных?
- Какие пороки высмеивает автор?
4. Чтение басни учениками, работа над конкретным содержанием.
- Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и свезти? (Товарищи)
- Чего же им не хватило? (Согласия)
- Прочитайте об этом.
Рабочая тетрадь № 1 “Литературное чтение”, стр. 22, вопрос № 2
Укажи стрелочкой близкие по смыслу слова к слову СОГЛАСИЕ
- А как вы понимаете слово ЛАД.(Карточка с этим словом вывешивается на доску)
- Прочитайте в учебнике объяснение этого слова.
- О каком же событии рассказал Крылов? (“Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись”)
- Как вы понимаете слово ПОКЛАЖА? (Карточка с этим словом вывешивается на доску)
- Прочитайте в учебнике объяснение этого слова и проверьте своё мнение.
- Назовите героев басни, запишите их в тетрадь (вопрос № 1).
- Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне (“Лебедь рвётся в облака.” Он стремительный, упрямый)
- А рак? (“Рак пятится назад”. Он неторопливый, видит только свою дорогу)
- Найдите и прочитайте слово, которое помогает увидеть образ щуки. (“Щука тянет в воду”. Она тоже делает своё дело)
- Рабочая тетрадь стр. 22 вопрос № 4. Самостоятельно укажите стрелочкой, кто и что делает.
Найдите и прочитайте слова, которые помогают увидеть усердие животных. (“Из кожи лезут вон”)
- Как вы понимаете эти слова? (Значит прикладывают много усилий)
- А есть ли результат? (Нет)
- А как об этом сказал Крылов? (“А воз и ныне там”)
- Это выражение из басни мы часто используем в своей речи, доже не задумываясь о его значении. Такие выражения называются КРЫЛАТЫМИ. А воз и ныне там – значит работа не двигается с места.
- Какие же недостатки высмеивал Крылов? (Несогласованность действий)
5. Физминутка.
Превратимся в одного из героев басни.
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Спустились над водой,
Качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться
И тихо-тихо на воду садятся.
6. Составление цепочки событий, использование “заместителей” (На доске)
- Что же доказывает нам эта схема? (Действия героев были несогласованными).
- Как же следует читать басню? (Приложение 6)
7. Чтение басни вслух учениками (1-2 ученика)
8. Работа над произведением Л. Толстого “Страшный зверь”
- Сейчас мы познакомимся с человеком, прожившим долгую жизнь, написавшим много книг для детей. (Портрет вывешивается). Это Лев Николаевич Толстой. Среди его произведений есть и басни. Одну из них вы сейчас послушаете. Попробуйте доказать, что речь действительно идёт о басне.(Чтение басни “Страшный зверь” учителем)
(Это басня, потому что героями являются животные.
Это поучительное произведение)
– Какая мораль у этой басни?
(Пословица на доске: Гладка шёрстка,
Да коготок остёр)
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
- Подходит ли пословица к этой басни? Почему вы так решили?
- Учебник, стр.51, чтение вывода.
“В басне Л.Н. Толстого “Страшный зверь” мораль спрятана в тексте. Её нужно понять и объяснить”
– Чтение басни про себя.
- Какой вы представили себе мышку? Укажите ответ в тетради, стр. 23, вопрос № 4, или придумайте свой вариант.(Глупая, маленькая)
- Как рассказывала о петухе? А о коте? Тетрадь, стр. 22, вопрос № 2
Страшный | Кот |
Добрый | Петух |
- Кем же она любуется? А кого боится? Рассмотрите иллюстрации, стр. 50
- Прочитайте последние слова мыши.
- Где же мораль? (Здесь скрытая мораль)
- Стр. 51 учебника, правило.
- В чём же поучительный смысл?
9. Подготовка и чтение по ролям.
- Найдите слова автора, старой мыши, мышки.
- Читаем по ролям (3 человека у доски)
- Что она имела в виду? (Страшнее кошки для мышей зверя нет)
10. Сравнение двух басен. Обобщение.
- С какими произведениями мы познакомились.
- Что общего между ними? (Басни. Есть мораль-поучение)
- Чем отличаются? (Басня “Лебедь, Щука и Рак” написана в стихотворной форме, басня “Страшный зверь” в прозаической.
В басне И. Крылова мораль находится вначале, в басне Л. Толстого мораль спрятана в тексте.)
- Что же такое басня? (К определению на доске добавляется словосочетание ИЛИ РАССКАЗ)
- Чему нас учат басни?
- Были ли у вас в жизни подобные ситуации?
- Какая вам басня понравилась больше? Почему?
- И. А. Крылов, Л. Толстой в своих баснях давали нам советы, как жить. Они хотели, чтобы люди, которые прочитают их басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие поколения людей воспитывались на баснях, любили басни и самих баснописцев. И.А. Крылову (показывается фотоснимок памятника) в 1855 году в Петербурге на средства жителей города решено было поставить памятник.
- Каким его создал скульптор Пётр Карлович Клодт?
11. Задание на дом.
- Стр. 48-51, подготовиться к конкурсу чтецов.
- 1 ряд: написать письмо баснописцам.
- 2 ряд: вылепить персонажей басен.
- 3 ряд: сочинить свою басню по какому-нибудь случаю из своей жизни.
- Урок окончен.