Открытый урок музыки "Зимушка-зима" (урок-концерт)

Разделы: Музыка


План урока:

1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
3. Этап закрепления знаний.
4. Заключительный этап. Подведение итогов.

Цель урока: обобщить знания детей о зиме, ее приметах и традициях.

Задачи:

1. Обучающие:

– обобщить сведения о разных видах русского фольклора;
– пение в ансамбле с товарищами, под аккомпанемент учителя и без него.

2. Развивающие:

– развивать творческие способности детей, умение распевать народные тексты;
– развивать творческую инициативу и самостоятельность детей.

3. Воспитательные:

– воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством;
– обогащать духовный мир детей.

Оборудование: музыкальный центр, электропиано, фортепиано, фотографии с пейзажами зимы, эскизы елки для творчества, прялка, деревянные ложки, колокольчики, фонохрестоматия.

Герои: мороз, метель, вьюга, рукодельница.

Предварительно было дано:

Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ).
Информационная компетентность.

Аспект: планирование и поиск информации.

Уровень 1

1. Нам с вами предстоит подвести итог изученной темы «Зимушка-зима».
2. Подберите дома стихотворения, загадки, пословицы о зиме. Вы можете воспользоваться помощью родителей, сходить в библиотеку.
3. Результаты работы оформите письменно на альбомных листах.
4. Каждый ребенок получает определенное количество «нот», в зависимости от количества и качества работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

На доске тема урока. Дети сидят в классе, звучит «Декабрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Ребенок читает стихотворение С.Я. Маршака:

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело!

Учитель. Да, выпал снег, и пришла зима. Ребята, давайте хором поздороваемся с зимушкой.

Дети. Здравствуй, зимушка-зима!

Учитель. Любит русский народ зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить... и не страшны нам ни метель, ни вьюга, ни мороз.

Исполнение попевок:

1. Пришла зима – смех и радость принесла,
Смех и радость принесла, наша зимушка – зима.

2. Метель да вьюга – лучшие подруги,
Славные подруги – метель да вьюга.

3. Мороз, мороз, не щипи нам нос.
Пожалей ты нас, дедушка, сейчас.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

(Слышится стук в дверь. Заходят мороз, метель и вьюга.)

Учитель. А вот и гости пожаловали. Как величать вас?

Мороз. Я – мороз, а это мои помощницы – метель да вьюга (поклонились).

Учитель. Мы очень рады вашему приходу, ведь настоящей русской зимы без вас не бывает. Даже в русских народных сказках об этом говорится. А ну, ребята, идите к нам, расскажу вам одну такую сказку.

Русская народная сказка «Мороз Васильевич»

За горой крутой, за рекой быстрой, за лесами дремучими – двор стоит. Он стоит на семи верстах, на семи столбах. К этому – то двору трое саней летят. Эти сани у красного терема встали. Выходил из первых – батюшка мороз, из других – матушка Метель, да тетка Вьюга. Зашли они в терем – а на столе пищи – пудов по тыще. Сели они за стол и едят – пируют. Мороз наелся, сел в стороне и деньги кует да пересчитывает. А как кончил работу, говорит:
– Мне с деньгами не ходить, а белы шубы покупать, да землю укрывать.
Метель и вьюга просят:
– Батюшка Мороз, душа красный нос,
Золотая голова, шелковая борода,
посеребренный усок, порублю-то волосок.
Ой, Васильевич-доброход,
Дай нам денег на проход,
По белу свету погулять,
В новый год попировать.
Мороз говорит:
– Дам я вам денег мешок, да по шубе долгой, не короткой. Вы по белу свету гуляйте, а что увидите и услышите – о том мне расскажите.
Летали метель да вьюга вдоль села и по чистому полю, трясли мешок с деньгами, а из него снег сыпался, падал на землю. Нагулялись, и к морозу вернулись, а он спрашивает?
– Ну, метель да вьюга, где были – побывали? Что видели и слышали?
– Видели мы в поле, как новый год пришел, старый угнал, себя показал.
– Видели в селе, как маленький хлопчик нес соломы снопчик, – зиму величать, с праздником поздравлять.
Понравился морозу рассказ Метели и Вьюги, и пошел он сам мосты на реках мостить, следы на дорогах заметать, холод – стужу в избы напускать.

3. Этап закрепления знаний

Учитель. Вот, ребята, сказка сказкой, но еще душевней и красивее рассказывает нам о прелестях русской зимы народная музыка.

(Исполнение песни «Белая дорожка».)

Учитель. Молодцы, ребята. Но о зиме еще интересные загадки придуманы русским народом. Мороз, загадай свою загадку детям.

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз.)

Учитель. А теперь твоя загадка, Метелица.

Без рук, без ног, по полю скачет,
Под окном стучится, в избу просится. (Ветер.)

Учитель. И ты, подружка Вьюга, загадай загадку.

Скачет по лесу то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет. (Вьюга.)

Учитель. И мою загадку отгадайте:

Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
друг друга не обходят. (Месяцы года.)

– А кто назовет мне зимние месяцы?

Дети. Декабрь, январь и февраль.

Учитель. Правильно, о зимних месяцах можно сказать и пословицами.

Дети:

1. Декабрь год кончает, зиму начинает.
2. Январь – году начало, зиме середина.
3. А про февраль говорят: морозы и метели под февраль налетели.

Учитель. Да, с приходом зимы и сказка зимняя приходит, особенно это видно в природе – лес стоит окутан белым снегом, и деревья стоят нарядные и пушистые. Целое царство мороза.

(Исполнение песни «Зимняя сказка».)

Учитель. Если летом и осенью работали и заботились об урожае, то зимой для народа наступала передышка: сил набирались, да к праздникам готовились, подарки мастерили, и у нас в светелке есть мастерица.

(Гаснет свет, зажигают свечи, за прялкой – девочка. Вокруг нее водят хоровод.)

(Исполнение песни «Пряха».)

Пряха. Напряла я пряжу, буду мастерить подарки. И вы, ребята, не отставайте.

Учитель. Ребята, у вас на столах лежат елочки. Их нужно нарядить. Победит тот, чья команда аккуратно, красиво и быстро это сделает, пока звучит музыка. Готовы?

Творческое задание «Наряди елку»

(Звучит народная плясовая.)

Учитель. Молодцы, ребята, все справились, победила дружба.

Пряха. Я тоже приготовила ребятам подарки. (Разносит подарки и садится на место.)

Учитель. Да, ребята, зима приносит нам веселье и немного грусти, потому что день короче, а у нас, на севере зимой и солнца нет, почему?

Дети. Полярная ночь.

Учитель. А ночью никто и носа на улицу не высунет, улицы пустынны, и спать хочется, зато можно увидеть северное сияние. Давайте споем такую песню.

(Исполнение песни «Норильские сны».)

Учитель. Ребята, усыпили мы мороза, метель и вьюгу, но все равно без них зимой никуда – ведь если не будет лютой зимы, и лето будет холодным, и урожай скудным. Давайте их разбудим волшебными инструментами.

(Игра на народных инструментах.)

Учитель. Мы все с нетерпением ждем самых любимых зимних праздников – Нового года и Рождества, которые справляют во всех странах с играми и песнями. Давайте споем американскую народную песню.

(Исполнение песни «Бубенчики».)

4. Заключительный этап. Подведение итогов

Учитель. Пришла зима – смех и радость принесла. Но мы с вами не прощаемся, у нас будут интересные музыкальные путешествия по зимним месяцам. А сегодня я благодарю вас за работу, вы были молодцы.

(Песня в записи «Три белых коня». Дети один куплет слушают, встают, кланяются и выходят из класса.)

– Урок окончен.