Введение
“Все, что усваивается человеком
впоследствии,
никогда не имеет той глубины,
какой отличается все усвоенное в детские годы”.
К.Д. Ушинский
Актуальность обучения детей школьного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога — систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы, по мнению автора пособия, может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение КВН, викторин и различных вечеров досуга.
Интеллектуальные игры, кроссворды, загадки, ребусы способствуют развитию у детей младшего школьного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.
Для успешной реализации программы по курсу ОБЖ, как впрочем и по другим предметам, необходимо формировать на уроках дисциплину умственного труда. Самая страшная опасность — безделье за партой, интеллектуальная лень. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится для них обузой. Поэтому в процессе своей деятельности педагог ежечасно решает вопросы, как учить с увлечением и как сделать процесс усвоения знаний творческим.
Анализ содержания учебного материала.
1. Компонентный анализ
понятийный:
новые: пешеходный светофор, транспортный, с дополнительной секцией;
опорные: светофор, сигналы светофора, запрещающий, разрешающий, тротуар.
приём работы:
новые: просмотр слайдов;
опорные: работа в группах.
2. Технико-технологический: компьютер, проектор, экран, слайды, диплом, письмо, костюм светофора.
3. Организационно-экономический: Физкультминутка “Светофорчик”.
4. Логический: подбор точных слов, выбор правильного ответа из предложенных в группе.
5. Психологический:
“слабые”: из подготовленных учителем ответов выбирают правильный вариант.
“средние”: из подготовленных учителем ответов выбирают правильный вариант и обосновать свой выбор.
“сильные”: самостоятельно находят нужный ответ.
6. Воспитательный: воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, интереса к изучению ПДД.
Программное содержание
Цели.
Образования: закрепить ранее полученные знания о ПДД, дать сведения из истории светофора, познакомить с видами светофора.
Развития: развитие логического мышления, памяти, речи, наблюдательности, внимания, познавательного интереса.
Воспитания: воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, воспитание коммуникабельности и интереса к изучению ПДД.
Методические приёмы: работа в группах, беседа, рассказ, дискуссия, просмотр слайдов.
Материал: компьютер, проектор, экран, слайды, диплом, письмо, костюм светофора.
Предшествующая работа: экскурсия по улицам родного города.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: беседа
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
- Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок и необычный гость. А кто это, узнаете из загадки.
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя ещё не разу
Не смотрел он всеми сразу -
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор
И на всех глядит в упор.
Что же это?
Учитель:
- Правильно, это светофор. (Слайд 2. Презентация)
Сегодня мы с вами побываем в стране Светофория.
(Класс делится на группы. В класс входит Светофор)
2. Формирование новых знаний
Светофор:
- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются). Вы уже немного знаете про меня. А на сегодняшнем уроке сможете узнать ещё больше. Итак, отправляемся в путешествие в мою страну Светофорию. На пути вам встретятся некоторые преграды, но, подумав сообща, вы их преодолеете. (Слайд 3)
Светофор:
- Рассказывает о возникновении первого светофора.
Первый уличный светофор появился более 130 лет назад в Англии, в центре Лондона. Первые светофоры имели всего лишь два цвета: красный и зеленый, которые вручную менял стоявший рядом специальный человек. Но обходиться двумя цветами было неудобно, и спустя 50 лет на светофоре появился и третий цвет – жёлтый. (Слайд 4)
Первая станция Музей
Светофор:
- А знает ли кто-нибудь из вас, почему меня назвали светофором? Если нужно, можете обсудить это в группах.
Ответы детей.
Светофор:
- Слово “светофор” состоит из двух частей: русского “свет” и “фор” от греческого “форос” (несущий или носитель). Светофор – носитель света. (Слайд 5)
(Беседа Светофора с детьми сопровождается показом слайдов)
Светофор:
- О чём говорит красный свет светофора?
Ответы детей. Хором читают:
Самый строгий – красный свет,
Если он горит - стой!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт.
Светофор:
- Что подсказывает жёлтый свет?
Ответы детей. Хором читают:
Чтоб спокойно перешёл ты,
слушай наш совет: - Жди!
Увидишь скоро жёлтый
В середине свет.
Светофор:
- А зелёный свет?
Ответы детей. Хором читают:
А за ним зелёный свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:
“Препятствий нет,
Смело в путь иди!”
Вторая станция: “Виды светофоров”
Светофор:
- Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какие бывают светофоры. (Слайд 5)
(Появляется изображение транспортных средств, с дополнительной секцией и пешеходного светофора)
- трёхсекционный - пешеходный
- двухсекционный - транспортный
- с дополнительной секцией – транспортный – со стрелочкой - указателем поворотов.
3. Применение формируемых знаний.
Работа в группах
Светофор:
- На пути препятствие. На пешеходном светофоре потерялся цвет. Человек в нём стоит. Какой цвет потерялся? Обсудите и дайте полный ответ. Обоснуйте его.
Ответы детей. (Если на пешеходном светофоре человечек стоит, то потерялся красный цвет.) (Слайд 6)
Третья станция: “Отдыхай-ка!”
Физминутка “Светофорчик”
Светофор:
- Устали, наверное, в дороге? Предлагаю отдохнуть.
При зеленом сигнале светофора ученики топают на месте ногами, будто идут; когда горит жёлтый свет, дети стоят на месте. При красном свете – все садятся на своё место за парту и грозят друг другу пальчиком.
- Молодцы!
Светофор:
- Ребята, вы отдохнули? Как вы думаете: отдыхают ли светофоры?
Ответы детей.
Светофоры всегда остаются на своих местах. И днем, и ночью они мигают разноцветными огоньками, оберегая пешеходов и машины от несчастных случаев. Только некоторые светофоры (те, что стоят не на самых оживленных перекрестках) на ночь превращаются в желтые мигалки. Этот светофор мигает, чтобы предупредить: здесь перекресток. Увидит свет шофер – сбавит ход автомобиля.
Подойдет к перекрестку пешеход - будет более осторожным. Прежде чем перейти улицу, он обязательно посмотрит, не подъезжает ли к перекрестку машина.
Мигалка день и ночь стоит на своем посту. Предупреждает всех, кто находится на улице:
“Я стою на перекрестке, будьте внимательны!”
Четвёртая станция: “Почтовая”
Светофор:
– По пути заглянем на почту, нет ли для нас письма. Есть, и оно от моей сестры Трёхглазки.
- Видимо, по дороге письмо упало в лужу, и некоторые слова размыло. Помогите прочитать его.
Дорогие ребята!
“Прежде чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись у … тротуара. Прислушайся. Посмотри внимательно в … стороны, нет ли машин. Переходи дорогу по … . Вот так ты научишься переходить …”.
Дети вставляют пропущенные слова вместо точек. (Слова для справок: безопасное, край, налево, направо, прямой, дорогу). И читают получившиеся предложения. (Слайд 7)
Светофор:
- О чём просит вас в письме Трёхглазка?
Ответы детей:
Светофор:
- Моя сестра желает вам счастливого пути.
Пятая станция: “Подумай-ка!”
Светофор:
- Почему красный свет запрещающий, зелёный свет – разрешающий, а не наоборот? Обсуждение.
Ответы детей.
Светофор:
- Красный свет – сигнал опасности, сигнал тревоги. И так не только в светофоре. Именно красные лампочки, а не какого-либо другого цвета загораются с наступлением темноты на углах забора, ограждающего место, где ремонтируют дорогу или улицу; именно красные фонарики вспыхивают позади каждой машины, когда она тормозит; именно красный огонек, тревожно мигая, сигналит водителям и пешеходам на железнодорожном переезде о приближении поезда; именно в красный цвет окрашены мчащиеся к месту происшествия пожарные машины; и маяк, друг и помощник капитана, посылает далеко в море не какой-нибудь, а красный луч.
И это неспроста. Красный цвет – самый заметный, он издалека виден, и его не спутаешь ни с каким другим. А синий, зеленый, желтый можно спутать.
Светофор:
- Наше путешествие близится к концу. Но вас ждёт ещё одно задание.
Шестая станция: “Грамотный пешеход”
(Слайд 10).
- У детей на столах карточки с гласными а, о, и; На экране появляется слово, дети показывают нужную карточку с гласной. Хором ещё раз прочитывают по слогам (для лучшего запоминания).
Ответы детей. Город, улица, автомобиль, трамвай, сигнал, шофёр, шоссе, тротуар, пассажир.
4. Подведение итогов
Светофор:
Молодцы, ребята!
Всем спасибо за ответы,
За задор, за звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
- Наше путешествие в страну Светофорию закончилось.
- Что понравилось на уроке? Что было трудно, осталось непонятным?
- А закончим урок вручением диплома. (Слайд 11)