Программные задачи:
- Знакомить детей с музыкальными произведениями, контрастными по характеру. Обогащать эмоционально образный словарь. Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в ее слушании
- Учить детей различать оттенки настроений в музыкальном произведении, передавать настроение в пении, ритмических движениях, в танце.
- Передавать мимикой лица контрастное эмоциональное состояние (радости и грусти) формировать коммуникативные отношения между детьми, воспитывать умение сопереживать животным и людям.
Наглядный материал: картинки животных, паровозик с кармашками, музыкальные инструменты, яркие шапочки по количеству детей, красивая коробочка, внутри мелко нарезанная фольга (“салютики”).
Действующие лица: Пьеро (ребенок), скоморох (взрослый).
Звучит веселый марш, дети входят в зал.
М.Рук. (Поет) Здравствуйте, ребята! (дети отвечают)
Я очень рада встретиться с вами.
Ребята, а какое у вас сегодня настроение?
А что такое настроение?
(Ответы детей: Настроение бывает веселое, бывает плохое, бывает грустное)
Да, ребята настроение – это внутреннее состояние человека.
И разные жизненные обстоятельства влияют на настроение.
Посмотрите, как много гостей в нашем зале. Давайте поздороваемся весело, грустно, хитро, с удивлением, в разном ритме.
Гости отвечают также. пропевая.
Ну, вот и поздоровались. Ребята, кажется, к нам кто- то идет.
Входит Пьеро (грустно) Здравствуйте, ребята.
Здравствуй, Пьеро! Что с тобой? Ты, почему такой грустный?
Пьеро. У меня очень плохое настроение, потому что Мальвина сбежала, подруга моя.
Муз. рук. Ребята, а может, мы развеселим Пьеро? Только как?
Как вы думаете, а музыка может нам помочь в этом?
(Ребята предлагают свои варианты)
Ну, что ж отправимся за веселым настроением. ведь музыка и движение – путь веселого настроения!
Муз ритмические движения:
1. Великаны и гномы. муз. Д. Львова – Компанейца.
2. Англ. нар. мел. 1ч. – стоят, приплясывают, 2ч. - хлопки – 3 раза перед собой., над головой, по коленочкам, под щечку.
3. Попрыгунчики (под музыку выполнять различные прыжки: врассыпную, найти себе партнера и прыгать вместе с ним)
Пьеро: Спасибо, у меня появилось веселое, превеселое настроение.
Я побежал искать свою Мальвину. До свидания! (убегает)
Ребята, а мы проходим и садимся на стульчики.
Ребята, наши друзья зверушки: Лев, ежик, белочка, поросенок снова у нас в гостях. Им очень понравились песенки, которые вы поете про них. Давайте вспомним их.(Дети прохлопывают, пропевают и проигрывают на муз.инструменте (треугольнике) по слогам названия животных.)
Решили, наши друзья отправится в путешествие, но с ними случилась беда. Звери не могут вспомнить свои места. Давайте им поможем.
(Дети по ритмической формуле угадывают места в вагоне) паровоз загудел: “ту – ту!” Спеть это высоким голосом.
Потом паровоз загудел “Чух-чух-чух!” проговорить это низким голосом.
Довольные звери, в прекрасном настроении отправились в путешествие.
И настроение у них, наверное, было такое же веселое, как музыка, с которой мы уже знакомились. Написал это произведение немецкий композитор
И.С. Бах. и называется “Шутка”.
Какая чудесная музыка сейчас прозвучала, словно композитор музыкой хотел нам сказать, что в жизни бывает много веселого и шутливого. А если вдруг не повезет, то не надо расстраиваться, надо просто послушать веселую музыку, и настроение улучшится.
Ребята, а когда бывает грустное настроение?
(Дети придумывают ситуации)
А вот послушайте, как музыка может нам понятно и ясно рассказать про грустное настроение.
“Грустное настроение” муз. А. Штейнвиль.
О грустном запела скрипка.
В пруду услыхала рыбка.
Услыхали мак и ромашки
пастух на лугу и барашки,
На ветке зеленой птица,
Скворчиха, а может, синица,
И черная важная кошка…
И все погрустили немножко. И Михайлова.
Но мы с вами грустить не будем, потому что у нас сегодня отличное настроение. А когда настроение хорошее, что нам хочется делать?
Конечно, петь, плясать, и просто веселиться.
А если рядом с тобою друзья, то хорошее настроение будет всегда!
Ребята, поиграем в пальчиковую игру.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики, мы с тобой подружим маленькие пальчики
1, 2, 3, 4, 5 мы закончили считать.
1, 2, 3, 4, 5 начинай считать опять!
Давайте, исполним “Песенку друзей” В.Герчик.
А чтобы у наших гостей было хорошее настроение, мы им подарим песню.
“К нам гости пришли” муз. Ан. Александрова. (Исполняют в хороводе)
Ребята! К нам еще один гость торопится, встречайте!
(Звучит музыка)
Вбегает Скоморох.
Здравствуйте, ребята!
Я веселье услыхал.
Тут же сразу прибежал
Пришел к вам я не с пустыми руками, принес музыкальные инструменты и приглашаю вас на игру.
Игра. “Чей кружок быстрее соберется”
Я очень люблю ребят с веселым настроением. Пусть эти шапочки сделают ваше настроение еще прекрасным, а танец, который вы станцуете, еще веселее.
Танец “Веселые путешественники” муз. Старокодамского.
(Скоморох прощается и убегает)
Скажите, ребята, вам сегодня было весело? Ребята, а музыка может повлиять на настроение?
Я вам желаю, чтобы у вас было всегда веселое настроение. И в честь хорошего настроения давайте устроим салют! (Дети берут мелко нарезанную фольгу и с криком “Ура”! бросают вверх.
А теперь весело попрощаемся с нашими гостями. Дети поют: “До свидания!” и уходят из зала.
Литература: “Праздник каждый день” Ирина Каплунова
Ирина Новоскольцева. программа “Ладушки”
“Ритмическая мозаика” А. Буренина.