Цель урока: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильно употреблять собирательные числительные в речи.
Воспитательный аспект: воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу; воспитывать нравственный потенциал учащихся
Развивающий аспект: развивать орфографическую зоркость; развивать умение правильно определять разряд числительных
Обучающий аспект: обучать умению правильно согласовывать собирательные числительные с именами существительными
Ход урока
1 .Организационный момент
2.Активизирующий этап
А начнем сегодня мы наш урок с пословиц, потому что в каждой пословице заложен поучительный смысл, каждая пословица-это кладезь народной мудрости.
– Прочитайте и объясните смысл каждой пословицы.
– Какая тема объединяет эти пословицы? (Взаимовыручка, товарищество).
– Какая из пословиц не подходит по смыслу к остальным? Почему? (Двое пашут– семеро руками машут).
– Назовите орфограммы в глаголах.
Один и дома горюет , а двое и в поле воюют.(воюет– горюет)
Рука руку моет, и обе белы бывают.
В полплеча работа тяжела, а оба подставишь – легче справишь. (Подставишь – справишь).
Двое пашут, а семеро руками машут.
Давайте назовем в последней пословице все части речи.
Двое пашут, а семеро руками машут.
– Есть ли в пословице числительное? На какой вопрос оно отвечает? (Сколько?)
– К какой группе оно относятся? (Количественные) .Как вы определили? (По вопросу)
– А какие вы знаете разряды количественных числительных? (Собирательные, дробные, порядковые)
– Что обозначает числительное из пословицы? ( Что несколько предметов объединены как единое целое, собираются).
– Как вы думаете, к какому разряду относится числительное? ( К собирательным)
– Итак, определите тему урока. (Собирательные числительные).
– Сформулируйте цель (познакомиться с разрядом “собирательные числительные”, учиться правильно отличать их от других числительных).
Запись в тетрадь темы урока “Собирательные числительные”
3. Изучение темы “Собирательные числительные”.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на несколько вопросов.
(Вопросы на экране)
Вопросы, рассматриваемые на уроке:
1. Что обозначают собирательные числительные?
2. С какими именами существительными сочетаются
собирательные числительные?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют
собирательные числительные?
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?
– На какой из этих вопросов вы уже можете ответить? А на остальные вопросы мы с вами ответим в течение урока.
Задание по таблице
– Итак, перед нами таблица. Давайте заполним первую свободную колонку
Таким образом ,мы образовали собирательные числительные. А теперь задание по рядам: согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч. (задание выполняется в таблице), образцом для вас будет верхняя строка
(На экране таблица и на столах)
1 |
2 |
|||
Образуются |
Сочетаются |
|||
Два |
Двое |
Мужчин |
?Телят | ?Ворот |
Три |
? | ?Воин( | ? Котенок | ? Ножницы |
Четыр |
? | ? Студент( | ?Медвежонок | ? Брюки |
Пять |
? | ? Товарищ | ? Мышонок | 7 Очки |
Шесть |
? | ?Друг | ?Волчонок | ?Сани |
Семь |
? | ?Одноклассник | ?Лисенок | ?Сутки |
Восемь |
? | ? Спортсмен | ?Крольчонок | ?Коньки |
Девять |
? | ?Победитель | ?Бельчонок | ?Перила |
Десять |
? | ?Богатырь | ?Слоненок | ?Плоскогубцы |
Проверка по рядам (по цепочке)
– Какой же вывод мы можем сделать? (Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных и существительными, употребляемыми только во множествен числе)
– Давайте откроем учебники и сверим правильные ли ответы мы дали. (Чтение текста правила в учебнике 1-3 абзац).
- А какие собирательные числительные употребляются реже, чем остальные? (восьмеро, девятеро, десятеро)
- С какими еще существительными сочетаются собирательные числительные? (с сущ., называющими детей.) Приведите примеры и давайте устно составим с ними предложения. (Малыш, ребята ит.д.)
Вывод по второму вопросу.
Работа с учебником(упр. 327 устно)
– Давайте прочитаем третий вопрос плана .А для того , чтобы на него правильно ответить ,нужно просклонять словосочетание и обязательно выделить окончания в собирательном числительном и прилагательном(работа у доски и в тетрадях)
трое лучших друзей
р.п. троих лучших друзей
д.п.троим лучшим друзьям
в.п.троих лучших друзей
т.п.троими лучшими друзьями
п.п.о троих лучших друзьях
Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.
И у нас остался еще один вопрос.
– Какие еще собирательные числительные есть в русском языке?
(Оба, обе) на экране.
Оба обе
Найдите информацию в учебнике и ответьте на вопрос:
– С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе. (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)
Упр. 373 (письменно на доске и в тетради, резерв или устно)
4. Закрепление
в) задание на экране, запись на доске и в тетради.
Прочитайте предложения, укажите номера предложений (письменно), в которых допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их.
1. Трое подруг живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов
4. Трое котят забрались в папину шляпу.
Резерв.
Замените числа в скобках словами и запишите их.
Один рубит, а (7) в кулаки трубят.
Один с сошкой, а (7)с ложкой.
5. Обобщение пройденного
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Давайте еще раз вернемся к вопросам и ответим на них (на экране высвечиваются вопросы).
Вместо ответа на второй вопрос заполните кластер (итоговая схема). Эта схема нам поможет при выполнении домашнего задания.
6. Контроль знаний и умений
(Задание выполняется на листочках)
Выберите и подчеркните нужную форму
а) (Шесть – шестеро) друзей учатся на курсах.
б) У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья.
в) Недоставало (трех – троих) ножей.
г) (Двое – две) лошади скакали во весь опор.
д) Город расположен по (обоим – обеим) берегам
реки.
е) (Семь – семеро) бед – один ответ.
7. Подведение итогов урока
8. Домашнее задание
Составить предложения на тему “Дружба”, используя собирательные числительные, или упр. 374
Список литературы
1. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская “Русский язык. 6
класс”.
2. Г.А.Богданова “Уроки русского языка в 6
классе”.
3. А.А.Позднякова “Дидактические материалы по
русскому языку. 6 класс”.
4. В.П.Жуков “Словарь русских пословиц и
поговорок”.