Урок русского языка по теме "Собирательные числительные"

Разделы: Русский язык


Цель урока: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильно употреблять собирательные числительные в речи.

Воспитательный аспект: воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу; воспитывать нравственный потенциал учащихся

Развивающий аспект: развивать орфографическую зоркость; развивать умение правильно определять разряд числительных

Обучающий аспект: обучать умению правильно согласовывать собирательные числительные с именами существительными

Ход урока

1 .Организационный момент

2.Активизирующий этап

А начнем сегодня мы наш урок с пословиц, потому что в каждой пословице заложен поучительный смысл, каждая пословица-это кладезь народной мудрости.

– Прочитайте и объясните смысл каждой пословицы.

– Какая тема объединяет эти пословицы? (Взаимовыручка, товарищество).

– Какая из пословиц не подходит по смыслу к остальным? Почему? (Двое пашут– семеро руками машут).

– Назовите орфограммы в глаголах.

Один и дома горюет , а двое и в поле воюют.(воюет– горюет)

Рука руку моет, и обе белы бывают.

В полплеча работа тяжела, а оба подставишь – легче справишь. (Подставишь – справишь).

Двое пашут, а семеро руками машут.

Давайте назовем в последней пословице все части речи.

Двое пашут, а семеро руками машут.

– Есть ли в пословице числительное? На какой вопрос оно отвечает? (Сколько?)

– К какой группе оно относятся? (Количественные) .Как вы определили? (По вопросу)

– А какие вы знаете разряды количественных числительных? (Собирательные, дробные, порядковые)

– Что обозначает числительное из пословицы? ( Что несколько предметов объединены как единое целое, собираются).

– Как вы думаете, к какому разряду относится числительное? ( К собирательным)

– Итак, определите тему урока. (Собирательные числительные).

– Сформулируйте цель (познакомиться с разрядом “собирательные числительные”, учиться правильно отличать их от других числительных).

Запись в тетрадь темы урока “Собирательные числительные”

3. Изучение темы “Собирательные числительные”.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на несколько вопросов.

(Вопросы на экране)

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

1. Что обозначают собирательные числительные?
2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

– На какой из этих вопросов вы уже можете ответить? А на остальные вопросы мы с вами ответим в течение урока.

Задание по таблице

– Итак, перед нами таблица. Давайте заполним первую свободную колонку

Таким образом ,мы образовали собирательные числительные. А теперь задание по рядам: согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч. (задание выполняется в таблице), образцом для вас будет верхняя строка

(На экране таблица и на столах)

1

2

Образуются

Сочетаются

Два

Двое

Мужчин

?Телят ?Ворот

Три

? ?Воин( ? Котенок ? Ножницы

Четыр

? ? Студент( ?Медвежонок ? Брюки

Пять

? ? Товарищ ? Мышонок 7 Очки

Шесть

? ?Друг ?Волчонок ?Сани

Семь

? ?Одноклассник ?Лисенок ?Сутки

Восемь

? ? Спортсмен ?Крольчонок ?Коньки

Девять

? ?Победитель ?Бельчонок ?Перила

Десять

? ?Богатырь ?Слоненок ?Плоскогубцы

Проверка по рядам (по цепочке)

– Какой же вывод мы можем сделать? (Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных и существительными, употребляемыми только во множествен числе)

– Давайте откроем учебники и сверим правильные ли ответы мы дали. (Чтение текста правила в учебнике 1-3 абзац).

  • А какие собирательные числительные употребляются реже, чем остальные? (восьмеро, девятеро, десятеро)
  • С какими еще существительными сочетаются собирательные числительные? (с сущ., называющими детей.) Приведите примеры и давайте устно составим с ними предложения. (Малыш, ребята ит.д.)

Вывод по второму вопросу.

Работа с учебником(упр. 327 устно)

– Давайте прочитаем третий вопрос плана .А для того , чтобы на него правильно ответить ,нужно просклонять словосочетание и обязательно выделить окончания в собирательном числительном и прилагательном(работа у доски и в тетрадях)

трое лучших друзей

р.п. троих лучших друзей

д.п.троим лучшим друзьям

в.п.троих лучших друзей

т.п.троими лучшими друзьями

п.п.о троих лучших друзьях

Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.

И у нас остался еще один вопрос.

– Какие еще собирательные числительные есть в русском языке?

(Оба, обе) на экране.

Оба обе

Найдите информацию в учебнике и ответьте на вопрос:

– С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе. (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)

Упр. 373 (письменно на доске и в тетради, резерв или устно)

4. Закрепление

в) задание на экране, запись на доске и в тетради.

Прочитайте предложения, укажите номера предложений (письменно), в которых допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их.

1. Трое подруг живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов
4. Трое котят забрались в папину шляпу.

Резерв.

Замените числа в скобках словами и запишите их.

Один рубит, а (7) в кулаки трубят.

Один с сошкой, а (7)с ложкой.

5. Обобщение пройденного

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Давайте еще раз вернемся к вопросам и ответим на них (на экране высвечиваются вопросы).

Вместо ответа на второй вопрос заполните кластер (итоговая схема). Эта схема нам поможет при выполнении домашнего задания.

6. Контроль знаний и умений

(Задание выполняется на листочках)

Выберите и подчеркните нужную форму

а) (Шесть – шестеро) друзей учатся на курсах.
б) У (обоих – обеих) сестер одинаковые платья.
в) Недоставало (трех – троих) ножей.
г) (Двое – две) лошади скакали во весь опор.
д) Город расположен по (обоим – обеим) берегам реки.
е) (Семь – семеро) бед – один ответ.

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание

Составить предложения на тему “Дружба”, используя собирательные числительные, или упр. 374

Список литературы

1. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская “Русский язык. 6 класс”.
2. Г.А.Богданова “Уроки русского языка в 6 классе”.
3. А.А.Позднякова “Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс”.
4. В.П.Жуков “Словарь русских пословиц и поговорок”.