Особенности профдеятельности, характер и содержание труда бухгалтера. Работа с профессиограммой. Практическая работа "Составление сметы расходов"

Разделы: Технология


Тип урока: урок усвоения новых знаний

Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией учебной компьютерной презентации

Цели урока:

  • Актуализировать уже имеющиеся знания учащихся по теме урока;
  • Познакомить учащихся с основными особенностями профессии бухгалтера;
  • Познакомить учащихся с деловыми качествами, необходимыми для работы бухгалтера (общие и специфические);
  • Способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем включения их в систему профессиональных проб

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа);
  • Наглядные (просмотр презентации);
  • Методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся).

Дидактические средства обучения:

  • Дидактический материал с практическим заданием: кроссворд, ребусы, задачи;
  • Учебная компьютерная презентация,
  • Microsoft Excel

Изучив материал данной темы учащиеся должны:

Знать:

  • основные особенности профессии бухгалтер;
  • деловые качества, необходимые для работы бухгалтера (общие и специфические);
  • действия, наиболее характерные для профессии бухгалтера

Уметь:

  • определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для профессий бухгалтер;

Методические рекомендации

Актуализация опорных знаний

Проверка готовности учащихся к уроку

Формирование новых знаний

Вводное слово учителя:

- Профессия бухгалтера - одна из древнейших и одна из самых распространенных. Первые истоки её уходят в глубь тысячелетий.

6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;

500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец

100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.

В первобытном обществе, где хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что можно было записать, запоминали и без записи, а результаты труда были ничтожны и потому очевидны. Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки.

Древний Египет может быть уже назван в определенной степени если не родиной бухгалтерии, то по крайней мере родиной инвентаризации, текущего материального учета и контроля.

У бухгалтеров есть эмблема, признанная всем миром интернациональной, на ней изображены: солнце, весы, кривая Бернулли и начертан девиз: "Наука, доверие, независимость". Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом финансовой деятельности, весы - баланс, кривая Бернулли - символ вечности существования учета. По сохранившимся учетным документам видно, какое высокое положение занимали в древности счетные работники, как ценилось их дело.

Прошло большое количество времени и зарубки, веревки заменились конторскими счетами и микрокалькуляторами.

- Сегодня трудно представить себе бухгалтерию без высокопроизводительных компьютеров, ксероксов и другой оргтехники, облегчающей и облагораживающей труд бухгалтера. Бухгалтер практически полностью потерял чисто счетоводческие функции: его главная задача состоит теперь больше в анализе хозяйственных ситуаций, учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство. Для осуществления финансовой деятельности предприятия бухгалтер производит расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов.

- Бухгалтер - профессия, которая требуется всегда. Пока существует государство, а с ним налоговая система и финансовая отчетность, останется спрос на профессию бухгалтера. В течение последних 5 - 7 лет спрос на бухгалтерских работников достаточно устойчив. Меняется его характер, объем, требования к специалистам, но спрос остается.

- Какими основными качествами должен обладать человек, решивший свою жизнь связать с профессией "бухгалтер"?

- Какими знаниями он должен владеть? Важными качествами и медицинскими противопоказаниями?

2. Профессиограмма профессии "бухгалтер"

Знайте, бухучет - наука, -
Интереснейшая штука!
Он научит управлять,
Документы составлять,

Деньги в банке получать
И затраты подсчитать.
По налогам рассчитаться,
Чтоб внакладе не остаться.
Средства выгодно вложить,
С прибылью вопрос решить.
Чтоб доходы по процентам
С векселей и дивидендов
Поступали к вам на счет -
Изучайте бухучет!
Коль изучишь бухучет,
Сразу бизнес твой пойдет.
В общем, с багажом таким
Будешь ты незаменим.

Проводя постоянные подсчеты, бухгалтер должен постоянно контролировать самого себя, проверяя и по несколько раз пересчитывая некоторые из них. Он не должен ошибаться, поскольку его ошибки могут привести к очень серьезным последствиям и отразиться на всех сотрудниках предприятия. Бухгалтер постоянно чувствует на себе этот груз ответственности за правильность производимых им подсчетов, поэтому его работа связана с постоянным эмоциональным напряжением.

"Бухгалтера - народ бумажный,
Сухой, сидячий и чернильный,
Физически не очень сильный,
Но, тем не менее, двужильный,
Бухгалтера подков не гнут,
А множат, вычитают, делят,
И линию одну ведут,
Чтоб дебет выше был, чем кредит.

Бухгалтера работают практически в каждом предприятии и организации. На крупном предприятии отдел бухгалтерии разделяется на сектора, которые организуют учет и контроль по отдельным участкам деятельности предприятия.

Содержание труда: Бухгалтер проводит учет и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Он проверяет полученные учетные данные, обрабатывает и группирует их по определенным признакам и на их основании готовит информацию о деятельности предприятия. Бухгалтер учитывает все хозяйственные операции на предприятии, (ведет учет продукции, исчисляет ее себестоимость, ведет учет труда и заработной платы, учет издержек производства, составляет квартальный бухгалтерский отчет и итоговый баланс).

Условия труда:

Бухгалтер работает в помещении с обычным бытовым микроклиматом. Работает сидя за столом, часто использует вычислительную технику. Работа связана с огромным количеством знаковой информации (цифры, буквы), что часто приводит к большому психическому напряжению. Труд бухгалтера имеет повышенную материальную ответственность. Имеет нормированный рабочий день.

Должен знать: Статистику, финансы, кредит, анализ хозяйственной деятельности, основы управления, технологию конкретной отрасли народного хозяйства, ее экономику, организацию и планирование, методику составления отчетности.

По данной профессии необходимы хорошие знания по школьным предметам: математике, обществоведению, экономической географии.

Должен уметь: учитывать все хозяйственные операции на предприятии, составлять квартальный бухгалтерский отчет.

В настоящее время большинство бухгалтерий имеют свою вычислительную технику, поэтому бухгалтер должен уметь свободно работать на ПЭВМ.

Профессионально важные качества:

Быстро и правильно считать; проанализировать числа, за их динамикой понимать суть производственных процессов и уметь вовремя повлиять на них; терпение; выдержка; усидчивость; уравновешенность; аккуратность; требовательность; объективность; собранность; устойчивость к монотонии; кропотливость; хорошо развитый словесно-логический тип памяти и мышления;

Квалификационные требования: Курсы, ВУЗы, ССУЗы.

Физиологические требования: хорошая подвижность кистей рук и пальцев, уравновешенность нервной системы.

Медицинские противопоказания:

Плохое зрение; болезни нервной системы, тяжелые формы заболевания органов зрения и суставов кистей рук, психические заболевания, гипертония, бронхиальная астма, туберкулез.

Родственные профессии

Экономист, финансист.

Формирование практических навыков

Задание 1. "Один день из жизни"

Цель: повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Может проводиться как в малых группах (количество играющих - 6-8 человек), так и в больших (количество участников - 15-20 человек).

Время проведения упражнения от 15 до 25 минут.

Процедура проведения упражнения

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию "бухгалтер".

2. Общая инструкция: Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника - бухгалтера. Это будет рассказ состоящий только из существительных.

К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: "звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок - дом - постель".

В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу бухгалтера, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

3. Ведущий называет первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков мало (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. Обсуждение. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился или нет целостный рассказ? Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Примечание:

Опыт показывает, что участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Задание 2.

Приложение 1

Задание А Выполните необходимые расчёты.

Определите: минимальный оклад, самую большую начисленную сумму, общую сумму начисленных денег.

Оклады и начисленные суммы представьте в денежном формате с двумя знаками после запятой

Задание Б

Рассчитайте размер премии работников отдела № 25, начиная с Сухова К.Р., если известно, что премия составляет 15% от премии Иванова. Результат занесите в графу Премии.

Надбавка составляет 10% от суммы Зарплаты и Премии.

Налог составляет 20% от суммы Зарплаты и Премии плюс 14% от Надбавки.

Доход равен сумме Зарплаты, Премии и Надбавки за вычетом Налога.

Найдите итоги, среднее, наибольшее и наименьшее значения по всем графам.

Задание В

НДС - налог на добавленную стоимость, равный 21% от дохода предприятия;

заработная плата составляет 30 % от дохода предприятия;

страховой взнос составляет 37 % от заработной платы.

Произведите все необходимые расчёты.

Подсчитайте чистый доход каждого предприятия. Чистый доход состоит из Дохода предприятия за вычетом НДС, Заработной платы, Социального страхования.

Определите максимальную сумму Чистого дохода среди предприятий.

Определите итоговые суммы для каждой графы.

Задание 3. Проверьте свои знания

1. Вставьте слова, которые означали бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ДОЛЖНИК ( ???) НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

НЕДОСТАТОК (???) УБЫТОК

ДОЛГ (???) ССУДА

Ответы: банкрот, дефицит, кредит

2. Вставьте слова, которые означали бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

РЫНОЧНАЯ (???) УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВОМ

Ответы: экономика

3. Исключите лишнее слово.

1) АКЦИЯ 2) МОТАЛЬЩИЦА

ВАЛЮТА ПРЯДИЛЬЩИЦА

ДИЛЕР ТРЕПАЛЬЩИЦА

ТРЕСТ ЭКОНОМИСТ

Ответы: трест, экономист

Задание 4. Ребусы.

В этих ребусах зашифрованы понятия прикладной экономики. Расшифруйте их.

Приложение 2

Ответы: валюта, зарплата, закладная, деньги, квота, конверсия, меценат, импорт, приватизация, экспорт

Задание 5. Кроссворд

По горизонтали:

3 - в торговой политике - способ установления количественных ограничений; 4 - временная передача другому лицу денежных средств или товаров; 6 - договор купли-продажи товаров или услуг; 7 - ссуда, предоставляемая банком; 11-деятельность, направленная на получение прибыли; 12 - ценная бумага, выпускаемая предприятием, основанным на коллективной собственности; 13 - соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим; 16 - ревизор, контролирующий и анализирующий финансовую деятельность; 18 - денежная единица той или иной страны; 20 - имущественные или интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты с целью получения прибыли или достижения социального эффекта; 21 - документ, провозглашающий какие-либо принципы или содержащий определенную информацию; 22 - финансовое поступление от деятельности предприятия.

По вертикали:

1 - торговый посредник, не выступающий самостоятельной стороной в сделке; 2 - стоимость товара в денежном выражении; 3 - изменение структуры производства предприятий; 4 - система мер, направленных на возмещение потерь от стихийных бедствий, аварий, несчастных случаев и т. п.; 5 - выпуск в обращение ценных бумаг и денежных знаков; 8 - ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство юридического или физического лица уплатить по наступлении срока кредитору определенную сумму денег; 9 - часть финансовых поступлений, остающаяся после возмещения текущих затрат и процентов по кредитам банков; 10 - юридическое или физическое лицо, совершающее юридические сделки за счет и в интересах другого лица; 11-несостоятельный должник; 14 - ценная бумага, удостоверяющая внесение владельцем денежных средств; 15 - предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, учреждений, организаций и граждан; 17 - представление покупателей о престиже фирмы, качестве товаров и услуг, репутации руководителей; 19 - публичные торги по принципу состязательности покупателей.

Приложение 3

По горизонтали:

3 квота, 4 ссуда, 6 контракт, 7 кредит, 11 бизнес, 12 акция, 13 новация, 16 аудит, 18 валюта, 20 инвестиция, 21 декларация, 22 доход.

По вертикали:

1 брокер, 2 цена, конверсия, 4 страхование, 5 эмиссия, 8 вексель, 9 прибыль, 10 агент, 11 банкрот, 14 облигация, 15 бюджет, 17 имидж, 19 аукцион

Задание 6.

Бухгалтер-тест

1. Любишь ли ты делать подсчеты?

Начало формы

  1. Да, если нужно (А)
  2. Долгие и сложные подсчеты меня утомляют, но приходится делать (Б)
  3. Не люблю! Я часто делаю ошибки в расчетах (В)

Конец формы

2. Знакома ли тебе такая программа, как Excel?

Начало формы

  1. Не-а, у меня нет компьютера (В)
  2. Краем уха где-то слышал (а) (Б)
  3. Да, я хорошо знаю эту программу! (А)

Говорят ли тебе, что у тебя призвание быть бухгалтером?

  1. Иногда говорят (Б)
  2. Это все окружающие замечают, да и я тоже такого мнения (А)
  3. Никто не говорил... они все просто мне завидуют! (В)

4. Как у тебя успехи в географии?

  1. Все О'кей, учусь на отлично (А)
  2. Да так себе... (Б)
  3. Лучше не спрашивать, ненавижу этот предмет! (В)

5. Кто-то из твоих родных работает в этой сфере?

  1. Абсолютно никто, но я буду первопроходцем! (В)
  2. Да у нас целая династия бухгалтеров! (А)
  3. Мама/отец бухгалтер (Б)

6. Экономист-- то же самое, что бухгалтер?

  1. Да, бесспорно (В)
  2. Не могу точно сказать (Б)
  3. Нет, это две разные профессии (А)

7. Ты узнал(а) много нового на школьном курсе экономики?

  1. Я почти все знал(а) раньше, потому что интересуюсь этим уже давно (А)
  2. Довольно многое было мне неизвестно (Б)
  3. Сплошные открытия! Неудивительно, мы же не учили этот предмет в младших классах... (В)

8. Почему ты считаешь, что ты будешь востребован(а) как бухгалтер?

  1. Это интересная, престижная профессия, где можно сделать карьеру (Б)
  2. А кем мне еще быть? Я же больше ничего не знаю! (В)
  3. Мне нравятся экономика и точные науки, я разбираюсь в этом (А)

Результаты:

  • больше А - у тебя есть способности. Если ты отвечаешь правдиво, то из тебя получится высококлассный бухгалтер. Главное, продолжать совершенствовать себя.
  • больше Б - у тебя нет ярко выраженной склонности к этому роду занятий, поэтому попробуй пройти другие тесты, предложенные на этом сайте. Но при упорном труде и работе над собой ты можешь добиться успеха и в экономике.
  • больше В - скорее всего, бухгалтера из тебя не получится. Тут одного искреннего желания мало.

Итог урока:

  • Мы с вами познакомились с основными особенностями профессии бухгалтера;
  • Вы узнали деловые качества, необходимые для работы бухгалтера;
  • Попробовали себя в роли бухгалтера-экономиста.

Спасибо за урок.