Введение
Трудно найти человека, который не хотел бы быть счастливым. Психологи и социологи разных стран провели исследования, чтобы выяснить, что же влияет на удовлетворенность жизнью, на ощущения счастья. На одном из первых мест стоит приносящая удовлетворение работа.
Наша экономика стала рыночной, и гарантировать трудоустройство может только спрос на представителей выбранной профессии со стороны работодателей. А этот спрос может и измениться. К сожалению, невозможно абсолютно точно сказать, как изменится спрос на профессии уже через несколько лет. Но можно предположить, какие специальности и профессии будут востребованы. Какие требования выдвигает «современный рынок труда» к специалисту, какими деловыми качествами должен обладать работник, какие главные особенности поведения должны присутствовать у работника, для того чтобы быть нужным и полезным работодателю. Почему у некоторых людей карьера может и не состояться?
Многолетний опыт работы со старшими подростками в Социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних показывает, что большинство старших воспитанников, стоящих на пороге самостоятельной жизни, испытывают трудности в общении со взрослыми людьми, что приводит к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах с людьми, застенчивости, замкнутости или агрессивности, конфликтности. В дальнейшем это отражается на процессе принятия жизненно важных решений, в том числе в плане профессионального самоопределения, в профессиональном выборе, поиске работы, в трудоустройстве, профессиональном росте. Получение образования и в дальнейшем профессиональная карьера и трудовая деятельность любого человека во многом зависят от его активной жизненной позиции, желания и умения ладить с окружающими людьми, от способности «преподнести» себя на рынке труда, адекватно оценив ситуацию и реакцию на свое поведение.
Поэтому возникла необходимость организации работы по обучению старших воспитанников Центра основам трудового законодательства, юридическим аспектом трудовых взаимоотношений, навыкам и приемами самостоятельного поиска работы, эффективной самопрезентации, а также формированию у подростков навыков конструктивного взаимодействия в коллективе. Решению вышеперечисленных задач способствует разработанная мною программа «Старт», которая адаптирована и модифицирована к условиям и категории воспитанников СРЦН (учитывая относительную кратковременность пребывания детей и подростков в нашем учреждении, нередко отставание в развитии и педагогическую запущенность, отклонения от норм поведения, сниженную мотивацию к трудовой деятельности). За основу данной программы взята программа государственной службы занятости населения и департамента молодежной политики по Кемеровской области «Трамплин».
Программа «Старт» предназначена для старших подростков, которые планируют свой профессиональный путь, выбирают профессию или учебное заведение, или заняты поиском работы после окончания профессионального заведения. Программа также может быть ориентирована на выпускников школ, абитуриентов и студентов профессиональных учебных заведений. Знания и навыки, полученные во время обучения по данной программе помогут также безработным и работающим людям, которые хотят сменить профессию или поменять работу. Овладение навыками конструктивного поведения, проявление самостоятельности и активной жизненной позиции в поиске работы и трудоустройстве, а также сформированные персональные навыки (внешний вид, уверенность в себе) будут способствовать повышению конкурентоспособности любого человека на рынке труда.
Реализация программы происходит в несколько этапов
1. Подготовительный
Включает в себя разделы, направленные на устранения психологических предпосылок, препятствующих конструктивному общению, выработку навыков уверенного поведения, повышение стрессоустойчивости.
2. Формирование конструктивных моделей поведения в практической деятельности
Включает в себя разделы, направленные на формирование навыков общения с работодателем при личной встрече и при помощи технических средств общения. Развитие навыков делового этикета и умение «подать» себя – внешний вид, уверенность в себе, пунктуальность, самосовершенствование.
3. Техника поиска работы, трудоустройство
Включает в себя разделы, направленные на изучение особенностей рынка труда своего города или местности, умение получить и эффективно использовать информацию о потенциальном работодателе. Ознакомление с вариантами самостоятельного поиска работы, с юридическим аспектом трудоустройства, с умением составлять резюме, заполнять необходимую документацию при трудоустройстве.
Формы и методы работы
Работа по программе включает в себя:
- теоретический материал - направлен на овладение базовыми знаниями;
- тестовые задания - исследование личностных особенностей, интересов и склонностей подростка;
- практические занятия представлены в форме ролевых игр, тренингов, игровых упражнений;
- экскурсии на предприятия и организации города (посещение отдела кадров, производственных цехов, встреча с руководителями и представителями рабочих профессий), посещение Центра занятости населения.
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | |
---|---|---|---|
теория | практика | ||
1 |
Введение | 1 |
|
2 |
Уверенное поведение | 1 |
1 |
3 |
Общение. Виды общения | 1 |
|
4 |
Развитие персональных навыков общении | 1 |
1 |
5 |
Общение по телефону | 1 |
|
6 |
Техника поиска работы | 1 |
|
7 |
Составление резюме | 1 |
|
8 |
Трудоустройство | 1 |
2 |
9 |
Юридические аспекты трудоустройства | 1 |
1 |
10 |
Особенности современного рынка труда | 1 |
|
11 |
Изучение пошаговых практических советов при трудоустройстве | 1 |
1 |
12 |
Как достичь успеха в профессиональной деятельности | 1 |
2 |
13 |
Как закрепиться на рабочем месте и стать успешным профессионалом | 1 |
|
14 |
Экскурсии | 4 |