Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”
(Сократ)
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Учеными доказано, что 75% болезней взрослых заработаны в детские годы. Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность? Просиживают часами перед мониторами компьютеров, играют в различные игры и головоломки. Ребенок пришел в школу, его усаживают за парту, и его двигательная активность снижается на 50%. Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходя на помощь всему организму. Являясь классным руководителем в 6 классе, мы приняли участие в городском конкурсе “Самый здоровый класс”, целью которого являлось совершенствование деятельности МОУ по охране и укреплению здоровья учащихся.
Наш выбор-здоровый образ жизни. “Если хочешь быть здоров - будь им” На основе социологического опроса, который был проведен в классе, 95% учащихся класса испытывают образовательные потребности в области здоровьесбережения, идею оздоровления образовательной среды поддерживают 100% родителей класса. Вместе с учащимися разработали программу, способствующую сохранению и укреплению здоровья.
ЦЕЛЬ: Создание благоприятных условий для формирования навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
1. Развить потребность ведения
здорового образа жизни;
2.Создать условия для активного отдыха, занятости
учащихся в спортивных секциях и кружках;
3. Формировать индивидуальный способ физического
самосовершенствования через соревнования,
конкурсы, игры, прогулки, экскурсии, спортивные
переменки, утреннюю гимнастику, занятия по ПДД .
Поставленные цели и задачи будут осуществляться путем сотрудничества с медицинским работником школы, школьным психологом, учителем физкультуры, учителями- предметниками, родителями учащихся, с внешкольными организациями; путем формирования у учащихся позитивного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья и организации внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Ожидаемые результаты:
- развитие интеллекта учащихся;
- усиление мотивации учащихся к участию в соревнованиях, конкурсах, спортивных мероприятиях и посещение спортивных секций;
- приобщение всех учащихся класса к здоровому образу жизни;
Мониторинг:
- анкетирование учащихся и родителей класса;
- отслеживание результатов участия учащихся в различных конкурсах и соревнованиях;
- сочинение-рассуждение “Каким я стал за этот год?”.
Принципы жизнедеятельности 6 “Б” класса
Познай себя – это интересно!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Физическая культура и спорт:
- Физкультурные досуги и развлечения
- Дни здоровья;
- Занятия в спортивных секциях;
- Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта;
- Встречи со спортсменами.
Работа с родителями:
- Родительские собрания, беседы, лекции;
- Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
- Консультационная служба (помощь специалистов: психолога, логопеда инструктора по физической культуре, педиатра, педагога).
Учебно-воспитательная работа:
1. Беседы, лекции, встречи со специалистами (врачами), практикумы, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни : простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи.
2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
- Физкультминутки во время занятий;
- Проветривание помещений;
- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
3. Специально организованная двигательная активность ребёнка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры.
Воспитание культуры поведения:
- Гигиена тела;
- Культура питания;
- Культура общения;
- Воспитание нравственности;
Формы организации
- общешкольные Дни здоровья;
- походы выходного дня;
- прогулки в лес;
- экскурсии краеведческого направления;
- соревнования и спортивные праздники:
- спортивные турниры;
- спортивные праздники, приуроченные к тем или иным датам и событиям;
- товарищеские встречи по разным видам спорта;
- урочные и внеурочные спортивно – оздоровительные мероприятия:
- профилактика заболеваний у учащихся
- беседы, лекции;
- динамические паузы;
- физминутки;
Организация конкурса
- Общешкольный творческий конкурс "Самый здоровый класс" проводится в течение года согласно программе.
- Для подведения предварительных итогов в течение всего времени работает экспертная комиссия.
- Для подведения окончательных итогов создается
жюри, в состав которого включаются
администрация, педагоги, учащиеся, родители.
(Приложение 1)
Моменты работы по сохранению, развития и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий в классе.
1. Мониторинг
Уровень общей заболеваемости в классе
I четверть – 33 дня
II четверть – 61 день
III четверть – 28 дней
IV четверть - 8 дней
2. Занятость учащихся класса
В нашем классе 26 учащихся.
|
5 класс |
6 класс |
7 класс |
Спортивные секции |
12 |
16 |
16 |
Художественно – эстетические школы, кружки. |
6 |
10 |
10 |
Другие кружки |
5 |
4 |
13 |
3. Участие в мероприятиях различного уровня
Ребята приняли активное участие в следующих мероприятиях и заняли призовые места:
1.В осеннем кроссе
2. В спортивных соревнованиях
- по баскетболу
- по волейболу (команда девочек и мальчиков)
3. В спортивном празднике “Спортивная
Феерия”
4. Открытие катка
5. Провели День здоровья
6. Несколько раз организовали походы выходного
дня:
- на каток (любимый зимний вид спорта всех наших девочек)
- в наш сказочный лес (на санках и лыжах)
- прогулки в лес.
7. Побывали на ледяных горках новогодней елки.
Проводили классные часы
- “Организация моего рабочего дня” (режим дня)
- “Мир моих увлечений”,
- “ О курении и вредных привычках”,
- “Мы за здоровый образ жизни” и т.д.
Провели анкетирование
“Кто я, какой я?
“Образ жизни школьников и их отношение к занятиям физической культурой”.
Провели выставку рисунков “Мы за здоровый образ жизни”
- Спортивные соревнования, праздники
- Встречи со знаменитыми спортсменами
- Конкурсы: “Веселая физкультминутка”
Согласно плану проведены тактические учения по эвакуации учащихся в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Проведена с учащимися разъяснительная работа по предупреждению травматизма и соблюдению правил ТБ.
Ребята активно участвовали в соревнованиях различного уровня, даже международного ( в классе есть спортсмены, которые занимаются в секциях несколько лет), спортивных праздниках, Дне здоровья, походах и экскурсиях, выставке-конкурсе рисунков, проведении мероприятий направленных на привитие навыков ЗОЖ. Занятость учащихся внеурочной деятельностью составила 93%, 9 учащихся посещали по 2 секции или кружка, средний бал по физической культуре за год – 4.6. Вредных привычек – нет.
Результаты оформили в виде презентации и папки “Самый здоровый класс”
Итогом нашей совместной деятельности явилось укрепление здоровья учащихся и Диплом за 3место в городском фестивале “Здоровье”
Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни учащихся является одной из приоритетных задач образовательного учреждения.
Индивидуальный образ жизни человека складывается в детстве, следовательно, нельзя переоценить значение школьного возраста, когда формируется самоконтроль, внутренний план действий, рефлексия, самооценка и самосознание. Именно эти качества являются основой для самостоятельного формирования здорового образа жизни. Поэтому в период взросления важно научить детей заботится о своем здоровье, управлять своим поведением, формировать полезные привычки и увлечения в отношении к здоровому образу.
Литература.
1.Рожков М.И. Организация
воспитательного процесса в школе. М.:Владос,2001.
2. ДереклееваН.И., Савченко М.Ю. Справочник
классного руководителя: 5-9классы. М., ВАКО,2007.
3. Рожков М.И. Классному руководителю.
Учебно-методическое пособие. М.: Владос,200