Часто для учителей в регионах, удаленных от центра нашей страны, является проблемой убедить школьников в том, что английский язык может успешно использоваться ими не только на уроках, но и в реальной жизни.
Одним из возможных решений этой проблемы может стать использование аутентичных художественных фильмов на английском языке.
Просмотр фильмов в процессе обучения дает большие возможности для развития умений и навыков во всех видах речевой деятельности, видеофильмы придают учебному процессу максимальную коммуникативную направленность, кроме того, это один из самых приятных способов изучения английского языка и тренировки восприятия речи на слух.
Одно из множества достоинств использования фильмов - это настоящий живой разговорный английский язык, в котором присутствуют сленговые выражения и обороты, которых может не быть в словарях. Художественные фильмы создаются для носителей языка, поэтому в них говорят так же, как в реальной жизни. Понимание живого английского языка является одной из основных целей его изучения.
Еще одним достоинством просмотра фильмов является возможность развития социокультурной компетенции учащихся – приобщение их к культуре англоязычных стран, знакомство с реалиями, развитие умения сравнивать традиции и быт своей страны и стран изучаемого языка.
Часто школьники считают, что просмотр фильма на английском ? слишком трудная задача для них. Но, если фильм подобран правильно, с учетом возрастных особенностей, интересов и уровня владения языком, его понимание не вызывает особых затруднений. При этом происходит развитие компенсаторных умений – языковой догадки, прогнозирования содержания.
При просмотре фильма учащиеся получают информацию сразу по двум каналам: зрительному и слуховому. Зрительный ряд помогает лучше запомнить языковые структуры, расширить словарный запас и стимулирует развитие речевых навыков и навыков аудирования. Иногда бывает довольно сложно разобрать некоторые слова и фразы, так как речь очень ритмичная. В таких ситуациях на помощь учащимся приходят субтитры. Благодаря им можно понять не только отдельные слова, но и весь смысл диалогов.
Еще одно достоинство - это интерес от просмотра фильма, который служит стимулом к изучению языка, делает процесс усвоения иноязычного материала более живым, проблемным, эмоциональным.
Использование художественных фильмов в процессе изучения английского языка позволяет также сформировать у учащихся умение самостоятельной работы над английским языком.
Задания к фильму “Nim’s Island”
Part 1
а) Снятие лексических трудностей
buccaneer | пират, морской разбойник |
to swallow | проглотить |
species | вид (животных, растений) |
to obsess | преследовать (о навязчивой идее) |
particle | частица, частичка |
knot | узел (мера скорости, 1,87 км/ч) |
captor | захватчик, захвативший в плен |
entire | полный, целый |
pit | яма, углубление |
courage | храбрость |
International words:
oceanographer
globe (to travel around the globe)
pelican
marine biologist
National Geographic
б) Просмотр фрагмента “Life on the island”
в) Проверка понимания основной информации
Choose “True” or “False”
- Nim’s mother was a scientist and something happened to her. She is not alive now.
- Nim’s father teaches her everything she knows.
- Galileo is a sea lion, Selkie is a lizard, Fred is a pelican.
- Nim has a rich imagination.
- Nim and her father like their life on the island very much.
- Nim’s father is a writer.
- The ship comes every week and brings things that Nim and her father need.
- Alex Rover is the hero of the book of adventures, he is very brave.
- Nim wants to be as brave as Alex Rover.
- Nim and her father are real friends.
Keys: 1T 2F 3F 4T 5T 6F 7F 8T 9T 10T
Part 2
а) Снятие лексических трудностей
right angles |
прямые углы |
editor |
издатель |
sacrifice |
жертва |
alga – algae (pl.) |
морские водоросли |
satellite |
спутник |
familiar |
хорошо знакомый |
mess |
беспорядок |
leak |
течь |
mast |
мачта |
ash |
зола |
agoraphobic |
боязнь открытого пространства |
б) Просмотр фрагмента “Nim and Alex Rover”
в) Проверка понимания
Answer the questions:
- Who was Alex Rover indeed? (a writer Alexandra Rover)
- Was she as brave as her hero? (No, she wasn’t. She is agoraphobic)
- What was she going to do with her hero? (He might die in volcano lava)
- Why did she e-mail to Nim’s father? (She wanted to learn more about volcanoes)
- Why did Nim’s father sail to the open sea one day? (to watch algae growth, it is one-in-a-lifetime experience)
- Why didn’t Nim go with him? (she wanted to save little turtles which were going to come out of eggs)
- When was Jack going to be back? (in two days)
- What happened with Jack in the sea? (There was a storm, the ship had a leak and lost the mast)
- Who came to the island one day and what did those people want? (the buccaneers, they wanted to make the buccaneer paradise here)
- What did the girl ask Alex Rover for? (to come)
г) Задание на развитие устной речи:
- дать характеристику персонажей (Nim, father, Alexandra);
- определить и описать место и время событий;
- назвать запомнившиеся фразы, выражения, идиомы;
- объяснить мотивы поступков действующих лиц;
- воспроизвести диалог между участниками;
- рассказать “по цепочке” сюжет увиденного.
Список литературы:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Дворжец О. С. Интеграция аутентичных видеозаписей в учебный процесс по иностранному языку
- Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов: Дис. канд. пед. наук. – Пятигорск, 1998.
- Материалы сайтов native-english.ru, elf-english.ru и filolingvia.com