Урок истории в 11-м классе по теме "Россия НЭПовская: поиск оптимальной модели строительства социализма"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  1. Раскрыть причины перехода к новой экономической политике, ее сущность. Определить значение нэпа для дальнейшего развития страны и установить причины ее свертывания.
  2. Продолжить формирование умений учащихся вычленять главное, изучать исторические источники, извлекая из них новые сведения.
  3. Развитие творческих навыков через интерактивные приемы.
  4. Формирование умений учащихся работать в группах.

Оборудование: рабочий лист, карточки с заданиями, исторические документы, презентация.

План изучения материала:

  • Социально-экономическое положение страны после окончания гражданской войны и иностранной интервенции.
  • Цели нэпа, его сущность и реализация.
  • Кризисы и итоги нэпа.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на группы, распределяются роли (лидер, хронометрист, докладчик), группы обеспечиваются материалами и заданиями.

Повторение правила работы в группе.

2.

Изучение темы начинается с итогов окончания гражданской войны с выявления острой необходимости поворота к новой экономической политике.

I. Факты:

– политика “военного коммунизма” после окончания гражданской войны не отвечала интересам народа;

– по стране прокатилась волна крестьянских волнений;

– антисоветские мятежи (на Украине, в Сибири, в Средней Азии, Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях);

– мятеж моряков в Кронштадте.

Вывод:

– угроза потери власти большевиками;

– советское правительство приступает к изменению курса.

В.И.Ленин в 1921 г. говорил: “Мы натолкнулись на большой – я полагаю, на самый большой,– внутренний политический кризис Советской России. Это внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих”.

Таким образом, поворот к нэпу был осуществлен под жестоким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений.

Презентация – 1 слайд

1 – задание группам: X съезд РКП (б) (март 1921г.) принял решение: сделать первый шаг к новой экономической политике.

Прочитав текст учебника: “ Россия и мир в XX– начале XXI века ”стр.184 –(переход к нэпу),

1– выделите причины и цели новой экономической политики;

2– запишите текст в рабочий лист.

На выполнение задания, дается 10 минут, за временем следит хронометрист.

После выполнения задания группы обмениваются полученными результатами (выступление докладчика).

Презентация – 2 слайд.

II.

М.А.Булгаков оставил зарисовки облика Москвы начала 1922 года.

“То тут, то – там стали отваливаться деревянные щиты, из-под них глянули на свет после долгого перерыва запыленные и тусклые магазинные витрины. В глубине запущенных помещений загорелись лампочки, и при свете их зашевелилась жизнь: стали приколачивать, чинить, распаковывать ящики и коробки с товарами. Вымытые витрины засияли. Трудно понять, из каких таинственных недр обнищавшая Москва ухитрилась извлечь товар, но она достала его щедрой рукой. ……. Магазины стали расти как грибы: государственные, кооперативные, артельные, частные. Кондитерские на каждом углу…..Выставки гастрономических магазинов поражают своей роскошью.

На оголенные стены цветной волной полезли вывески, одни сделанные на скорую руку, другие постоянные, по новому правописанию и прибиты огромными прочными костылями. Надолго значит……”.

2-задание группам:

Прочитав текст учебника: “ Россия и мир в XX– начале XXI века ”стр.184-185 – (концепция нэпа)

1– выделите сущность новой экономической политики;

2– запишите текст в рабочий лист.

На выполнение задания, дается 10 минут, за временем следит хронометрист.

После выполнения задания группы обмениваются полученными результатами (выступление докладчика).

Презентация – 3 слайд.

III.

Провозгласив новую экономическую политику, допускавшую возвращение рыночных элементов в экономику страны при сохранении административно-командных рычагов в ее управлении. Переход к нэпу способствовал восстановлению страны, но противоречия между рыночными и административно-командными принципами вызывали частные сбои хозяйственного механизма.

Учитель– работа с презентацией – 4,5 слайды.

3-задание группам:

Прочитав текст учебника: “ История России 1900-1945”стр.178-179 (максимальное развитие нэпа), стр.180-181 (кризис нэпа)

1– выделите кризисы и итоги новой экономической политики;

2– запишите текст в рабочий лист.

На выполнение задания, дается 10минут, за временем следит хронометрист.

После выполнения задания группы обмениваются полученными результатами (выступление докладчика).

IV.

Современники экономических реформ относились к нэпу по-разному.

4 – задание группам:

Проанализировав тексы документов, ответьте на вопросы, запишите ответ в рабочий лист.

На выполнение задания дается 20 минут, за временем следит хронометрист.

После выполнения задания группы обмениваются мнениями и суждениями по работе с документом.

И. В. Сталину принадлежит следующее определение нэпа: “Нэп – особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капиталистических элементов при наличии командных высот у пролетарского государства, рассчитанная на борьбу капиталистических и социалистических элементов, рассчитанная на возрастание социалистических элементов над капиталистическими, рассчитанная на уничтожение классов, на построение социалистической экономики ”.

Современный историк А.К.Соловьев считает, что “нэп – это цикл последовательных мероприятий по выходу из кризиса, которые диктовались скорее объективными обстоятельствами, чем какими– либо идеями, и которые постепенно оформлялись в попытку наметить программу построения социализма экономическими методами”.

Вопрос: – В чем принципиальная разница в этих двух определениях нэпа?

– Можно ли согласиться с мнением современного историка?

Проанализируйте приведенную ниже информацию, ответьте на вопросы.

“ Поворот к нэпу был нелегким для Ленина, он должен был открыто признать допущенные большевиками ошибки и принять программу действий, которую предлагали его политические противники. Немалым усилием политической воли и интеллекта Ленин сумел начать этот поворот и в очередной раз спасти большевиков от почти неминуемого поражения. Уже во время подготовки к Х съезду РКП (б) в верхах партии началось обсуждение вопроса о замене продразверстки продналогом. Кронштадтский мятеж положил конец сомнениям.

На основании решения Х съезда партии декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. продовольственная разверстка была отменена. Вместо нее вводился продовольственный налог, не слишком обременительный размер, которого был объявлен заранее. В несколько этапов в стране была введена свобода торговли ….. Ленин призывал теперь большевиков “учиться торговать”, что стало для некоторых из них поворотом к самоубийству…..

Благодаря воздействию нэпа стало проявляться уже к концу1921 г. Нэп смягчили последствия тяжелого неурожая 1921 года, охватившего все Поволжье. Голод в Поволжье стал следствием не только неурожая, но и продразверстки и Гражданской войны: у крестьян не осталось никаких страховых запасов зерна и других продуктов. Все отбирали и Красная и Белая армии.

В 1922 году позитивные результаты новой экономической политики были очевидны для всех. Увеличились заготовки и производство хлеба и других продуктов, возрождались мелкое. А затем и крупное производство, в городах шла оживленная торговля, открылись, магазины, разные лавки, столовые, рестораны, пекарни. Постепенно восстанавливалось нормальное денежное обращение”.

( Медведев Р.Русская революция 1917 года: победа и поражение большевиков. М. ,1997. С.87-88.)

  1. Как вы думаете, что имел в виду автор, говоря, что Ленин поворотом к нэпу спас большевиков от почти неминуемого поражения?
  2. Какие еще меры, предусмотренные на этом, в дополнение к названным вы можете перечислить?
  3. Почему некоторые большевики негативно восприняли переход от “военного коммунизма ” к нэпу?
  4. Какие перспективы в развитии России создавал нэп?
  5. Чем можно объяснить тот факт, что со второй половины 80-х гг. в нашей стране стали проявлять большой интерес к политике нэпа?

V. Итог урока подводится интерактивным методом “Займи позицию”

Вопрос учащимся – Насколько эффективна и адекватна целям власти политика нэпа?

Вы за ее развитие или свертывание? Позицию обосновать с точки зрения большевистской власти.

(Упрочив свое положение, партия стремится к ужесточению политического режима, идет борьба за власть, в ходе которой субъективно разрешается и судьба нэпа).

Лидеры групп подводят итоги работы учащихся в группах. Выставление оценок.

Рефлексия.

Д/З. “ Россия и мир в XX– начале XXI века ” п. 28,стр.184-187.

“История России 1900-1945” п.11.

Приложение