Задачи:
- Раскрыть причины перехода к новой экономической политике, ее сущность. Определить значение нэпа для дальнейшего развития страны и установить причины ее свертывания.
- Продолжить формирование умений учащихся вычленять главное, изучать исторические источники, извлекая из них новые сведения.
- Развитие творческих навыков через интерактивные приемы.
- Формирование умений учащихся работать в группах.
Оборудование: рабочий лист, карточки с заданиями, исторические документы, презентация.
План изучения материала:
- Социально-экономическое положение страны после окончания гражданской войны и иностранной интервенции.
- Цели нэпа, его сущность и реализация.
- Кризисы и итоги нэпа.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учащиеся делятся на группы, распределяются роли (лидер, хронометрист, докладчик), группы обеспечиваются материалами и заданиями.
Повторение правила работы в группе.
2.
Изучение темы начинается с итогов окончания гражданской войны с выявления острой необходимости поворота к новой экономической политике.
I. Факты:
– политика “военного коммунизма” после окончания гражданской войны не отвечала интересам народа;
– по стране прокатилась волна крестьянских волнений;
– антисоветские мятежи (на Украине, в Сибири, в Средней Азии, Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях);
– мятеж моряков в Кронштадте.
Вывод:
– угроза потери власти большевиками;
– советское правительство приступает к изменению курса.
В.И.Ленин в 1921 г. говорил: “Мы натолкнулись на большой – я полагаю, на самый большой,– внутренний политический кризис Советской России. Это внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих”.
Таким образом, поворот к нэпу был осуществлен под жестоким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкономических, социальных, политических отношений.
Презентация – 1 слайд
1 – задание группам: X съезд РКП (б) (март 1921г.) принял решение: сделать первый шаг к новой экономической политике.
Прочитав текст учебника: “ Россия и мир в XX– начале XXI века ”стр.184 –(переход к нэпу),
1– выделите причины и цели новой экономической политики;
2– запишите текст в рабочий лист.
На выполнение задания, дается 10 минут, за временем следит хронометрист.
После выполнения задания группы обмениваются полученными результатами (выступление докладчика).
Презентация – 2 слайд.
II.
М.А.Булгаков оставил зарисовки облика Москвы начала 1922 года.
“То тут, то – там стали отваливаться деревянные щиты, из-под них глянули на свет после долгого перерыва запыленные и тусклые магазинные витрины. В глубине запущенных помещений загорелись лампочки, и при свете их зашевелилась жизнь: стали приколачивать, чинить, распаковывать ящики и коробки с товарами. Вымытые витрины засияли. Трудно понять, из каких таинственных недр обнищавшая Москва ухитрилась извлечь товар, но она достала его щедрой рукой. ……. Магазины стали расти как грибы: государственные, кооперативные, артельные, частные. Кондитерские на каждом углу…..Выставки гастрономических магазинов поражают своей роскошью.
На оголенные стены цветной волной полезли вывески, одни сделанные на скорую руку, другие постоянные, по новому правописанию и прибиты огромными прочными костылями. Надолго значит……”.
2-задание группам:
Прочитав текст учебника: “ Россия и мир в XX– начале XXI века ”стр.184-185 – (концепция нэпа)
1– выделите сущность новой экономической политики;
2– запишите текст в рабочий лист.
На выполнение задания, дается 10 минут, за временем следит хронометрист.
После выполнения задания группы обмениваются полученными результатами (выступление докладчика).
Презентация – 3 слайд.
III.
Провозгласив новую экономическую политику, допускавшую возвращение рыночных элементов в экономику страны при сохранении административно-командных рычагов в ее управлении. Переход к нэпу способствовал восстановлению страны, но противоречия между рыночными и административно-командными принципами вызывали частные сбои хозяйственного механизма.
Учитель– работа с презентацией – 4,5 слайды.
3-задание группам:
Прочитав текст учебника: “ История России 1900-1945”стр.178-179 (максимальное развитие нэпа), стр.180-181 (кризис нэпа)
1– выделите кризисы и итоги новой экономической политики;
2– запишите текст в рабочий лист.
На выполнение задания, дается 10минут, за временем следит хронометрист.
После выполнения задания группы обмениваются полученными результатами (выступление докладчика).
IV.
Современники экономических реформ относились к нэпу по-разному.
4 – задание группам:
Проанализировав тексы документов, ответьте на вопросы, запишите ответ в рабочий лист.
На выполнение задания дается 20 минут, за временем следит хронометрист.
После выполнения задания группы обмениваются мнениями и суждениями по работе с документом.
И. В. Сталину принадлежит следующее определение нэпа: “Нэп – особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капиталистических элементов при наличии командных высот у пролетарского государства, рассчитанная на борьбу капиталистических и социалистических элементов, рассчитанная на возрастание социалистических элементов над капиталистическими, рассчитанная на уничтожение классов, на построение социалистической экономики ”.
Современный историк А.К.Соловьев считает, что “нэп – это цикл последовательных мероприятий по выходу из кризиса, которые диктовались скорее объективными обстоятельствами, чем какими– либо идеями, и которые постепенно оформлялись в попытку наметить программу построения социализма экономическими методами”.
Вопрос: – В чем принципиальная разница в этих двух определениях нэпа?
– Можно ли согласиться с мнением современного историка?
Проанализируйте приведенную ниже информацию, ответьте на вопросы.
“ Поворот к нэпу был нелегким для Ленина, он должен был открыто признать допущенные большевиками ошибки и принять программу действий, которую предлагали его политические противники. Немалым усилием политической воли и интеллекта Ленин сумел начать этот поворот и в очередной раз спасти большевиков от почти неминуемого поражения. Уже во время подготовки к Х съезду РКП (б) в верхах партии началось обсуждение вопроса о замене продразверстки продналогом. Кронштадтский мятеж положил конец сомнениям.
На основании решения Х съезда партии декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. продовольственная разверстка была отменена. Вместо нее вводился продовольственный налог, не слишком обременительный размер, которого был объявлен заранее. В несколько этапов в стране была введена свобода торговли ….. Ленин призывал теперь большевиков “учиться торговать”, что стало для некоторых из них поворотом к самоубийству…..
Благодаря воздействию нэпа стало проявляться уже к концу1921 г. Нэп смягчили последствия тяжелого неурожая 1921 года, охватившего все Поволжье. Голод в Поволжье стал следствием не только неурожая, но и продразверстки и Гражданской войны: у крестьян не осталось никаких страховых запасов зерна и других продуктов. Все отбирали и Красная и Белая армии.
В 1922 году позитивные результаты новой экономической политики были очевидны для всех. Увеличились заготовки и производство хлеба и других продуктов, возрождались мелкое. А затем и крупное производство, в городах шла оживленная торговля, открылись, магазины, разные лавки, столовые, рестораны, пекарни. Постепенно восстанавливалось нормальное денежное обращение”.
( Медведев Р.Русская революция 1917 года: победа и поражение большевиков. М. ,1997. С.87-88.)
- Как вы думаете, что имел в виду автор, говоря, что Ленин поворотом к нэпу спас большевиков от почти неминуемого поражения?
- Какие еще меры, предусмотренные на этом, в дополнение к названным вы можете перечислить?
- Почему некоторые большевики негативно восприняли переход от “военного коммунизма ” к нэпу?
- Какие перспективы в развитии России создавал нэп?
- Чем можно объяснить тот факт, что со второй половины 80-х гг. в нашей стране стали проявлять большой интерес к политике нэпа?
V. Итог урока подводится интерактивным методом “Займи позицию”
Вопрос учащимся – Насколько эффективна и адекватна целям власти политика нэпа?
Вы за ее развитие или свертывание? Позицию обосновать с точки зрения большевистской власти.
(Упрочив свое положение, партия стремится к ужесточению политического режима, идет борьба за власть, в ходе которой субъективно разрешается и судьба нэпа).
Лидеры групп подводят итоги работы учащихся в группах. Выставление оценок.
Рефлексия.
Д/З. “ Россия и мир в XX– начале XXI века ” п. 28,стр.184-187.
“История России 1900-1945” п.11.