Тип проведения: комбинированное занятие (дискуссия, работа в группах при создании модели семьи будущего).
Цель занятия: охарактеризовать сущность семейных отношений, показать значение семьи для человека, способствовать подготовке воспитанников к семейной жизни.
Задачи:
- ознакомить с условиями создания благополучной семьи, раскрыть зависимость благополучия общества от благополучия семьи; показать причины конфликтов в семье, их опасность и пути предотвращения.
- воспитывать правосознание личности, осознавать свое место в семье и обществе.
- развивать представления детей о роли семьи для всей жизни человека.
Оборудование:
- Высказывания: «Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя». Толстой Л. Н.
- ...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... Золя Э.
- Ватманы, карандаши и фломастеры для каждой группы.
- Музыкальное сопровождение «Времена года», композитор А. Вивальди.
Ход занятия
1. Вводная часть
Какие высказывания великих людей о семье вам известны? Согласны ли вы с утверждениями, приведенными ниже?
Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.
Толстой Л. Н.
...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...
Золя Э.
С воспитанниками ведется дискуссия о роли семьи в жизни каждого человека. Воспитанники высказывают мнение по этому вопросу, дают свое определение слову «семья», так как они его понимают.
- Согласны ли вы с данными высказываниями?
- Какой, по вашему мнению, должна быть семья?
- Как вы думаете, можно ли совсем жить без семьи?
- Как вы считаете, сколько детей должно быть в современной семье?
2. Основная часть
Работа в группах: дается задание на время (15 мин.) нарисовать модель семьи, которую они представляют себе через 15-20 лет (традиции семьи, количество детей и т.д.).
Выступление представителей от группы с презентацией «Семья будущего».
Вопросы к выступающим представителям от группы с презентациями.
Слово педагога: Чтобы ощущать себя счастливым в семье и делать счастливыми родных, необходимо обладать наиболее ценными качествами: дипломатичность, деликатность, толерантность, чувство юмора и др.
Психологи считают, понятие «счастливая семья», каждый понимает по-своему, но, безусловно, муж и жена хотят отсутствия проблем в семье, ровных и хороших взаимоотношений. Проблемы становятся особо серьезными, если в семье есть дети.
Специалисты, занимающиеся проблемами семьи, на основе серьезных исследований разработали множество рекомендаций. Поэтому, если проблемы в вашей семье затягиваются и не находят своего разрешения собственными силами, разумнее обратиться к специалистам в этой области. Часто чужой опыт оказывается полезным и помогает избегать собственных ошибок. Если почитать статьи о жизни, о любви, о проблемах в семье, то можно понять, каким образом эти проблемы разрешались.
Безусловно, у каждой семьи свои особенности, но для каждой из них важно взаимопонимание между супругами, желание идти друг другу навстречу, а не усугублять собственным упрямством и эгоизмом существующие проблемы семьи. Говорят, что счастливая семья, эта та, где жена и муж смотрят не друг на друга, а в одну сторону. И это верно – любую проблему в семье легче решать сообща!
3. Рефлексия
Высказывания детей по теме занятия «Что значит для человека семья?»
Я хочу закончить занятие словами Антона Павловича Чехова: «В семейной жизни самый важный винт — это любовь», где слово «любовь» несет в себе широкий смысл: взаимоуважение, взаимопонимание, общение с близкими людьми, видеть в любой ситуации только положительные моменты.
Благодарю вас за участие и активность на занятии и желаю вам, чтобы ваши семьи были счастливыми.
Список литературы:
- Гинзбург Л.Г., Кононова Е.Б. Как сделать свой дом счастливым. М., 2004.
- Матейчек 3. Родители и дети. — М., 1992.
- Элективный курс. Мир мужественности, женственности и красоты. В., 2007.