Цель урока:
- обучающая:
- закрепить полученные теоретические знания о сырье для производства фруктово-ягодных изделий;
- дать первоначальное представление о производстве, классификации ассортимента фруктово-ягодных изделий;
- обеспечить усвоение основных требований к качеству пищевых продуктов;
- приобрести самостоятельные и практические навыки по изучению ассортимента и определению их качества.
- развивающая:
- развить профессиональную интуицию;
- воспитательная:
- содействовать развитию профессиональных навыков в подготовке товара к продаже.
Объект труда: мастерская продавцов
Метод проведения: беседа с повторением пройденного материала; самостоятельная работа учащихся с литературой; выполнение лабораторно-практической работы по индивидуальным заданиям
Межпредметные связи: товароведение продовольственных товаров, организация розничной торговли, санитария и гигиена, охрана труда; химия, физика, история, деловая культура.
Материальное и дидактическое обеспечение занятия:
- лист рабочей тетради;
- образцы фруктово-ягодных изделий
- стандарт: ГОСТ 7061-88; ГОСТ 6929-88; ГОСТ 6442-89.
Ход урока
1. Организационный момент – (5 мин)
- выявление отсутствующих учащихся;
- проверка внешнего вида (соответствие санитарным требованиям);
- организация внимания и готовности учащихся к уроку.
2. Вводный инструктаж - (40 мин)
2.1. Сообщение темы программы и тему урока
2.2. Ознакомление с целями
2.3. Актуализация опорных знаний
Контрольные вопросы:
- Сахар – ценный пищевой продукт. Объясните, в чем заключается пищевая ценность данного продукта.
- Что является сырьем для производства сахара?
- Что такое диффузионный сок?
- Что такое утфель?
- Перечислить виды сахара-рафинада.
- Дополните фразу:
рафинадная пудра представляет собой … - Чем обусловлен голубоватый оттенок рафинированного сахара-песка?
- Как по внешнему виду можно отличить литой кусковой сахар-рафинад от прессованного сахара? Как хранят сахар-рафинад?
- В магазине в продаже имеется сахар-песок. Покупатель спрашивает, почему сахар-песок не белого, а желтого цвета. Как вы объясните? Как упаковывают сахар?
- Мед – ценный природный продукт. Чем обусловлена пищевая ценность данного продукта?
- В зависимости от источников сбора различают следующие виды меда …….
- По ботаническому происхождению натуральный мед подразделяют: ……….
- Решите ситуацию:
в продаже имеется засахаренный мед. Сохранились ли ценные лечебные свойства меда? В чем заключаются лечебные свойства меда? - Определите вид меда по внешнему виду:
Внешний вид | Вид меда |
---|---|
|
|
2.4. Мотивация предстоящей деятельности учащихся
Кондитерские товары – пищевые продукты, для изготовления которых используют сахар в сочетании с фруктами, ягодами, мукой, жирами, белками и другими вкусовыми веществами.
Они обладают приятным вкусом, сложным ароматом, привлекательным внешним видом, высокой энергетической ценностью (300-600 ккал.).
В зависимости от применяемого сырья и технологии производства кондитерские товары делят на группы:
- сахаристые – фруктово-ягодные изделия, шоколад, какао-порошок, карамель, конфеты, ирис, драже, халва, восточные сладости;
- мучные – печенье, пряники, галеты, торты, пирожные, рулеты, кексы и др.
Фруктово-ягодные кондитерские изделия - это изделия, для приготовления которых используют фруктово-ягодное сырье с добавлением сахара и студнеобразователей (желатин, агар, агароид, пектиновые вещества)
3. Самостоятельная работа учащихся – (2 часа)
3.1. При помощи учебника заполните таблицу ассортимента фруктово-ягодных кондитерских изделий:
Вид изделия | Сырье, производство | Ассортимент | Требования к качеству |
---|---|---|---|
3.2. Заполнить лист рабочей тетради:
Контрольные вопросы (тест)
Выберите правильный ответ
- Какое из фруктово-ягодных изделий имеет жидкую консистенцию;
а) джем вишневый;
б) варенье малиновое;
в) повидло грушевое? - К какой группе кондитерских изделий относят зефир:
а) к конфетам;
б) к пастильным;
в) к мармеладу? - К какой группе относят «Апельсиновые дольки»:
а) желейный;
б) фруктово-ягодной? - Определите вид фруктово-ягодного изделия по способу приготовления:
Наименование изделия | Способ приготовления |
---|---|
|
1.Увариваниее фруктово-ягодного пюре или агара и патоки с сахаром, патокой, с добавлением вкусовых и ароматических веществ, кислот, эссенций и красителей. |
2. Уваривание фруктово-ягодного пюре с сахаром | |
3. Сбивание смеси фруктово-ягодного пюре и сахара с яичным белком или другими пенообразователем, добавления пектина, агар-агара, а также органических кислот, пищевых эссенций, красителей |
|
4. Уваривание сырья с сахаром или сахарным сиропом, с добавлением или без добавления патоки, ванилина, пищевых кислот. |
|
5. Уваривание сырья до желеобразного состояния однократной варкой, с добавлением или без добавления желирующих веществ, пищевых кислот, пряностей. |
|
6. Сырье уваривают до желеобразного состояния с добавлением пектина или желируюших соков, ягоды равномерно распределены в сиропе. |
|
7. Сырье, проваренное в сахаропаточном сиропе, подсушенные и обсыпанные сахаром-песком или глазированные. | |
8. При изготовлении используют смолу деревьев или искусственные полимеры с добавлением пищевых профилактических добавок. |
- Дополнить предложение
Консистенция повидла должна быть … - Вставьте пропущенные слова
Фруктово-ягодный мармелад готовят на основе ... с добавлением ... - Дополнить предложение
Для получения клеевой пастилы используют ... - Решите ситуацию
В магазине вишневое варенье в упаковке засахарилось. Допускается ли дальнейшая продажа этого варенья? - Решите ситуацию
В продаже имеется джем яблочный. Какая консистенция джема и как его используют? - Решите ситуацию
В продажу поступила деформированная клеевая бело-розовая пастила в упаковке. Можно ли реализовать такую пастилу? - Ответьте на вопрос
Какие студнеобразующие вещества применяют при производстве желейного мармелада? - Ответьте на вопрос
Почему пастеризованное варенье сохраняется лучше, чем не пастеризованное?
4. Текущий инструктаж – (3 часа)
Практическая работа: Оценка качества фруктово-ягодных изделий.
4.1. Провести органолептическую оценку качества образцам фруктово-ягодных изделий. Дать заключение о качестве в соответствии с данными на упаковке.
Вид изделия | Сырье | Внешний вид | Аромат | Вкус | Заключение о качестве (сорт) |
---|---|---|---|---|---|
4.2. Подготовить фруктово-ягодные изделия к продаже.
Оформить ценник на предложенный вид изделий.
5. Заключительный инструктаж – 20 мин
- Подвести итоги занятия;
- Указать на допущенные ошибки;
- Сообщить и прокомментировать оценку учащимся за работу;
- Домашнее задание: каталог "Классификация и ассортимент фруктово-ягодных кондитерских изделий"
Поправки к ведению урока
Замечания по уроку