Проект для детей старшего возраста "Путешествие в маленькую страну масел"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: познавательный, исследовательский.

Проблема: «Содержится ли в семенах подсолнуха и кедровых семечках масло».

Игровая мотивация: «Помочь курочке узнать, есть ли в семенах подсолнуха и кедровых орешках масло, что бы вылечить петушка».

Цель: развитие познавательных способностей через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • учить детей использовать ранее полученные знания и навыки при решении познавательной задачи;
  • совершенствовать уровень развития мелкой моторики через практические навыки и продуктивную деятельность;
  • развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа: чтение Руссой народной сказки «Петушок и бобовое зернышко; беседы «Что делают из молока?», «В каких семенах есть масло?»; экспериментирование «Как делают сливочное масло», «Что оставляет масляное пятно?» (грецкие орехи, тыквенные семечки); дидактические игры «Угадай на ощупь», «Найди такой же», «Что где зреет?».

Оборудование и материал:

  • диктофонная запись мобильного телефона;
  • домик курочки: стол, скатерть, воздушные шары двух цветов, в которые насыпаны орехи и семечки; ступка, листы с рисунками проведенных ранее экспериментов с молочными сливками, грецкими орехами, тыквенными семечками;
  • экспериментальный уголок: 2 эмблемы с нарисованными орехом и семечкой, разделочные доски, листы белой бумаги, тарелочки с очищенными семечками и орехами, толкушки, большие листы бумаги и фломастеры, переносная доска;
  • мастерская «Очень умелые ручки»: круг из картона с нанесенным слоем пластилина, тарелочки с крупой, рожками, пуговицами, бусами, шерстяными нитками, миска с горохом.

Ход занятия

  1. Погружение в игровую ситуацию.

    Звучит телефонный звонок мобильного телефона.

    Воспитатель:
    - Интересно, кто звонит?
    - Послушаем? (включаем громкую связь мобильного телефона, и звучит диктофонная запись «Ко-ко-ко! Петушок подавился бобовым зернышком. Лежит в больнице. Я ухаживаю за ним. У меня в домике есть кедровые орешки и семена подсолнуха. Помогите узнать, есть ли в них масло?»)

  2. Диалоговая беседа.

    Воспитатель:
    - Какая беда случилось у курочки?
    - Зачем курочка хочет узнать, есть ли в семечках и орешках масло? (чтобы помочь петушку, сделать масло и смазать горло петушку, и т.д.)
    - Как вы думаете, из чего можно делать масло?
    - Для чего нужно масло? (добавлять в салаты, каши, супы; мажут на хлеб; жарят картошку и другие овощи, мясо, котлеты; изготовляют лекарство; смазывают машины и т.д.)
    - Чем полезно масло для детей и взрослых? (дети быстро растут, будут здоровыми, кожа будет гладкой, волосы блестящие и красивые).

  3. Постановка и обсуждение проблемы.

    Воспитатель:
    - Как помочь курочке? (надо пойти к курочке домой, найти орехи, семечки и проверить, есть ли в них масло).

  4. Поэтапное решение проблемы.

    Воспитатель:
    - В добрый путь в домик к курочке (На подоконнике стоят крышки от пластиковых бутылок).
    - У нас есть туфли-скороходы. Надевайте на правые пальчики да приговаривайте:

    Крышки пальчики обули,
    Смело в них вперед шагнули.
    И пошли по переулку
    На веселую прогулку.

    - Переобуваем на левые пальчики. Шагаем дальше. (Дети снимают крышки).
    - Куда привела нас дорожка? (Стоит стол, накрытый скатертью, в тарелке лежат воздушные шарики двух цветов, в которых насыпаны орехи и семечки).

  5. Воспитатель:

    - Где же орехи и семечки?
    - Возьмите шарики и на ощупь догадайтесь, в каких находится семечки, а в каких – орехи (Дети обследуют шары).
    - Катя, что у тебя лежит в шарике?
    - Как ты догадалась? (Семечка длинная, с острым концом; орешек – овальный, толстенький. Спрашиваю 3-4 детей.)
    - Что же лежит в желтых шарах? (семечки) А в зеленых? (орехи).
    - Кто-нибудь знает, что это такое? (обращаю внимание детей на ступку)
    - Как вы думаете, для чего она нужна курочке?
    - Много ли масла надо, чтобы вылечить петушка?
    - Как курочка будет делать масло?

  6. Исследовательская деятельность.

    Воспитатель:
    - Подумайте, как вы разделитесь на семейки и займете рабочие места. (На столе висят эмблемы)
    - Посмотрите: получилось две семейки. Семейка… Орешки и семейка… Семечки.
    - Для того, чтобы выполнить работу, нам нужны сильные ладошки. Сделаем массаж. Положите шарик на ладонь.

    Я шаром круги катаю,
    Взад-вперед его гоняю,
    Им поглажу я ладошку
    И сожму его немножко.

    - Положите шары и приступайте к работе. Когда закончите, зарисуйте, что вы делали и договорились, кто будет рассказывать о том, что вам надо было узнать и что у вас получилось. (Наблюдаю за ходом работы. Обращаю внимание детей на то, у всех ли получились масленые пятна. Предлагаю потрогать пятно пальцем, посмотреть на свет, пропускает ли масляное пятно свет, понюхать. Напоминаю, сто рабочие места надо прибрать.)

  7. Итоги исследования. Разрешение проблемы.

    Воспитатель:
    - Семейка «Орешки» («Семечки»), кто будет отвечать?
    (Выходит ребенок с рисунком. Сообщает, что им надо было узнать есть ли в орешках или семечках масло. Они взяли орехи (семечки), раздавили толкушкой, на листе осталось масляное пятно. Значит, в орехах (семечках) есть масло)
    - Как будет называться масло из орехов? (ореховое)
    - Если орехи кедровые значит, масло называется … (кедровое)
    - Из семечек, какое масло получим?
    - Семечки, где созревают? Масло называется … (подсолнечное)
    - Что мы с вами ответим курочке?
    - Ответ я записала. Послушайте. Как он звучит:

    В избушку курочка зайди,
    Орешки, семечки возьми.
    Их в ступке мелко растолки.
    Выжми маслица немножко,
    Капни капельку ты в ложку.
    Выпьет масло петушок,
    Станет громче голосок.

    Ребенок относит масло курочке в домик.

  8. Продуктивная деятельность.

    Воспитатель:
    - Что курочка знала, кто ей помог, предлагаю оставить свои портреты. Пройдемте в мастерскую «Очень умелые ручки». (Беру в руки миску с горошком)
    - Возьмите горошину и подготовьте пальчики к работе.

    Круглую рожицу, а не кривую
    Каждому пальчику я нарисую.
    Пальчики, как озорные мальчишки
    Целых четыре веселых братишки.
    (Смена рук)
    Пятый братишка на голову ниже
    Только умишком и он не обижен.
    Даже такое порою бывает,
    Маленький всем четырем помогает.

    Воспитатель:
    - Садитесь. Материал для своего портрета подберите сами и приступайте к работе. (Помогаю детям по необходимости)
    - У кого портрет готов, пройдите в домик к курочке и положите его. (Дети рассматривают поделки, обсуждают их)
    - Какие вы красивые получись, веселые. Посмотрите на меня. Вы у меня такие и есть.

  9. Постановка новой проблемы.

    Воспитатель:
    - Что вы еще хотели бы узнать про масло?
    - Как вы думаете, чтобы наши друзья, мамы, папы узнали, из чего можно делать масло, что мы можем изготовить? (книгу, странички у нас есть, надо сделать обложку и придумать название).
    - Молодцы. Так и хочется сказать: сделал дело - … гуляй смело.