Тип проекта: познавательный, исследовательский.
Проблема: «Содержится ли в семенах подсолнуха и кедровых семечках масло».
Игровая мотивация: «Помочь курочке узнать, есть ли в семенах подсолнуха и кедровых орешках масло, что бы вылечить петушка».
Цель: развитие познавательных способностей через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- учить детей использовать ранее полученные знания и навыки при решении познавательной задачи;
- совершенствовать уровень развития мелкой моторики через практические навыки и продуктивную деятельность;
- развивать коммуникативные навыки.
Предварительная работа: чтение Руссой народной сказки «Петушок и бобовое зернышко; беседы «Что делают из молока?», «В каких семенах есть масло?»; экспериментирование «Как делают сливочное масло», «Что оставляет масляное пятно?» (грецкие орехи, тыквенные семечки); дидактические игры «Угадай на ощупь», «Найди такой же», «Что где зреет?».
Оборудование и материал:
- диктофонная запись мобильного телефона;
- домик курочки: стол, скатерть, воздушные шары двух цветов, в которые насыпаны орехи и семечки; ступка, листы с рисунками проведенных ранее экспериментов с молочными сливками, грецкими орехами, тыквенными семечками;
- экспериментальный уголок: 2 эмблемы с нарисованными орехом и семечкой, разделочные доски, листы белой бумаги, тарелочки с очищенными семечками и орехами, толкушки, большие листы бумаги и фломастеры, переносная доска;
- мастерская «Очень умелые ручки»: круг из картона с нанесенным слоем пластилина, тарелочки с крупой, рожками, пуговицами, бусами, шерстяными нитками, миска с горохом.
Ход занятия
- Погружение в игровую ситуацию.
Звучит телефонный звонок мобильного телефона.
Воспитатель:
- Интересно, кто звонит?
- Послушаем? (включаем громкую связь мобильного телефона, и звучит диктофонная запись «Ко-ко-ко! Петушок подавился бобовым зернышком. Лежит в больнице. Я ухаживаю за ним. У меня в домике есть кедровые орешки и семена подсолнуха. Помогите узнать, есть ли в них масло?») - Диалоговая беседа.
Воспитатель:
- Какая беда случилось у курочки?
- Зачем курочка хочет узнать, есть ли в семечках и орешках масло? (чтобы помочь петушку, сделать масло и смазать горло петушку, и т.д.)
- Как вы думаете, из чего можно делать масло?
- Для чего нужно масло? (добавлять в салаты, каши, супы; мажут на хлеб; жарят картошку и другие овощи, мясо, котлеты; изготовляют лекарство; смазывают машины и т.д.)
- Чем полезно масло для детей и взрослых? (дети быстро растут, будут здоровыми, кожа будет гладкой, волосы блестящие и красивые). - Постановка и обсуждение проблемы.
Воспитатель:
- Как помочь курочке? (надо пойти к курочке домой, найти орехи, семечки и проверить, есть ли в них масло). - Поэтапное решение проблемы.
Воспитатель:
- В добрый путь в домик к курочке (На подоконнике стоят крышки от пластиковых бутылок).
- У нас есть туфли-скороходы. Надевайте на правые пальчики да приговаривайте:Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
И пошли по переулку
На веселую прогулку.- Переобуваем на левые пальчики. Шагаем дальше. (Дети снимают крышки).
- Куда привела нас дорожка? (Стоит стол, накрытый скатертью, в тарелке лежат воздушные шарики двух цветов, в которых насыпаны орехи и семечки). - Воспитатель:
- Где же орехи и семечки?
- Возьмите шарики и на ощупь догадайтесь, в каких находится семечки, а в каких – орехи (Дети обследуют шары).
- Катя, что у тебя лежит в шарике?
- Как ты догадалась? (Семечка длинная, с острым концом; орешек – овальный, толстенький. Спрашиваю 3-4 детей.)
- Что же лежит в желтых шарах? (семечки) А в зеленых? (орехи).
- Кто-нибудь знает, что это такое? (обращаю внимание детей на ступку)
- Как вы думаете, для чего она нужна курочке?
- Много ли масла надо, чтобы вылечить петушка?
- Как курочка будет делать масло? - Исследовательская деятельность.
Воспитатель:
- Подумайте, как вы разделитесь на семейки и займете рабочие места. (На столе висят эмблемы)
- Посмотрите: получилось две семейки. Семейка… Орешки и семейка… Семечки.
- Для того, чтобы выполнить работу, нам нужны сильные ладошки. Сделаем массаж. Положите шарик на ладонь.Я шаром круги катаю,
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку
И сожму его немножко.- Положите шары и приступайте к работе. Когда закончите, зарисуйте, что вы делали и договорились, кто будет рассказывать о том, что вам надо было узнать и что у вас получилось. (Наблюдаю за ходом работы. Обращаю внимание детей на то, у всех ли получились масленые пятна. Предлагаю потрогать пятно пальцем, посмотреть на свет, пропускает ли масляное пятно свет, понюхать. Напоминаю, сто рабочие места надо прибрать.)
- Итоги исследования. Разрешение проблемы.
Воспитатель:
- Семейка «Орешки» («Семечки»), кто будет отвечать?
(Выходит ребенок с рисунком. Сообщает, что им надо было узнать есть ли в орешках или семечках масло. Они взяли орехи (семечки), раздавили толкушкой, на листе осталось масляное пятно. Значит, в орехах (семечках) есть масло)
- Как будет называться масло из орехов? (ореховое)
- Если орехи кедровые значит, масло называется … (кедровое)
- Из семечек, какое масло получим?
- Семечки, где созревают? Масло называется … (подсолнечное)
- Что мы с вами ответим курочке?
- Ответ я записала. Послушайте. Как он звучит:В избушку курочка зайди,
Орешки, семечки возьми.
Их в ступке мелко растолки.
Выжми маслица немножко,
Капни капельку ты в ложку.
Выпьет масло петушок,
Станет громче голосок.Ребенок относит масло курочке в домик.
- Продуктивная деятельность.
Воспитатель:
- Что курочка знала, кто ей помог, предлагаю оставить свои портреты. Пройдемте в мастерскую «Очень умелые ручки». (Беру в руки миску с горошком)
- Возьмите горошину и подготовьте пальчики к работе.Круглую рожицу, а не кривую
Каждому пальчику я нарисую.
Пальчики, как озорные мальчишки
Целых четыре веселых братишки.
(Смена рук)
Пятый братишка на голову ниже
Только умишком и он не обижен.
Даже такое порою бывает,
Маленький всем четырем помогает.Воспитатель:
- Садитесь. Материал для своего портрета подберите сами и приступайте к работе. (Помогаю детям по необходимости)
- У кого портрет готов, пройдите в домик к курочке и положите его. (Дети рассматривают поделки, обсуждают их)
- Какие вы красивые получись, веселые. Посмотрите на меня. Вы у меня такие и есть. - Постановка новой проблемы.
Воспитатель:
- Что вы еще хотели бы узнать про масло?
- Как вы думаете, чтобы наши друзья, мамы, папы узнали, из чего можно делать масло, что мы можем изготовить? (книгу, странички у нас есть, надо сделать обложку и придумать название).
- Молодцы. Так и хочется сказать: сделал дело - … гуляй смело.