Цели урока: повторить особенности написания НЕ с причастиями и постановки запятых при причастном обороте; совершенствовать навыки написания НН в причастиях и Н в прилагательных, образованных от глаголов; воспитать самостоятельность и познавательную активность.
Оборудование: компьютер, проектор, электронное пособие «Русский язык. 6 класс», «Дрофа», электронное пособие «Фраза», мультимедиа-презентация «Правописание причастий» (Приложение 1), рисунок.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Ход урока
- Орг. момент. Задачи урока.
- Орфографическая разминка. Проверочный диктант (электронное пособие «Русский язык. 6 класс», «Дрофа»). Диктует компьютер, ученики пишут на отдельных листах.
Проверка диктанта:
Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга диктанты, сосчитайте ошибки и выставьте оценки. Один из вас объяснит правописание НЕ с причастиями и постановку запятых.
- Море, не успокоившееся после ночной бури, все еще рокотало.
- Нескошенные луга были в полном цвету.
- Лесная полянка, еще не освещенная солнцем, была вся покрыта нерассеявшимся туманом.
- Деревья, не тронутые еще первым морозом, стояли словно очарованные.
- Пастух посмотрел на всадника недоумевающими глазами.
- Недописанный этюд говорил о большом мастерстве художника.
На доске: 0-1 ошибка – «5», 2 ошибки - «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2»
Один из учеников объясняет правописание НЕ с причастиями и постановку запятых. - Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.
Найдите в данных предложениях страдательные причастия прошедшего времени.
Обратите внимание на правописание согласных в суффиксах, объясните, почему пишется НН.
В каких словах, по произношению очень похожих на страдательные причастия прошедшего времени, будет писаться Н?
Как вы отличите прилагательные, образованные от глаголов, от страдательных причастий прошедшего времени?Открыть презентацию (Приложение1).
В каких словах нельзя объяснить правописание с помощью изученного правила.
(Жёваный, кованый, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный). - Проверка домашнего задания (упр. 118). Списать и объяснить правописание Н и НН. (Работа по учебнику и тетрадям.)
- Домашнее задание. Упр.117 (Списать, образуя от глаголов, заключенных в скобки, страдательные причастия прошедшего времени. Обозначить условия выбора НН в суффиксах причастий.)
- Закрепление навыков написания НН в причастиях и Н в прилагательных, образованных от глаголов.
Сильным ученикам раздаются тесты, после выполнения которых делают упр 119.
1. В каком слове на месте пропуска пишется Н:А) высуше..ое белье,
Б) коше..ая вовремя трава,
В) забронирова..ый номер,
Г) чище..ая картошка.2. В каком слове на месте пропуска пишется НН:
А) чище..ая морская рыба,
Б) нетопле..ый дом,
В) скипяче..ое молоко,
Г) суше..ый чернослив.3. В каком слове на месте пропуска пишется Н:
А) бракова..ый товар,
Б) копче..ая чистопольская колбаса,
В) рассмотре..ый под микроскопом,
Г) сожже..ое письмо.4. В каком слове на месте пропуска пишется Н:
А) крупные моче..ые яблоки,
Б) привяза..ая лошадь,
В) дрессирова..ые собаки,
Г) кипяче..ое в миске молоко.5. В каком слове на месте пропуска пишется НН:
А) красивая даре..ая кукла,
Б) плете..ая корзина,
В) разочарова..ый посетитель,
Г) тонкая лома..ая линия.Остальные ученики выполняют упражнение 119. (Вставить Н или НН.)
Физкультминутка
Если в слове НН хлопаем, если Н – топаем.
Печеные яблоки, запуганная ворона, пущенная мною стрела, мороженые фрукты, пропеченный пирог.
Проверка выполнения упражнения 119. Объяснить, почему Н или НН.
Переделайте словосочетания так, чтобы вместо Н, стало НН, а вместо НН, стала Н. - Подведение итогов. Выставление оценок.
- Работа с иллюстрацией (Рисунок).
Причастия на иллюстрации изображены диковинными существами. Какими?
Почему именно кентаврами?
Каких бы кентавров вы еще здесь нарисовали. (Стрелявший, стрелянный из лука, стреляемый, певший, петый, даривший, даренный мамой, даримый).