Урок русского языка в 7-м классе по теме "Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов"

Разделы: Русский язык


Цели урока: повторить особенности написания НЕ с причастиями и постановки запятых при причастном обороте; совершенствовать навыки написания НН в причастиях и Н в прилагательных, образованных от глаголов; воспитать самостоятельность и познавательную активность.

Оборудование: компьютер, проектор, электронное пособие «Русский язык. 6 класс», «Дрофа», электронное пособие «Фраза», мультимедиа-презентация «Правописание причастий» (Приложение 1), рисунок.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Ход урока

  1. Орг. момент. Задачи урока.
  2. Орфографическая разминка. Проверочный диктант (электронное пособие «Русский язык. 6 класс», «Дрофа»). Диктует компьютер, ученики пишут на отдельных листах.

    Проверка диктанта:

    Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга диктанты, сосчитайте ошибки и выставьте оценки. Один из вас объяснит правописание НЕ с причастиями и постановку запятых.

    1.  Море, не успокоившееся после ночной бури, все еще рокотало.
    2. Нескошенные луга были в полном цвету.
    3. Лесная полянка, еще не освещенная солнцем, была вся покрыта нерассеявшимся туманом.
    4. Деревья, не тронутые еще первым морозом, стояли словно очарованные.
    5. Пастух посмотрел на всадника недоумевающими глазами.
    6. Недописанный этюд говорил о большом мастерстве художника.

    На доске: 0-1 ошибка – «5», 2 ошибки - «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2»
    Один из учеников объясняет правописание НЕ с причастиями и постановку запятых.

  3. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке.

    Найдите в данных предложениях страдательные причастия прошедшего времени.
    Обратите внимание на правописание согласных в суффиксах, объясните, почему пишется НН.
    В каких словах, по произношению очень похожих на страдательные причастия прошедшего времени, будет писаться Н?
    Как вы отличите прилагательные, образованные от глаголов, от страдательных причастий прошедшего времени?

    Открыть презентацию (Приложение1).
    В каких словах нельзя объяснить правописание с помощью изученного правила.
    (Жёваный, кованый, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный).

  4. Проверка домашнего задания (упр. 118). Списать и объяснить правописание Н и НН. (Работа по учебнику и тетрадям.)
  5. Домашнее задание. Упр.117 (Списать, образуя от глаголов, заключенных в скобки, страдательные причастия прошедшего времени. Обозначить условия выбора НН в суффиксах причастий.)
  6. Закрепление навыков написания НН в причастиях и Н в прилагательных, образованных от глаголов.

    Сильным ученикам раздаются тесты, после выполнения которых делают упр 119.
    1. В каком слове на месте пропуска пишется Н:

    А) высуше..ое белье,
    Б) коше..ая вовремя трава,
    В) забронирова..ый номер,
    Г) чище..ая картошка.

    2. В каком слове на месте пропуска пишется НН:

    А) чище..ая морская рыба,
    Б) нетопле..ый дом,
    В) скипяче..ое молоко,
    Г) суше..ый чернослив.

    3. В каком слове на месте пропуска пишется Н:

    А) бракова..ый товар,
    Б) копче..ая чистопольская колбаса,
    В) рассмотре..ый под микроскопом,
    Г) сожже..ое письмо.

    4. В каком слове на месте пропуска пишется Н:

    А) крупные моче..ые яблоки,
    Б) привяза..ая лошадь,
    В) дрессирова..ые собаки,
    Г) кипяче..ое в миске молоко.

    5. В каком слове на месте пропуска пишется НН:

    А) красивая даре..ая кукла,
    Б) плете..ая корзина,
    В) разочарова..ый посетитель,
    Г) тонкая лома..ая линия.

    Остальные ученики выполняют упражнение 119. (Вставить Н или НН.)

    Физкультминутка

    Если в слове НН хлопаем, если Н – топаем.
    Печеные яблоки, запуганная ворона, пущенная мною стрела, мороженые фрукты, пропеченный пирог.
    Проверка выполнения упражнения 119. Объяснить, почему Н или НН.
    Переделайте словосочетания так, чтобы вместо Н, стало НН, а вместо НН, стала Н.

  7. Подведение итогов. Выставление оценок.
  8. Работа с иллюстрацией (Рисунок).

    Причастия на иллюстрации изображены диковинными существами. Какими?
    Почему именно кентаврами?
    Каких бы кентавров вы еще здесь нарисовали. (Стрелявший, стрелянный из лука, стреляемый, певший, петый, даривший, даренный мамой, даримый).