Цели урока:
- Познакомить детей с тем, как образуются, называются и записываются доли.
- Использовать и применять изученный материал на практике, в жизни.
- Совершенствовать умение решать задачи.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
(Знайка в поварском колпаке и тортом в руках)
На Знайке повара колпак,
Одел его не просто так.
Ему задачу надо трудную решить
Как этот торт на дольки поделить.
II. Работа над новой темой.
(Практическая работа в группах. На столах модель торта, ножницы, полоски цветной бумаги)
- Поможем Знайке задачу решить. Будем торт на дольки делить.
а) Разрежем на две равные части ( разрезают, учитель тоже выполняет вместе с детьми)
- Как разрезали? (Пополам)
- Как сказать по другому? (На две равные части)
Проверьте, части у вас равные (проверяю, наложив часть на часть)
Можно сказать, что по ловина торта - это одна вторая доля торта. 1/2б) Сейчас разрежем торт на 4 равные части.
- Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам)
Молодцы! Сделайте.
- Мы получили (учитель держит в руках 1/4 часть торта) какую долю торта?
(Четвертую)в) На доске половина торта (рисунки)
половина - 1/2
четвертая часть - 1/4
восьмая часть - 1/8
Число под чертой говорит, что торт разделили на части, а над чертой – сколько таких частей взяли.
Говорят так: одна вторая - 1/2, одна четвертая - 1/4.г) За столом сидят 6 ребят.
- На сколько равных долек разделили торт? (На шесть)
- Сколько кусочков получит каждый? (Один)
- Как сказать по другому? (Одну шестую торта)
- А если мы с вами каждую четвертую часть разделим пополам, сколько получится долек? (Делят, считают) (Восемь)
- Какая это часть тортика? (Учитель показывает 1/8) (Одна восьмая)
- Что вы можете сказать очастях,на которые мы делили? Обращаю внимание на доску. (Они разные по величине)
- Какая часть самая большая? (1/2)
- Какая часть самая маленькая? (1/8)
- Какой сделали вывод? Чем больше равных частей надо получить , тем части меньше по размеру)
Молодцы!Физминутка.
- Продолжим работу. (Все полоски равной длины)
а) Разделите красную полоску на две равные части, пополам.
- Получили… 1/2б) Синюю на четыре равные части.
- Получили… 1/4в) Зеленую на три равные части
- Получили… 1/3
- Какая доля больше, одна третья или половина? (Половина)
- Одна третья или одна четвертая (проверяют накладыванием)? (Одна третья) - Учитель берет яблоко и разрезает на 2 равные части.
Дети комментируют: «Яблоко разрезали пополам, т.е. на 2 равные части.
Учитель объясняет, что каждая часть яблока- это половина или по-другому можно сказать - одна вторая часть яблока, т.к. было две части.
Далее учитель разрезает яблоко на 4 равные части . Дети комментируют: « Берем одну такую частичку- теперь она уже будет - одна четвертая, т.к. яблоко разделили на 4 равные части. - Работа по учебнику.
Стр. 80 №2 (устно) - работа по рисунку.
Стр. 81 №3. Чертим квадрат длиной 3 см. Делим на равные части так, чтобы можно было закрасить 1/9 1/3 его часть.№5 Решить уравнения.
72 : Х = 9
8Х = 64
Х : 7 = 4 - Итог урока и домашнее задание.
- С чем познакомились на уроке? (Долями).
- Как записываем доли? (1/2 1/4 1/8)
Какие фрукты в природе уже поделены на доли? (апельсины, мандарины)
Раздаю детям мандарины и прошу посчитать сколько долей в мандарине.
Каждому говорю сколько до лей надо ему взять.Д/З стр. 80 №1 (2) №7 стр. 81.