Цели урока:
- Обучающая: повторить понятия, определения по указанной теме; закрепить умения и навыки решения задач с помощью пропорций.
- Развивающая: способствовать расширению кругозора; формировать умения проверять и оценивать выполненную работу.
- Воспитывающая: воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества.
Оборудование к уроку:
- Презентация
- Карточки для индивидуальной работы с заданиями
- Маршрутные листы
Класс разбивается на команды-экипажи. Каждому экипажу учитель назначает капитана, штурмана, кока и вручает маршрутный лист. (Приложение № 1)
Ход урока
I. Вступительная часть.
Что объединяет между собой движение транспорта и кулинарию, изготовление сплавов и малярные работы, вычерчивание карт и рассматривание микробов в микроскоп?
Во всех перечисленных делах и процессах нередко возникают пропорции.
Сегодня мы должны повторить весь материал по теме "Пропорция" и для этого мы отправляемся в плавание. (Презентация, Слайд № 2) Каждому ученику необходимо выполнить серьезные задания, подготовиться к контрольной работе.
Так как всякое путешествие требует закалки и тренировки, то проведем разминку.
Капитаны экипажей определят скорость движения своего корабля, решив предложенную задачу. (Приложение № 2)
Пока капитаны выясняют с какой скоростью они будут двигаться, остальные ребята должны купить билеты.
Для этого каждому выдана карточка с примером (Приложение № 4), который они должны решить и определить (написать) соответствующую числу, записанному на доске, букву. (Слайд № 3) Если вы расшифруете высказывание римского философа, воспитателя императора Нерона, будем считать, что все обилечены. Штурман проверяет правильность решения и помогает в случае необходимости.
1 2 3 4 5 6 7 / 8 9 10 11
сильнее всех -
12 13 14 15 16 17 18 19 20 / 21 22 23 24 25
в л а д е ю щ и й с о б о й
26 27 28 29 30 31
с е н е к а
Итак, билеты куплены, скорость движения определена и нам предстоит трудное плавание. Сначала мы попадем в пролив "Трудный вопрос", потом в "Исторический залив", пришвартуемся у острова "Удача", а затем выйдем в "Море-океан".
Мне бы очень хотелось, чтобы вы работали быстро, четко, дружно и тогда мы успеем ответить на ряд интересных вопросов у мыса "Надежда".
Успехов вам!
Даю старт кораблям. Сейчас вы находитесь в проливе "Трудный вопрос". (Слайд № 4) Капитаны раздают задания кокам: летний салат на 6 порций включает 300 г помидор, 250 г картофеля, 200 г огурцов, 3 яйца, 120 г зеленого лука, 50 г укропа, 100 г сметаны, 60 г майонеза.
Подсчитайте расход продуктов для двух порций; трех; двенадцати.
Каждому члену экипажа вопросы задает учитель, капитан выставляет оценки в маршрутный (зачетный) лист. (1 балл за каждый правильный ответ).
- Что выражает
а) отношение пути ко времени движения?
б) отношение выполненной работы ко времени работы?
в) стоимости купленного товара к его количеству? - Теоретические:
а) что такое пропорция?
Составьте различные пропорции, используя следующие произведения: 25*3=15*5
б) сформулируйте основное свойство пропорции.
К тройке чисел найдите такое четвертое, чтобы из них можно было бы составить пропорцию. 20; 5; 7.
в) какое еще свойство пропорции вы знаете? 4; 15; 30.
г) что такое отношение?
Отношение числа отсутствующих на уроке учащихся к числу учащихся в классе равно 1/20. Сколько % учащихся отсутствует?
д) что такое прямо пропорциональные величины?
За 5 с спортсмен пробежал 42 м. За сколько он пробежит 21 м?
е) что такое обратно пропорциональные величины?
4 маляра выполняют некоторую работу за 6 дней. За сколько дней выполнят ту же работу 2 маляра?
ж) что такое масштаб?
на плане отрезком в 3 см изображено расстояние 60 м. Определите масштаб плана.
з) что можно найти по формуле С=2?r ? Какую еще формулу для определения длины окружности вы знаете?
25% длины окружности составляет 4,5 м. Какова длина окружности?
и) по какой формуле можно найти площадь круга?
Какими величинами прямо пропорциональными или обратно пропорциональными являются площадь круга и длина его радиуса?
Итак, мы в "Историческом заливе". (Слайды № 5-6) Послушаем сообщения капитанов:
- об обозначении пропорций в прошлом.
- об истории отношений и пропорций.
- о золотом сечении.
Спасибо капитанам, все корабли благополучно миновали "Исторический залив" и движутся к острову "Удача" (Слайды № 7-8). Там вас ждут серьезные испытания.
Каждой команде вручается пакет с задачей, чем больше окажется людей, справившихся с задачей, тем больше очков будет у команды.
1. Плодородный черноземный слой почвы образовался от гниения растений и их корней. Определите, сколько длится процесс образования
пахотного слоя толщиной в 25 см, если для образования слоя почвы в 4 см требуется 1200 лет?
4 см - 1200 л
25 см - ? л
Ответ: 7500 л. (вывод сделать: об охране почвы).
2. В открытой степи скорость ветра 8 м/с, а после прохождения через лесную полосу его скорость стала 4,4 м/с. На сколько процентов изменилась скорость ветра после прохождения через лесную полосу?
3. Для влияния дождевых червей на развитие растений в двух сосудах был посеян ячмень. В сосуде без червей масса зерна 7,25 г, а в сосуде с червями 8,7 г. На сколько % масса зерна оказалась больше под влиянием дождевых червей?
Учитель:
Корабли оказались в открытом море и мой радист поймал сигнал "SOS" (Слайд № 9). Корабли в опасности. Чтобы спасти их, каждый из вас должен справиться с заданием на карточке (Приложение № 3).
Зеленая - слабым учащимся "3".
Синяя - средним учащимся "4".
Красная - сильным учащимся "5".
Оценивается задание после урока учителем.
Учитель: корабли приближаются к мысу "Надежда" (Слайд № 10). Отгадывание кроссворда или кто правильнее и быстрее вставит пропущенные буквы.
Исправьте ошибки, если они есть: пропорцыя маштаб величена растояние часное отнашение
Подведение итогов плавания (урока) после заполнения маршрутных листов. (Слайд № 11)
Если будет время, можно назвать оценки учащимся, используя маршрутные листы.