Урок по окружающему миру в начальной школе по теме "Почва-кормилица"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Сформировать представление учащихся о почве, как верхнем плодородном слое земли.
  • Познакомить со старинными способами обработки земли.
  • Развивать экологическое и историческое мышление.
  • Воспитывать уважение к труду земледельцев, желание сохранять чистоту и плодородие почвы.

Материал: «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, 3 класс, методическое руководство.

Оборудование: учебник, тетрадь с печатной основой, карточки, иллюстрации орудий труда старинные и современные, музыкальное оформление.

Ход урока

Организационный момент.

Режут – терплю,
Разбивают – терплю,
За все добром плачу.

- О чём идёт речь? (Земля)
- Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

Сегодня на уроке объектом нашего изучения будет почва. Мы узнаем о том, как обрабатывали почву наши предки, вспомним о том, что изучали на предыдущих уроках по этой теме.

  1. Рефлексия.
    Посмотрите на доску и поставьте значок в своей тетради, соответствующий вашим знаниям по данной теме.

    Знаю всё
    Знаю, но не всё
    Хочу узнать
  2. Проверка домашнего задания.

    Начнем урок с проверки домашнего задания.
    - О чем мы говорили на предыдущем уроке ? (о почве, о земле - кормилице).
    - Какие почвы характерны для нашего края?
    - От чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя).
    - Что входит в состав почвы?  Вода, воздух, песок, глина, гумус, соли).
    - Что необходимо для защиты почвы на полях? (Проводить снегозадержание на полях, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения )
    - Для чего нужно защищать почву на полях? ( Чтобы повысить плодородие почвы)
    - К уроку ребята подготовили сообщения об обитателях почвы.

    Сценка.
    (Ученик в костюме растения)
    - По вине людей почва может разрушаться. Люди уничтожают растения, вырубают деревья, выкорчёвывают пни. По вине людей случаются пожары, гектары лесов выгорают.  Почву размывает вода, выдувает ветер. Этот процесс называют эрозией почвы. Помогите земле, чтобы растения жили на земле и радовали людей своими подарками.
    (Ученик в костюме крота)
    - Я тоже хочу пожаловаться на человека. Почва многого «боится», особенно ядохимикатов. Если их берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют её. В результате подземные жители гибнут, а без нас почва теряет своё плодородие. Помогите нам.
    - Ребята, давайте найдём пути выхода из этих ситуаций.

  3. Работа в группах.

    Правила работы:

    • oперативно
    • тихо
    • уважать мнение своего товарища

    1 группа: определи, что вредно, а что полезно почве. Распредели в 2 колонки:

    Посадка растений, образование оврагов, снегозадержание, внесение удобрений в больших дозах, размывание водой, загрязнение промышленными отходами, сжигание опавших листьев, уничтожение насекомых.

    2 группа: найди соответствия. Соедини стрелками подходящие по смыслу фразы.

    3 группа: придумай свой знак в защиту почвы. Нарисуй.

    4 группа:  составь пословицы:

    Снег земле-кормилице - круглая сирота
    Без хозяина земля - тёплый кожух.
    Земля тарелка: что положишь, а хлеб белый родит.
    Земля черная, то и возьмёшь.
  4. Физминутка.
    Мы топаем ногами,
    Мы хлопаем руками.
    Киваем головой.
    Мы руки поднимаем,
    Мы руки опускаем,
    Мы кружимся потом.
    Мы топаем ногами:
    Топ-топ-топ.
    Мы руки опускаем:
    Хлоп-хлоп-хлоп.
    Мы руки разведём
    И побежим кругом.
  5. Проблемная ситуация.

    - Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ  прерывается. Каковы последствия? (исчезнут растения и животные, не сможет жить человек, планета станет безжизненной) Вот почему учёный В.В.Докучаев, который занимался изучением почвы, говорил, что «почва дороже золота, Без золота люди проживут, а без почвы нет»

  6. Работа с текстом учебника. с. 93-94

    - Как вы понимаете  старинное слово «земледелие»?
    - Как возделывали поле наши предки?
    - Какие орудия труда использовали?




    - Какие из них сохранились до наших дней?
    - Чем отличаются современные сельскохозяйственные машины?





  7. Итог урока.

    - Догадайся, о чём идёт речь?
    Человек жил с ней в единстве, сроднился с нею и называл её не иначе, как матушкой-кормилицей, редкостным даром природы.   (Речь идёт о почве)
    - Почему люди называют землю « кормилицей»? ( Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных).
    А раз земля кормилица, то ее надо охранять, беречь.
    - Вернёмся к таблице и посмотрим, как изменились наши знания по изученной теме.

    Знаю всё
    Знаю, но не всё
    Знаний стало больше
    - Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали, подготовили большой материал, многое узнали.

Литература

  1. «Окружающий мир» поурочные планы, автор составитель Т.В. Бондарева
  2. Занимательное азбуковедение
  3. «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин