Список используемой литературы.
- Блудов М.И. Беседы по физике. Ч. II. Учеб. пособие для учащихся / Под ред. Л.В.Тарасова. - 3-е изд., переработ. - М.: Просвещение, 1984
- Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.
- Буров В.А. "Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах образовательных учреждений", книга для учителя, Просвещение, Москва, 1996
- Елькин В.И. Оригинальные уроки физики и приёмы обучения / Сост. Э.М.Браверман. - М.: Школа-Пресс, 2001.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебн.-метод. пособие. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
- Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Дидакт. материал / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - 2-е изд. - М.: Просвещение 1995.
- Кабардин О.Ф., Кабардина С.И. Физика. Лабораторные работы. 7-9 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО "Издательство Астрель", ООО "Издательство АСТ", 2005.
- Ланина И.Я. "100 игр по физике", книга для учителя, Просвещение, Москва, 1995
- Малафеев Р.И. Творческие экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. - М.: Школьная Пресса, 2003.
- Пономарёв Л.И. "Под знаком кванта", Наука, Москва, 1999
- Родина Н.А. "Изучение физики атомного ядра", Просвещение, Москва.
- Тихомирова С.А. Дидактические материалы по физике: 7-11 кл. - М.: Школьная Пресса, 2003.
№ урока | Тема | Цели | Тип урока | Оборудование | Понятийное поле | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Виды контроля | Д/з |
1 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда | Формировать понятия ядерной модели атома, а-, -, - излучения, ознакомить с опытами Резерфорда о строении атома; развивать умения моделировать, анализировать, делать выводы, сравнивать различные виды излучений | Лекция | Таблицы "а-, -, - лучи"; "Опыт Резерфорда" | Радиоактивность. а-, -, -лучи. Модель атома Д. Томсона. Ядерная модель атома Э. Резерфорда. Атомное ядро. Размеры ядра атома. | Изложение истории открытия
радиоактивности. Объяснение материала по таблицам. |
Конспектирование | Проверка наличия конспекта | Параграфы 55, 56 |
2 | Радиоактивные превращения атомных ядер | Формировать понятие радиоактивных превращений атомных ядер в результате а- и -распада. | Комбинированный | Таблицы "а-, -, - лучи"; "Опыт Резерфорда" | Радиоактивные превращения ядер
атомов. Реакция а-и -распада. Массовое число, зарядовое число. |
Эвристическая беседа. Формулировка правила смещения. |
Ответы на вопросы учителя. Оформление полученных знаний в виде таблицы. Решение задач. |
Фронтальный опрос. Тест. |
Параграф 57, упр. 43 (1-3) |
3 | Экспериментальные методы исследования частиц | Рассмотреть экспериментальные методы исследования частиц | Комбинированный | Фотографии треков заряженных частиц. | Сцинтилляция, счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, трек. | Оказание помощи при
самостоятельной работе с учебником. Объяснение принципов работы с фотографиями треков. |
Самостоятельная работа с
учебником. Работа с фотографиями треков под руководством учителя. |
Самостоятельная работа по фотографиям треков. | Параграф 58 |
4 | Открытие протона и нейтрона | Ознакомить с гипотезой Резерфорда о составе атомных ядер; объяснить на примере ядра атома бериллия, к какому противоречию приводит предположение о том, что ядра атомов состоят только из протонов, формировать понятие о нейтроне, как элементарной частице. | Комбинированный | Заряд, масса и символ протона. Масса и символ нейтрона. |
Индивидуальное консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы с учебником | Самостоятельная работа с учебником. | Фронтальный опрос | Параграф 59, 60 | |
5 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. | Рассмотреть состав атомного ядра; зарядовое число и массовое число; ознакомить с формулой массового числа, формировать умения моделировать атомные ядра; развивать познавательную активность. | Урок-соревнование | Интерактивная доска; конструктор для создания моделей атомных ядер; карточки с заданиями, таблицы для задач. | Протонно-нейтронная модель
атомного ядра. Нуклоны. Массовое число, единица массового числа. Зарядовое число. |
Ведение соревнования, оценка деятельности участников соревнования | Индивидуальная работа, работа в группах | Листы самоконтроля и взаимоконтроля | Параграф 61, упр. 45 (1,3)
|
6 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | Формировать понятия: ядерные силы, энергия связи, дефект масс, умение моделировать атомные ядра, выдвигать гипотезы, сравнивать ядерные силы с гравитационными и электромагнитными, анализировать, делать выводы. | Комбинированный | Интерактивная доска. | Ядерные силы. Энергия связи. Масса покоя. Дефект масс. | Эвристическая беседа. Объяснение нового материала с использованием презентации |
Запись формул в тетради, решение задач | Выборочная проверка тетрадей | Параграфы 64, 65, упр. 48, подготовка сообщений по теме "Ядерный реактор. Атомная энергетика" |
7 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | Формировать понятие деления ядер урана, цепной ядерной реакции, раскрыть понятие критической массы и условий протекания цепной ядерной реакции | Комбинированный | Таблица "Деление ядер урана", "Цепная ядерная реакция" | Реакция деления ядер урана.
Механизм деления ядер урана. Цепная реакция деления ядер. Критическая масса, отражающая оболочка, замедлитель нейтронов. |
Объяснение нового материала. Индивидуальная помощь при выполнении лабораторной работы | Выполнение лабораторной работы № 5 "Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков". | Проверка лабораторной работы | Параграфы 66, 67, составить задачу на вычисление энергии связи ядра урана и решить ее. |
8 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. | Ознакомить учащихся с устройством и принципом действия ядерного реактора и устройством атомных электростанций, обратить внимание учащихся на экологические проблемы работы атомных электростанций. Рассмотреть перспективы развития атомной энергетики. | Урок-дискуссия. | Выставка дополнительной литературы, рефератов | Ядерный реактор. Регулирующие стержни. Активная зона. Теплоноситель. Отражатель. Реактор на медленных нейтронах. Замедлитель нейтронов. Атомная энергетика. Атомная электростанция. |
Ведение дискуссии. Корректировка ответов учащихся. Подведение итогов. Рефлексия. | Сообщения и доклады учащихся по
основным вопросам данной темы. Участие в дискуссии. Ведение записей в тетрадях. |
Оценивание полноты раскрытия темы сообщений и степени участия в дискуссии. | Параграфы 68, 69. Подготовить сообщения и доклады по теме "Биологическое действие радиации" |
9 | Биологическое действие радиации. | Рассмотреть влияние радиоактивных излучений на живые организмы; формировать умения сравнивать различные виды излучений, анализировать их действие на живые организмы, делать выводы. | Урок-конференция | Интерактивная доска. Гербарий растений, уменьшающих пагубное влияние радиации | Радиационная опасность.
Поглощенная доза излучения. Единицы поглощенной
дозы грей (Гр), рентген (Р). Коэффициент качества. Эквивалентная доза. Единица эквивалентной дозы зиверт (Зв). Коэффициент радиационного риска. Естественный фон радиации. |
Ведение конференции. Подведение итогов. | Сообщения и доклады учащихся по
основным вопросам данной темы. Участие в конференции. Ведение записей в тетрадях. |
Оценивание полноты раскрытия темы сообщений и степени участия в конференции. | Параграф 70. |
10 | Термоядерная реакция. | Формировать понятие термоядерной реакции; умение сравнивать ядерные реакции распада и синтеза. | Комбинированный | Интерактивная доска. Видеофильм "Термоядерная реакция" |
Термоядерная реакция. Управляемая термоядерная реакция. Плазма. | Запись вопросов к видеофильму
на интерактив-ной доске. Показ видеофильма |
Просмотр видеофильма. Письменные ответы на вопросы в тетрадях | Проверка тетрадей | Параграф 72. |
11 | Суд над атомом | Формировать умение задавать вопросы, отвечать на них экспромтом, вести диалог, отстаивать научную точку зрения, расширять кругозор учащихся | Ролевая игра | Таблицы, модели, рисунки, портреты ученых | Распределение ролей, ведение игры, подведение итогов | Участие в игре, запись в тетрадях "решения суда" | Подготовиться к контрольной работе, параграфы 55 - 72 | ||
12 | Контрольная работа по теме "Строение атома и атомного ядра" | Проверить усвоение учебного материала по теме "Строение атома и атомного ядра" | Контроль знаний. | Дидактический материал | Осуществление контроля | Выполнение контрольной работы |