Цель урока: Формирование представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль.
Задачи урока:
- Формировать навык выразительного чтения предложения.
- Закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль.
- Закреплять знания о знаках препинания в конце предложения.
- Формировать навык выразительного произношения, фонематический слух.
- Развивать каллиграфические навыки.
Оборудование: Диск «Начальная школа» Русский язык 1класс, Рисунок воробья, карточки «Упражнения по русскому языку».
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
2. Чистописание
Учитель: Давайте, друзья, проведём гимнастику для кистей рук.
Руки стоят на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены, касаемся кончиками пальцев левой руки кончиками пальцев правой руки – 3 раза.
Пальцы левой и правой руки складываются в «замок» - 2 раза.
Руки стоят на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены, касаемся кончиками пальцев левой руки кончиками пальцев правой руки-3раза.
Учитель: Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем?
Дети: Ширину элементов букв, ширину соединений между буквами, наклон букв.
Учитель: Написание каких букв мы повторили? Обратите внимание на сочетание букв. Что вы заметили? (Закодированное слово.)
3.Словарно-орфографическая работа
Воробей мой, воробьишка!Учитель: Понравилось ли вам описание воробья? Чем?
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось…
Прыгай, прыгай, я не трону-
Видишь, хлебца накрошил…
(С. Черный)
На доске записаны слова: воробей, воробушек, воробьиха, воробьиный.
Учитель: Что вы можете сказать о словах, которые записаны на доске? (однокоренные, родственные). Назовите корень в этих словах.
Учитель: Запишите в тетрадь слово воробей, подчеркните и запомните написание оро, разделите это слово на слоги, поставьте ударение. Посчитайте: сколько букв, сколько звуков; синим карандашом подчеркните все твердые согласные звуки, зеленым карандашом подчеркните мягкие согласные звуки, красным карандашом гласные звуки. Запомните, как пишется слово воробей. Это словарное слово.
4. Тема урока
Учитель: Все, что мы с вами говорили о воробье, - это речь. Вы отвечали на вопросы - это тоже речь.
Какая бывает речь?
Дети выстраивают логическую цепочку в виде « поезда».
На доске:
Речь – Предложение – Слово – Слоги – Звуки – Буквы
Построение сопровождается вопросами:
Из чего состоит речь?
Из чего состоят предложения? И т.д.
Учитель:
На этом паровозике мы отправимся в путешествие по стране «Грамматика». Сегодня мы задержимся во втором вагоне и тема нашего урока «Предложение».
Давайте, вспомним все, что мы с вами уже знаем о предложении. Составьте предложение с одним из слов написанных на доске.
Вы составили предложение о воробье. Почему вы считаете, что это предложение?
Что же такое предложение? (Это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу)
Что выражает предложение? (Законченную мысль)
Постройте схему предложения о воробье.
С какой буквы начинаем писать предложение?
Посчитайте, сколько слов в нашем предложении?
Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (интонацией, повышение голоса в начале предложения, понижение голоса в конце).
Как отделяется одно предложение от другого в письменной речи?
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
Игра «Угадай знак» ( у каждого ученика по три карточки со знаками ! ? .)
Учитель произносит предложение, дети поднимают карточку со знаком, который они поставят в конце предложения.
Ты любишь раннее весеннее утро?
Выйди в сад и прикрой глаза.
Легкий ветерок шелестит в молодой листве.
Проснулись и защебетали птицы.
Чувствуешь радость наступающего дня?
Как прекрасно все вокруг!
5. Практическая часть:
Работа с карточками № 100, № 9, 136 (из карточек «Упражнения по русскому языку» к учебнику Т.Г.Рамзаевой . Автор Е.М.Тихомирова).
Начинаем работать с карточкой №9.
Приготовьте для работы цветные карандаши желтого и зеленого цвета. Помогите обезьянке раскрасить бананы: желтым карандашом раскрасьте бананы, в которых записаны вопросительные предложения; зеленым карандашом - восклицательные. Прочитайте с правильной интонацией предложения, которые вы закрасили.
6. Физкультминутка.
«Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
А деревцо все выше, выше.
Учитель: Положите перед собой карточку №100. Посмотрите, что случилось: ветер перепутал все слова в предложениях. Давайте, их восстановим.
у, жила, Ирочки, белочка, ручная
Запишите предложение правильно. Найдите все знакомые орфограммы и подчеркните их. Найдите в предложении главные члены и подчеркните их зеленой ручкой.
Прочитайте рассказ. Озаглавьте его. Определите начало и конец предложений.
В первом предложении найдите главные члены предложения. Посчитайте, сколько предложений у вас получилось? Выпишите в тетрадь все слова, которые отвечают на вопрос - Кто?
Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели грачи и скворцы расцвели подснежники вспорхнула первая бабочка.
Игра «Бывает - не бывает»
Учитель называет предложения, противоречащие друг другу по смыслу. Ученики должны ответить, бывает так или нет, и объяснить, почему (хлопнуть в ладоши, если так не бывает).
Мальчик поехал в лес на лыжах. Там он стал собирать землянику.
Я была в лесу. Там я видела в норе петуха.
Наступила весна. Береза сбросила свои желтые листочки.
7. Систематизация знаний
Работа с CD диском русский язык 1 класс (задания с №12 до №18)
8. Подведение итогов:
Учитель:
Что такое предложение?
Какие бывают предложения по цели высказывания?
Как связаны слова в предложении?
Как на письме передается интонация предложения?
9. Домашнее задание:
Дописать в тетрадь рассказ карточка №136.