Цели:
- Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных.
- Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.
- Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.
Оборудование: картинки с изображениями животных (лев, собачка), сердца с надписями.
Ход урока
I. Организационный моментУчитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок. Доброе утро, дети! Lоброе утро, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
II. РазминкаУчитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. Упражнения “Роза”, “Свеча”.
А сейчас проведем небольшую распевку.
В рассказе очень много трудных слов, которые нужно прочитать правильно, поработаем с чистоговоркой.
– Читаем хором
– Каждую по отдельности
– Какой звук здесь повторяется чаще других
– Прочитаем ещё раз, выделяя этот звук голосом. А
сейчас прочитайте стихотворение про себя
Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать.
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
Учитель (добавляет): Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
III. Физкультминутка – релаксацияIV. Знакомство с новым произведениемЛюбопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед и немного отдохнет
Шея не напряжена и расслаблена.
А Варвара смотрит вверх,
Выше вверх, все дальше вверх
Возвращается обратно,
Расслабление приятно!
Шея не напряжена и расслаблена\
А теперь посмотрим вниз,
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно,
Расслабление приятно
Шея не напряжена и расслаблена.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н.Толстой”
– Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? Прочитайте
– История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни.
Первичное чтение (читают самостоятельно)
Анализ прочитанного.
1) Какие чувства у вас возникли при чтении этого
рассказа?
– Грустный рассказ, собачку жаль, льва
тоже жалко
2) В какие моменты они возникли?
– Когда собачка попала в клетку, когда
умерла
3) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она
относится?
– Когда животные подружились и лев не
хотел никому отдавать собачку
4) Как выглядят животные?
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря
говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что
она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто
обижали. Теперь она ничего не боится, лев её
защитит.
5) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Дружба животных. Нам вместе очень
весело.
6) Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
7) Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.
8) Какие словосочетания использует писатель,
чтобы показать страх собачки?
– Поджала хвост, прижалась в угол,
легла на спину, подняла лапки, встала на задние
лапки.
9) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
– Ему стало её жалко, она ему
понравилась.
10) В чём проявилась забота льва по отношению к
собачке?
– Оставлял ей еду. Спал рядом с
собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней.
11) Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
12) Отчего лев умер?
– Он не хотел оставаться один, так как
потерял друга.
13) Как вы думаете, для чего писатель рассказал
нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и
заботились о них.
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
V. Физминутка для глазVI. Вторичное чтение – разведка
Учитель: А сейчас вы отправитесь в разведку. Ребята, а кто же такие разведчики? Прочитайте текст про себя и подумайте, на какие 3 части можно его разделить и озаглавите каждую часть. Название части запишите на листочках. Кто выполнит задание сразу встает.
Читают по частям и называют заглавие каждой части.
VII. Творческие заданияУчитель: Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?
Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.
Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.
Учитель: А теперь попробуем изобразить эту встречу мимикой и жестами. Кто желает?
Выслушиваются ответы детей.
– Какова же концовка рассказа? Почему? Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её.
– Читают свои концовки рассказа.
VIII. Итог урока– Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились? Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа?
– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.
– А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?
– Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята
“Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”
– Разрешите мне подарить вам на память сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”
IХ. Домашнее заданиеНарисовать плакат, посвященный защите животных.