Культура общения

Разделы: Школьная психологическая служба


Сфера общения представляет особый интерес, поскольку касается всех и каждого независимо от возраста и профессии. Это та сера, в которой мы можем проявлять себя, добиваясь положительных изменений как в отношении с людьми, так и путем развития таких личностных характеристик, как самооценка или уровень притязаний, чувствительность и умение слушать и многое другое. Именно поэтому в программе представлен не только определенный теоретический ракурс общения, но и достаточно обширный практический материал, позволяющий обучающимся задуматься о собственных перспективах в общении с окружающими людьми.
Основная цель программы – развитие у обучающихся способности к анализу процесса общения, найти свой собственный стиль в нем, что даст возможность не только выделить в результате такого анализа возможные деструктивные компоненты общения, но и развить, усилить индивидуальные возможности для наращивания, накопления как конструктивного компонента межличностных отношений, так и процесса общения в целом.
Предлагаемая программа «Культура общения», рассчитанная на учащихся 5-х классов, направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию соци­ального развития и личностного роста.
Программа позволяет решать следующие задачи:

  • Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
  • Развитие навыков эффективного общения.
  • Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
  • Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
  • Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
  • Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
  • Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.

В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на спло­чение группы и формирование взаимного доверия, что создает пред­посылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербаль­ного и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. При этом используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.
Программа рассчитана ориентировочно на 32 часа работы (1 час в недею в течении учебного года). Оптимальная численность группы: 8-16 человек. Проведение программы в школьных классах стан­дартной наполняемости (20-25 человек) тоже возможно, однако несколько сложнее в организационном плане и потребует незначи­тельной модификации процедур проведения некоторых упражнений. Лучше, если в помещении, где проводятся занятия, будет возмож­ность рассадить участников как в круг, так и за партами. Для психо­лога или педагога, работающего по данной программе, желательно наличие собственного опыта участия в психологических тренингах в роли клиента. Форма представления программы — протоколы тренинговых за­нятий. По сравнению с другими формами подачи материала (про­грамма как таковая, дневник тренера, подборка упражнений) подоб­ное изложение позволяет более полно передать технологию работы и сводит к минимуму потребность ведущего в использовании допол­нительных источников информации. Идеи большинства упражне­ний, входящих в состав программы, нашими авторскими разработ­ками не являются, они описаны в специальной литературе. Однако процедуры их проведения в большинстве случаев модифицированы, а компоновка и схемы обсуждения являются авторскими.

Методическое обеспечение работы:

  1. Диагностический метод
  2. Наблюдение;
  3. Беседа;
  4. Сказкотерапия;
  5. Психологические игры и упражнения.

Основные принципы организации занятий:

  • Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
  • Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.

Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.

Методическое обеспечение программы
Формы
Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: тренинг,психологическая игра, путешествие, сказкотерапия.

Методы и приемы

  • Диагностический метод
  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Сказкотерапия;
  • Психологические игры и упражнения.

Средства:
Раздаточный материал:

  • карточки с заданиями,
  • предметные картинки,
  • технические средства обучения.

Содержание программы

1. Зачем мы здесь собрались?
Задачи занятия: знакомство участников друг с другом и с психологи­ческим тренингом как методом работы, формирование интереса и мо­тивации к посещению дальнейших занятий.

Структура занятия:

  1. Вводная беседа.
  2. Упражнение-разминка «Карандаши».
  3. Знакомство.
  4. Обсуждение и принятие правил работы.
  5. Подвижные игры «Поворот в прыжках», «Дракон».
  6. Конкретизация ожиданий от тренинга.

 2. Мыкоманда
Задачи занятия: повышение заинтересованности подростков в посе­щении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятия подростков.

Структура занятия:

  1. Разминки «Перетягивание каната» и/или «Циферблат».
  2. Упражнения «Узелок», «"Связывание" группы», «Совместный счет».
  3. Групповая дискуссия «Факты о нас».
  4. Упражнение «Встреча взглядами».

3. Нашисходстваиразличия
Задачи занятия: продолжение работы на формирование интереса к занятиям и сплочение группы. Введение понятия «психологическая информация», обоснование невозможности ее однозначного разделе­ния на хорошую и плохую.

Структура занятия:

  1. Разминка «Построение круга».
  2. Упражнение «Поиск сходства».
  3. Психогеометрический тест.

4. Сплочениеидоверие
Задачи занятия: продолжение работы по групповому сплочению, форми­рование доверительной обстановки. На данном этапе работы уже можно рекомендовать включать упражнения, предъявляющие повышенные тре­бования к взаимному доверию и умению координировать совместные дей­ствия. Это занятие построено в русле телесно-ориентированного подхода.

Структура занятия:

  1. Разминка «Скалолаз».
  2. Упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия» («Восковая свечка»), «Падение в пропасть», «На пальцах».

5. Общение и умение слушать
Задачи занятия: сформировать представление об общении как о пси­хологическом явлении. Продемонстрировать искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

Структура занятия:

  1. Разминка «Привет себе».
  2. Упражнение «Испорченный телефон».
  3. Информационный блок «Психология общения».
  4. Упражнение «Рисование по инструкции».
  5. Анкета «Умеете ли вы слушать».
  6. Упражнение «Слушание в разных позах».

6. Учимся взаимопониманию
Задачи занятия: развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.

Структура занятия:

  1. Разминка «Копирование движений».
  2. Упражнения «Бип» («Чужие коленки»), «Вавилонская башня», «Необычное использование», «Снежки».

Игра-загадка «МПС».

7. Средстваобщения
Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.

Структура занятия:

  1. Разминка «Пишущая машинка».
  2. Упражнение «Испорченный телевизор».
  3. Информационный блок: средства общения.
  4. Упражнения «Дистанция общения», «Перебежчики и охранники», «Поиск предметов».

8. Общениебезслов
Задачи занятия: развитие навыков невербальной коммуникации, экс­прессивности, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. Данное занятие носит преимущественно игровой характер и построено на применении как новых, так и модификациях уже известных участникам игр и упражнений .    

Структура занятия:

  1. Разминка «Сбор по голосам».
  2. Упражнения «Стеклянная дверь», «Выстраивание по росту», «Разго­вор в рисунках», «Испорченный телефон» (с тактильным контактом).
  3. Блок получения обратной связи.

9. Поговорим... рисунками!
Задача занятия: интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействия с использованием арт - терапевтического метода.

Структура занятия:

  1. Рисуночная разминка «Достраивание композиции».
  2. Тематические рисунки.
  3. Групповой коллаж.

10. Нашиэмоцииичувства
Задачи занятия: понять, что такое эмоции и чувства, а также совер­шенствовать умение конструктивно выражать их.

Структура занятия:

  1. Разминка «Путаница».
  2. Информационный блок: основные эмоции и чувства.
  3. Упражнение «Угадай эмоцию».
  4. Практическая работа «Польза и вред эмоций».

Упражнение «Скульптор и глина».
11. Проявленияэмоцийичувств
Задачи занятия: научиться расшифровывать внешние проявления ос­новных эмоций и чувств у других людей, а также развить собственную эмоциональную экспрессивность.

Структура занятия:

  1. Разминка «Хлопки по коленям».
  2. Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций».
  3. Игра-соревнование «Замороженные».
  4. Домашнее задание.

12. Конфликтыипричиныихвозникновения
Задача занятия: проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.

Структура занятия:

  1. Разминка «Встреча на узком мостике».
  2. Информационный блок: психология конфликта.
  3. Практическая работа «Конфликтогены».
  4. Тесты самооценки конфликтности и тактики поведения в кон­фликте.
  5. Ролевая игра «Финансовые авантюристы».

13. Путирешенияконфликтов
Задача занятия: изучить и закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Структура занятия:

  1. Разминка. «Гвалт».
  2. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях.

14. Манипуляцииизащитаотних
Задача занятия: познакомить подростков с основными способами пси­хологических манипуляций и путями защиты от них.

Структура занятия:

  1. Разминка «Толкачи».
  2. Изучение способов манипулирования (с помощью технологии «Зигзаг»).
  3. Ролевые игры «Манипуляции», «Бункер».

15. Портретнашего класса
Задача занятия: закрепление результатов, достигнутых в ходе тренинга. Для этого занятия потребуется такой же комплекс изобразительных материалов, как и для занятия № 9.

Структура занятия:

  1. Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку».
  2. Композиция «Мои ресурсы».
  3. Групповая композиция «Наш сад».

16. Подведениеитогов
Задача занятия: получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.

Структура занятия:

  1. Разминка (по выбору участников).
  2. Упражнение «Чемодан» Упражнение «Чепуха».
  3. Групповая дискуссия «Шляпы».
  4. Проведение анкеты обратной связи по тренингу.

Учебно-тематический план
«Культура общения»

№ п/п Тема занятий Кол-во часов
всего Теор. Прак.
1.

Зачем мы здесь собрались?

2 1 1
2. Мы — команда. 3 - 3
3. Наши сходства и различия. 2 1 1
4. Сплочение и доверие 2 - 2
5. Общение и умение слушать 2 1 1
6. Учимся взаимопониманию 2 - 2
7. Средства общения 3 1 2
8. Общение без слов 2 - 2
9. Поговорим... рисунками! 2 - 2
10. Наши эмоции и чувства 3 1 2
11. Проявления эмоций и чувств 2 - 2
12. Конфликты и причины их возникновения 3 1 2
13. Пути решения конфликтов 2 - 2
14. Манипуляции и защита от них 2 1 1
15. Портрет нашего класса 3 - 3
16. Подведение итогов 1 - 1

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
  2. Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер, 1997.
  3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер, 1997.
  4. Бодалев А.А. Психология общения. М.- Воронеж: Модэк,2002.
  5. Добрович Л. Общение – наука и искусство. – М., 1996.
  6. Кузин Ф.А. культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89,1997.
  7. Куницина В.Н. Трудности межличностного общения. Автореф.дессиртации доктора психол.наук. - СПб., 1991.
  8. Леонтьев А.А. Психология общения.- М.: Смысл, 2005.
  9. Майерс А. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2001.
  10.  Парыгин Б.Д. Анатомия общения.- М.: Черо,1997.
  11.  Петровский Л.А. Компетентность в общении.- М.,1989.
  12.  Психологический словарь / Под.ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика – Пресс,1997.
  13.  Рубенштейн С.Л. основы психологии. – СПб., 2001.
  14. Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов н/Д,1995.
  15. Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. – СПб.: ГУП,1995.
  16.  Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994