Сфера общения представляет особый интерес, поскольку касается всех и каждого независимо от возраста и профессии. Это та сера, в которой мы можем проявлять себя, добиваясь положительных изменений как в отношении с людьми, так и путем развития таких личностных характеристик, как самооценка или уровень притязаний, чувствительность и умение слушать и многое другое. Именно поэтому в программе представлен не только определенный теоретический ракурс общения, но и достаточно обширный практический материал, позволяющий обучающимся задуматься о собственных перспективах в общении с окружающими людьми.
Основная цель программы – развитие у обучающихся способности к анализу процесса общения, найти свой собственный стиль в нем, что даст возможность не только выделить в результате такого анализа возможные деструктивные компоненты общения, но и развить, усилить индивидуальные возможности для наращивания, накопления как конструктивного компонента межличностных отношений, так и процесса общения в целом.
Предлагаемая программа «Культура общения», рассчитанная на учащихся 5-х классов, направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Программа позволяет решать следующие задачи:
- Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.
- Развитие навыков эффективного общения.
- Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.
- Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
- Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.
- Формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.
- Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.
В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. При этом используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.
Программа рассчитана ориентировочно на 32 часа работы (1 час в недею в течении учебного года). Оптимальная численность группы: 8-16 человек. Проведение программы в школьных классах стандартной наполняемости (20-25 человек) тоже возможно, однако несколько сложнее в организационном плане и потребует незначительной модификации процедур проведения некоторых упражнений. Лучше, если в помещении, где проводятся занятия, будет возможность рассадить участников как в круг, так и за партами. Для психолога или педагога, работающего по данной программе, желательно наличие собственного опыта участия в психологических тренингах в роли клиента. Форма представления программы — протоколы тренинговых занятий. По сравнению с другими формами подачи материала (программа как таковая, дневник тренера, подборка упражнений) подобное изложение позволяет более полно передать технологию работы и сводит к минимуму потребность ведущего в использовании дополнительных источников информации. Идеи большинства упражнений, входящих в состав программы, нашими авторскими разработками не являются, они описаны в специальной литературе. Однако процедуры их проведения в большинстве случаев модифицированы, а компоновка и схемы обсуждения являются авторскими.
Методическое обеспечение работы:
- Диагностический метод
- Наблюдение;
- Беседа;
- Сказкотерапия;
- Психологические игры и упражнения.
Основные принципы организации занятий:
- Ведущим является субъект - субъективные отношения, т.е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
- Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, внимательность, упражнения в тетради и т.д.
Методическое обеспечение программы
Формы
Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: тренинг,психологическая игра, путешествие, сказкотерапия.
Методы и приемы
- Диагностический метод
- Наблюдение;
- Беседа;
- Сказкотерапия;
- Психологические игры и упражнения.
Средства:
Раздаточный материал:
- карточки с заданиями,
- предметные картинки,
- технические средства обучения.
Содержание программы
1. Зачем мы здесь собрались?
Задачи занятия: знакомство участников друг с другом и с психологическим тренингом как методом работы, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
Структура занятия:
- Вводная беседа.
- Упражнение-разминка «Карандаши».
- Знакомство.
- Обсуждение и принятие правил работы.
- Подвижные игры «Поворот в прыжках», «Дракон».
- Конкретизация ожиданий от тренинга.
2. Мы—команда
Задачи занятия: повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятия подростков.
Структура занятия:
- Разминки «Перетягивание каната» и/или «Циферблат».
- Упражнения «Узелок», «"Связывание" группы», «Совместный счет».
- Групповая дискуссия «Факты о нас».
- Упражнение «Встреча взглядами».
3. Нашисходстваиразличия
Задачи занятия: продолжение работы на формирование интереса к занятиям и сплочение группы. Введение понятия «психологическая информация», обоснование невозможности ее однозначного разделения на хорошую и плохую.
Структура занятия:
- Разминка «Построение круга».
- Упражнение «Поиск сходства».
- Психогеометрический тест.
4. Сплочениеидоверие
Задачи занятия: продолжение работы по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки. На данном этапе работы уже можно рекомендовать включать упражнения, предъявляющие повышенные требования к взаимному доверию и умению координировать совместные действия. Это занятие построено в русле телесно-ориентированного подхода.
Структура занятия:
- Разминка «Скалолаз».
- Упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия» («Восковая свечка»), «Падение в пропасть», «На пальцах».
5. Общение и умение слушать
Задачи занятия: сформировать представление об общении как о психологическом явлении. Продемонстрировать искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.
Структура занятия:
- Разминка «Привет себе».
- Упражнение «Испорченный телефон».
- Информационный блок «Психология общения».
- Упражнение «Рисование по инструкции».
- Анкета «Умеете ли вы слушать».
- Упражнение «Слушание в разных позах».
6. Учимся взаимопониманию
Задачи занятия: развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.
Структура занятия:
- Разминка «Копирование движений».
- Упражнения «Бип» («Чужие коленки»), «Вавилонская башня», «Необычное использование», «Снежки».
Игра-загадка «МПС».
7. Средстваобщения
Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.
Структура занятия:
- Разминка «Пишущая машинка».
- Упражнение «Испорченный телевизор».
- Информационный блок: средства общения.
- Упражнения «Дистанция общения», «Перебежчики и охранники», «Поиск предметов».
8. Общениебезслов
Задачи занятия: развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. Данное занятие носит преимущественно игровой характер и построено на применении как новых, так и модификациях уже известных участникам игр и упражнений .
Структура занятия:
- Разминка «Сбор по голосам».
- Упражнения «Стеклянная дверь», «Выстраивание по росту», «Разговор в рисунках», «Испорченный телефон» (с тактильным контактом).
- Блок получения обратной связи.
9. Поговорим... рисунками!
Задача занятия: интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействия с использованием арт - терапевтического метода.
Структура занятия:
- Рисуночная разминка «Достраивание композиции».
- Тематические рисунки.
- Групповой коллаж.
10. Нашиэмоцииичувства
Задачи занятия: понять, что такое эмоции и чувства, а также совершенствовать умение конструктивно выражать их.
Структура занятия:
- Разминка «Путаница».
- Информационный блок: основные эмоции и чувства.
- Упражнение «Угадай эмоцию».
- Практическая работа «Польза и вред эмоций».
Упражнение «Скульптор и глина».
11. Проявленияэмоцийичувств
Задачи занятия: научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей, а также развить собственную эмоциональную экспрессивность.
Структура занятия:
- Разминка «Хлопки по коленям».
- Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций».
- Игра-соревнование «Замороженные».
- Домашнее задание.
12. Конфликтыипричиныихвозникновения
Задача занятия: проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения.
Структура занятия:
- Разминка «Встреча на узком мостике».
- Информационный блок: психология конфликта.
- Практическая работа «Конфликтогены».
- Тесты самооценки конфликтности и тактики поведения в конфликте.
- Ролевая игра «Финансовые авантюристы».
13. Путирешенияконфликтов
Задача занятия: изучить и закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Структура занятия:
- Разминка. «Гвалт».
- Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях.
14. Манипуляцииизащитаотних
Задача занятия: познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.
Структура занятия:
- Разминка «Толкачи».
- Изучение способов манипулирования (с помощью технологии «Зигзаг»).
- Ролевые игры «Манипуляции», «Бункер».
15. Портретнашего класса
Задача занятия: закрепление результатов, достигнутых в ходе тренинга. Для этого занятия потребуется такой же комплекс изобразительных материалов, как и для занятия № 9.
Структура занятия:
- Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку».
- Композиция «Мои ресурсы».
- Групповая композиция «Наш сад».
16. Подведениеитогов
Задача занятия: получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.
Структура занятия:
- Разминка (по выбору участников).
- Упражнение «Чемодан» Упражнение «Чепуха».
- Групповая дискуссия «Шляпы».
- Проведение анкеты обратной связи по тренингу.
Учебно-тематический план
«Культура общения»
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
всего | Теор. | Прак. | ||||
1. | Зачем мы здесь собрались? | 2 | 1 | 1 | ||
2. | Мы — команда. | 3 | - | 3 | ||
3. | Наши сходства и различия. | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Сплочение и доверие | 2 | - | 2 | ||
5. | Общение и умение слушать | 2 | 1 | 1 | ||
6. | Учимся взаимопониманию | 2 | - | 2 | ||
7. | Средства общения | 3 | 1 | 2 | ||
8. | Общение без слов | 2 | - | 2 | ||
9. | Поговорим... рисунками! | 2 | - | 2 | ||
10. | Наши эмоции и чувства | 3 | 1 | 2 | ||
11. | Проявления эмоций и чувств | 2 | - | 2 | ||
12. | Конфликты и причины их возникновения | 3 | 1 | 2 | ||
13. | Пути решения конфликтов | 2 | - | 2 | ||
14. | Манипуляции и защита от них | 2 | 1 | 1 | ||
15. | Портрет нашего класса | 3 | - | 3 | ||
16. | Подведение итогов | 1 | - | 1 |
Литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
- Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер, 1997.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб.: Питер, 1997.
- Бодалев А.А. Психология общения. М.- Воронеж: Модэк,2002.
- Добрович Л. Общение – наука и искусство. – М., 1996.
- Кузин Ф.А. культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89,1997.
- Куницина В.Н. Трудности межличностного общения. Автореф.дессиртации доктора психол.наук. - СПб., 1991.
- Леонтьев А.А. Психология общения.- М.: Смысл, 2005.
- Майерс А. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2001.
- Парыгин Б.Д. Анатомия общения.- М.: Черо,1997.
- Петровский Л.А. Компетентность в общении.- М.,1989.
- Психологический словарь / Под.ред. В.П. Зинченко. – М.: Педагогика – Пресс,1997.
- Рубенштейн С.Л. основы психологии. – СПб., 2001.
- Сопер П. Основы искусства речи. – Ростов н/Д,1995.
- Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. – СПб.: ГУП,1995.
- Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1994