Урок русского языка в 3-м классе по теме "Части речи. Склонение имен существительных"

Разделы: Русский язык


1. Введение (учитель)

Шишкина Ольга Анатольевна

2. Возраст учеников

3 класс (9 лет)

3. Тема УЗ

«Склонение имён существительных»

4. Цели

- Закреплять умения учащихся изменять имена существительные по вопросам в единственном числе, ставить падежные вопросы и определять падеж имени существительного с помощью вопроса.
- Развивать внимание, память, творческое мышление (умение сравнивать, обобщать, делать выводы);
- Воспитывать наблюдательность, содействовать развитию интереса к уроку.

5. Задачи

- Тренировать умение определять род имён существительных.
Провести учет усвоения материала в ходе практической работы на компьютере «Тренажер»

6. Дидактические материалы

Карточки для проведения  словарной работы.
Презентация для проведения зрительной физминутки
ЦОР для проведения практической работы на компьютере «Тренажер».

7. Описание знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для усвоения материала УЗ

Ученик должен уметь воспринимать, запоминать и распознавать полученную информацию, уметь применять полученные знания на практике.

8. Описание компетентностей, формирующихся у учащихся в ходе учебного занятия (с указанием уровней и аспектов)

КОЗ № 1.
Компетентность разрешения проблем.
Аспект – используем предложенный алгоритм действий.
I уровень.
КОЗ №2
Коммуникативная компетентность.
Аспект – извлечение вторичной информации.
2 уровень.
КОЗ № 3.
Информационная компетентность.
Аспект – обработка информации.
I уровень.

9. Необходимые навыки владения ИКТ учителя

Пользователь ПК

10. Необходимые навыки владения ИКТ учеников

Ребёнок может открыть компьютер, закрыть; умеет пользоваться мышкой.

11. Краткая характеристика класса

3 класс (18 человек): 7 сильных
учеников, 2 – слабых, 9 – со средними
способностями. Все имеют первоначальные
навыки работы на компьютере.

12. Место УЗ в изучаемой теме

Образовательная система «Школа России».
Раздел: «Части речи».

13. Необходимое оборудование

Интерактивная доска, проектор, 9 компьютеров.

1. Общие сведения

(Часть визитной карточки)
Раздел: «Части речи»
Тема: «Склонение имён существительных»                                                     
Класс: 3 класс

Цели:

  • Закреплять умения учащихся изменять имена существительные по вопросам в единственном числе, ставить падежные вопросы и определять падеж имени существительного с помощью вопроса.
  • Развивать внимание, память, творческое мышление (умение сравнивать, обобщать, делать выводы);
  • Воспитывать наблюдательность, содействовать развитию интереса к уроку.

Задачи

  • Тренировать умение определять род имён существительных.
  • Провести учет усвоения материала в ходе практической работы на компьютере «Тренажер»

Тип урока:
Урок закрепления материала .

Используемый медиа-ресурс:

  • презентация нового материала          

Минимальное техническое оснащение класса:

  • 9 компьютеров
  • интерактивная доска
  • проектор

Количество детей:   18   чел.
Место  фрагмента с ИКТ  в структуре урока:

  • показ презентации на этапе «Физминутка»
  • использование КОЗ №1 на этапе «Актуализация знаний», склонение имён существительных (работа на компьютере).
  • использование КОЗ №2 на этапе « Работа по теме урока» (работа на интерактивной доске)
  • Практическая работа на компьютере «Тренажер» КОЗ №3. на этапе «Закрепление».

2. План-конспект урока (занятия)

Этап урока Продолжи-тельность Орг. форма Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учеников Предполагаемый результат Используемые ИКТ-средства (ссылка)

Орг. момент

1 мин

Ф

- С какой частью речи мы работаем?
Что вы знаете уже  об имени существительном?

- С именем существительным.
- Имя существительное
- часть речи, отвечает на вопросы Кто? Что?
- Обозначает предмет, изменяется по числам и родам.
- Имеет  6 падежей.

- создание рабочей обстановки в классе

Подготовка к введению темы

1 мин

Ф

- Сегодня на уроке мы проведем исследование на тему «Определение падежа у имени существительного».

эмоциональный настрой на урок, развитие интереса к дальнейшей деятельности.

Чистописание

5 мин

Ф+И

- Сейчас  будете работать  в прописи на с.32.
- Что вы видите на этой странице?
- Для чего авторы прописей изобразили все заглавные буквы сразу? 
(письмо буквы в воздухе, запись учащимися одной строки)

-Заглавные буквы необходимы для записи собственных имён существительных.

развитие каллиграфического навыка;

Словарная работа

5 мин

Ф+И

1. Списать.
2. Определить, в каком падеже стоят имена существительные?
3. Проверим выполненную работу.

В магазине, на работе, из троллейбуса по вагону, в мороз, ветер, в океане, с рисунка, в кровати, из города. 

закрепление знания слов из словаря; развитие мыслительных операций.

Актуализац- ия знаний.

5 мин

Г

2. Просклонять имена существительные и выделить окончание.

 

Отработка навыков.

КОЗ № 1 Работа на  компьютере в программе Excel.
Ученики работают  парами. Компетентность разрешения проблем.
Аспект – используем предложенный алгоритм действий.
I уровень.

Падежи

 Вопросы

      Склонение

И.п.

Кто? Что?

Школа, дом, степь

Р.п.

Кого? Чего?

Д.п.

Кому? Чему?

В.п.

Кого? Что?

Т.п.

Кем?
Чем?

П.п.

О ком?
О чём?

Зрительная гимнастика

1 мин

И

Физминутка

снятие зрительного напряжения; повышение продуктивности работы.

Применение ИКТ

Продолжение работы по теме урока.

7 мин

И.

Учащиеся выполняют работу по вариантам.(3 – варианта).
Им предложена группа слов на слайде:
В магазине, за домом, в пальто, за  лесом, с мамой, в среду, за молоком, перед лестницей, в библиотеке, мороженое, о лётчике, по дороге, из дерева, к столу, от берега, в кино, в степи, за рулём, у метро.
Задание:
- Прочитать слова.
1. Определить к какому роду относятся слова:
- первый вариант записывает слова ж..р.
- второй вариант записывает слова м.р.
- третий вариант записывает слова ср.р.
2. Определить падеж имён существительных.                                                            

Ключ к КОЗе.

1-вариант:                               2-вариант:                   3-вариант:
ж..р.                                            м.р.                                        ср.р.
с мамой (т.п.)                 в магазине (п.п.)           в пальто (п.п.)
в среду (в.п.)                  за лесом (т.п.)               за молоком (т.п.)
перед лестницей (т.п.)    о лётчике (п.п.)           мороженое (и.п.)
в библиотеку (в.п.)          от берега (р.п.)            из дерева (р.п.)
по дороге (д.п.)                у стола (р.п.)               в кино (п.п.)

 .

 

КОЗ №2. Работа с применением интерактивной доски.

Коммуникативная компетентность.
Аспект – извлечение вторичной информации.
2уровень.

 

Физминутка

1 мин

И

снятие мышечной  усталости; повышение продуктивности работы.

Применение ИКТ

Этап закрепления
Работа по учебнику

6 мин

 

 
3.Устно.Выполните упр.93, стр.94.

 

 

 

 

Практическая работа на компьютере «Тренажер».

 

 6 мин

 

Работа с тестовой форме:
В русском языке 6 падежей?
Предложный падеж употребляется с предлогами?
В И.п. предлоги есть?
Косвенных падежей 5?
Предлоги к, по Д.п.?
Существительные в В.п. отвечают на вопросы Кто? Что?
Дополнительное слово в Р.п. вижу?
Подлежащее в предложении стоит в В.п.?
Существительные в П.п. отвечают на вопросы Кем?Чем?
Дополнительное слово в Р.п. нет?

Правильных ответов – 0.
Оценка – 2.

КОЗ № 3. Информационная компетентность.
Аспект – обработка информации.
I уровень.

Итог урока, рефлексия

2 мин

Ф

- Что нового узнали?
- Понравились вам задания?
- Что показалось вам труднее всего?
- С каким настроением уходите с урока?

 

Домашнее задание

1 мин

И

- Выполнить упр.96,стр.104.

 

Всего

40 мин