Подготовка:
- Посещение первосентябрьской линейки.
- Оформление папки-раскладушки « В семье первоклассник».
- Посещение этнографической комнаты школьного музея.
- Посещение праздника прощания с «Букварём»
- Присутствие на празднике последнего звонка.
Задачи:
- Разговор за «круглым столом» о формировании готовности ребёнка к обучению в школе.
- Дать представление о понятии «Готовность к школе».
- Представить примерную «Модель личности первоклассника».
- Познакомить со сводом правил для родителей первоклассника.
Состав родительского собрания: заведующая МДОУ детского сада, родители детей группы, воспитатели, педагог-психолог, учитель начальных классов.
Ход родительского собрания
- Родительское собрание открывает воспитатель группы:
Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок в жизни вашего ребёнка. Первый раз он переступит порог класса, сделает первый шаг в Страну знаний. Первый класс - серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. - Педагог-психолог:
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он отличается достаточным развитием речи, определенным запасом знаний об окружающем мире, о предметах, их свойствах, явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни. Мышление детей носит образный характер, но они в состоянии понять и отвлеченные суждения. Наблюдаются тенденции к возникновению произвольности внимания, памяти, воображения.
Любознательность, пытливость, желание узнавать - это те самые первые, самые важные черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к будущей жизни в целом. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства - психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность.
Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Основная цель - усвоение знаний. Положение ребенка в классе определяется его успехами в учебе. Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам личности. Для успешной учебы ему необходимо сформировать определенные волевые качества: понимание смысла учебных задач, осознание способов их выполнения, навыки самоконтроля и самооценки.
- Учитель начальных классов (краткое изложение):
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе является создание равных стартовых возможностей для детей, поступающих в школу.
Родители должны знать, что дошкольное образование – фундамент развития ребёнка, базис его личностной культуры. Готовность к школе, к системному обучению, есть комплексная характеристика сформированности предпосылок к учебной деятельности: умение соблюдать определённые правила в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу, осознанно относиться к выполнению заданий.
Но не считайте, что теперь все зависит только от школы. С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Школа - это мир новых отношений со сверстниками, с учителем. Ваша помощь здесь необходима. Ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. В жизни первоклассника нет мелочей. Он остро воспринимает плохую отметку и замечание учителя, и ссору с товарищем. Но не злоупотребляйте вашей любовью, не спешите решить все проблемы за ребенка. Дайте ему проявить инициативу и самостоятельность.
(Содержание выступления учитель выбирает сам, но не отходит от темы собрания).
Правила для родителей:- Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
- В последний год перед школой обратите внимание, как ведет себя ребенок в обществе сверстников, соблюдает ли правила игры; умеет ли внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
- Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержание умственной подготовки будущих первоклассников к обучению к школе.
- Относитесь серьезно к рекомендациям врачей, которые будут участвовать в диспансеризации вашего ребенка перед школой.
- Обмен мнениями между присутствующими о проблемах готовности детей к школе, обсуждение примерной « Модели личности первоклассника» (Л.К. Гребёнкина, Н.С. Анциперова «Технология управленческой деятельности заместителя директора школы»)
- Игровое упражнение с использованием метода куклотерапии «Желаемый портрет родителя (учителя)»
Цель: обмен опытом социального восприятия родителей и учителя.
Участникам игры предоставляется возможность из предложенных кукол выбрать одну: для родителей - «Учитель», для учителя - «Родитель» и наделить каждого представителя социума самыми необходимыми, важными, актуальными качествами для успешной адаптации ребёнка к школе. Игровой характер общения усиливает диалог, позволяет выйти за рамки монологических отношений и стирает границы личностной направленности.
Модель личности первоклассника.
Ребёнок, гармонично взаимодействующий с окружающей средой
Здоровье Культура личности Соответствие морфофункциональных особенностей ребёнка нормативам физического развития.
Развитые двигательные и моторные навыки.
Физическая работоспособность.
Прочные культурно – гигиенические навыки.Умение строить взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.
Умение произвольно управлять своим поведением, подчиняться установленным правилам.
Дисциплинированность, умение вести себя в общественных местах.
Доброжелательность в отношениях с людьми, желание помочь сверстникам.
Организованность, аккуратность, опрятность.Познавательная деятельность Знания Умение сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале, и действовать в соответствии с указаниями педагога.
Проявление активности и интереса к учебной деятельности, к окружающему миру.
Стремление к овладению новыми знаниями, умениями, навыками.
Заинтересованность в положительной оценке результатов своей деятельности.
Склонность к постановке вопросов и самостоятельному поиску решений.Соответствие общей осведомлённости возрастной категории детей.
Сформированность образного мышления, основ словестно – логического мышления.
Понимание и использование в своей деятельности различных схематических изображений (план, макет, простейший чертёж).
Развитая тонкая моторика и сенсомоторная координация.
Правильное звукопроизношение, фонематический слух, речь (достаточный словарный запас, разнообразие грамматических форм)
Готовность к инновационным преобразованиям и творческой деятельности.