Личность начинается с любви к малой родине

Разделы: Начальная школа


Я люблю село родное,
Я люблю свой отчий дом.
Люльку я люблю, качели,
Как с сестрой мы песни пели.
Люблю я папу, люблю я маму
Люблю я дворик свой родной.
Люблю я куклу дорогую
Люблю природу золотую.
Я берегу их и лелею,
Горжусь я ими и добрею.

Это стихотворение ученика 4 класса. Для меня самый большой подарок, самый лучший итог проделанной с детьми работы по патриотическому и нравственному воспитанию учащихся начальных классов. Это значит, что дети данного класса вырастут настоящими защитниками Отечества, патриотами Родины.

Работу над патриотическим воспитанием учащихся я веду, опираясь на краеведение и музейную педагогику.
Я считаю, что патриотизм это

  • любовь к самым близким людям; к родителям, братьям и сестрам, друзьям;
  • любовь к самым дорогим и памятным вещам и предметам в семье; любовь к отчему дому, где ребенок сделал свои первые шаги, к люльке, в которой вырос, к зеленому дворику, где приобрел первых друзей, к школе, где впервые открыл дверь в мир знаний, к родной улице…
  • чувство гордости за членов семьи, односельчан;
  • обязательное изучение истории родного края, Республики и истории своих предков, рода.

Гордиться близкими людьми, родным краем – это значит их любить, уважать, беречь, помогать, дарить им счастье, относиться к ним доброжелательно. Но, не зная их прошлого и настоящего, чувства не могут быть крепкими и прочными.

Патриотические и гражданские чувства у детей я стараюсь воспитывать через изучение истории родного края, знакомство с интересными людьми нашего села, с национальными обрядами и традициями наших предков, через экскурсии по достопримечательным местам родного края. Далее эта деятельность набирает более широкий масштаб в пределах района, Республики.

Работа по этому направлению ведется не только на внеклассных мероприятиях, но и на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки, физической культуры, чтения, на классных часах.

На уроках изобразительного искусства и технологии знакомлю учащихся с национальными женскими украшениями, орнаментами и узорами, прикладным мастерством татарского народа. Учимся мастерить, вышивать и раскрывать секреты рукоделия. С этой целью приглашаю на уроки родителей, бабушек и дедушек, местных умельцев, использую богатые фонды школьного музея.
Уроки физической культуры использую для разучивания национальных танцев и подвижных игр наших предков.

На уроках музыки и чтения знакомлю с татарскими народными песнями, частушками, прибаутками. С детьми инсценируем татарские народные сказки, разучиваем различные произведения татарского фольклора, проводим интересные встречи с односельчанами и различные праздники.

Широко практикую проведение экскурсий и пеших походов по достопримечательным местам родного края: это родники, а их у нас много, это речки и пруды, это леса и поляны, это кладбище – самое святое место, яблоневые сады, улицы и дома с расписными окнами, воротами и заборами, которые хранят душевную теплоту, отцовскую заботу наших предков, это посещение школьного музея, краеведческих музеев города Зеленодольска и Казани.

Я хочу предложить свой план работы над патриотическим воспитанием учащихся начальных классов.

1 класс
Классные часы и внеклассные мероприятия

  • «Моя деревня – моя Родина» - экскурсия по селу
  •  «Что такое Родина?» - беседа
  • «Татарстан – моя Республика» - знакомство с гербом, гимном и флагом РТ и РФ

Уроки изобразительного искусства и технологии.

  • «Самая первая, малая Родина - люлька» - изготовление макета люльки
  • «Узоры и орнаменты татарского народа»
  • «Деревянная ложка» - рисование
  • «Бабушкины скатерти и платки» - аппликация
  • «Моя семья» - рисование

Уроки музыки.

  • Колыбельные песни татарского народа
  • Народные песни, прибаутки и частушки

2 класс
Классные часы и внеклассные мероприятия

  • «Булгары – Родина предков» - беседа и заочная экскурсия
  • «Казанское ханство» - экскурсия в г. Казань
  • «Татарстан – моя Республика» - заочное путешествие
  • «Мое село в разные времена года» - экскурсии, фотографии, рисунки
  • «Цвети и зеленей, моё село!» - посадка деревьев и цветов

Уроки технологии и изобразительного искусства

  • «Колодец - источник жизни» - изготовление макета
  • «Тюбетейка» - расписывание
  • «Калфак» - аппликация
  • «Самые красивые ворота» - конкурс фотографий

Уроки чтения и музыки

  • Загадки
  • М?н???тл?р, б?етл?р

 3 класс
Классные часы и внеклассные мероприятия

  • Экскурсии в музеи города Зеленодольска
  • «Казань – столица моей Республики» - экскурсия
  • «Экскурсия на родину Каюма Насыри»
  • Встреча с ветеранами ВОВ
  • Экскурсия в «Парк Победы» г. Казани

Уроки технологии и изобразительного искусства

  • Секреты бабушкиного сундучка
  • Золотые руки моего деда

4 класс
Классные часы и внеклассные мероприятия

  • Мое село в годы ВОВ - экскурсии в музей родного края
  • Где воевал мой дед, прадед? – конкурс сочинений
  • Где служили наши отцы и братья? – встречи с бывшими военнослужащими
  •  «Моя семья» - праздник семьи
  •  «Самая дружная спортивная семья» - семейные спортивные игры

Уроки чтения и музыки.

  • Н??р?з – праздник весны татарского народа
  • Песни молодости наших родителей

Уроки изобразительного искусства и технологии

  • Я люблю свое село – рисование
  • Моя школа – лепка из пластилина
  • Мой отчий дом – аппликации

Итогом проделанной работы становится обобщающий классный час на тему:
«Я люблю свое село и горжусь его людьми!»