Цели:
Образовательная:
- систематизировать знания об информационном моделировании, углубление этих знаний через проектную деятельность;
- практическое применение изученного материала;
- перенос ЗУН учащихся в нестандартные условия.
Развивающая:
- развитие познавательных интересов у школьников;
- развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции;
- развитие навыков групповой деятельности;
- развитие рефлексивных умений;
- развитие умения применять полученные знания;
- развитие информационной и коммуникационной компетентности учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся: взаимопомощь, коммуникативные умения; информационную культуру.
- продолжать формирование чувства цвета, эстетического вкуса, самостоятельности при работе с программным продуктом, воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, презентация к уроку, карточки с заданиями.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний; урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ?и навыков.
Форма проведения: коллективный проект.
Методическое обеспечение урока: парная или индивидуальная, групповая формы работы, вопросы, ответы, оценка и самооценка, обсуждение-беседа, диалог, рефлексия.
Программное обеспечение: Word, Paint, Power Point.
Тип проекта:
- По деятельности учащихся - информационно-творческий проект;
- По комплексности - монопроект;
- По характеру контактов - внутриклассный;
- По дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
- По доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированный проект;
- По продолжительности - мини-проект.
В результате изучения темы учащиeся должны знать:
- определение модели;
- что такое информационная модель;
- виды информационных моделей;
- этапы информационного моделирования на компьютере.
уметь:
- составлять словесную модель;
- работать в текстовом редакторе;
- рисовать в приложениях;
- составлять таблицы;
- вставлять в текстовый документ диаграммы.
Основные понятия: модель, информационная модель, натурная модель, моделирование.
Проблемные вопросы:
- Какой ты представляешь Школу Будущего?
- Что должно измениться в современной школе, чтобы обучаться было интересней?
- Что должна сделать школа, чтобы ты в дальнейшем был самодостаточным человеком?
Дидактические цели:
- Формирование навыков самостоятельной работы с информацией.
- Формирование умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
- Формирование навыков работы в команде.
Задачи:
- Освоить представление об компьютерных информационных моделях.
- Научить представлять информацию об объектах окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и других информационных моделей.
- Научить создавать различные информационные модели и оформлять результаты.
- Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.
План урока
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация и проверка изученного материала (2 мин.)
- Выбрать объект – школа будущего (1 мин)
- Определить Цель моделирования (1 мин)
- Составить различные типы моделей (25 мин)
1.1. Словесная информационная модель – научное описание.
1.2. Словесная информационная модель – художественное описание.
1.3. Словесная информационная модель в виде многоуровневого списка «Школа и здоровье».
1.4. Графическая информационная модель «Учебные кабинеты» (схема или рисунок).
1.5. Графическая информационная модель «Органы самоуправления школой» (схема).
1.6. Табличная информационная модель «школьная форма» - Физкультминутка (3 мин.)
- Подведение итогов урока (3 мин.)
- Домашнее задание (4 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствие класса.
- Контроль отсутствующих.
- Формулировка темы и цели урока.
- Техника безопасности в кабинете информатики.
2. Актуализация и проверка изученного материала
На предыдущих уроках, мыс вами познакомились с понятием модели, моделированием, видами моделей, разновидностями информационных моделей. Сегодня у нас с вами урок закрепления полученных знаний и выработки практических умений и навыков.
Работа сопровождается презентацией (Приложение 1).
3. Выбрать объект – школа будущего
4. Определить Цель моделирования
(Создание модели такой школы, в которой интересно было бы учиться, которая помогла бы в будущем в определении профессии)
5. В итоговой работе необходимо продемонстрировать полученные на уроках информатики знания и умения по представлению объектов окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и графических изображений. Итоговая работа создается с помощью программы MS PowerPoint. В классе разбираются компоненты данного проекта, сделанные в приложениях Word, Paint.
Как работать? – в группе
Рассаживание учащихся по группам.
Распределение ролей в группе (например, идеолог, исполнитель, оформитель, оратор)
Каждая группа создает модель, выбранного ими типа. План работы на слайдах презентации.
Давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа.
Сбор информации - вся группа.
Составление итогового проекта - вся группа.
Оформление модели (эскиз) - вся группа.
В группе каждый учащийся выполняет функции согласно своей роли.
Представление проекта – по желанию один человек (лидер группы).
Повторение алгоритма работы
Напоминаю вам алгоритм работы:
- Разработка моделей.
- Оформление моделей на ПК.
- Сбор файлов по сети.
- На основе этих файлов на учительском компьютере создается презентация по плану.
- Защита проектов.
Работа в группах по составлению моделей.
Работа за компьютером.
Составление презентации «Школа будущего».
Защита своих блоков данного проекта.
Учитель делает общий вывод – итог выполнения проекта. Выставление оценок. При этом учитывается вклад каждого учащегося в создание модели, его активность, практические навыки работы за компьютером. В течение всего урока учитель отслеживал работу каждого ученика.
Домашнее задание
На основе разработанных на уроке материалов создать свой вариант мини-проекта «Школа будущего» в программе PowerPoint.
План работы
- Собрать материал по выбранной теме.
- Разработать информационную модель «Школа будущего» – образную (рисунок), знаковую (словесное описание) и смешанную (схема).
- Подготовить презентацию (настройка анимации, настройка показа).
- Подготовить защиту проекта.
- Продемонстрировать готовый материал.
Рефлексия
Оценка учащимися своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).
Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (учащимся предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком то, что считают нужным).
Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его:
Приятным | Неприятным |
Однообразным | Разнообразным |
Интересным | Скучным |
Желательным | Нежелательным |
Легким | Трудным |
Нужным | Ненужным |
Беспокойным | Спокойным |
Простым | Сложным |
Непонятным | Понятным |
Полезным | Бесполезным |