Классный час для начальных классов "Тихая моя Родина"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине;
  • обогащать  запас  слов,  обозначающих  названия  предметов, действий, признаков; заучивать пословицы и поговорки о Родине.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Что необычного в классе?
- Нравится ли вам в классе? Почему?

II. Вступительное слово учителя.

 - О чём будем говорить на классном часе? Почему вы так решили?
(На доске рисунки детей на тему «Моя малая родина).
- Сегодня мы поговорим о малой родине.
(Прослушивание песни «С чего начинается Родина» музыка В. Баснера, слова
М. Матусовского).
- С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос? Все моменты песни вы изобразили в своих рисунках. (Дети по очереди рассказывают, что они изобразили в своих рисунках)
- Нарисовали свой дом. Где живёт ваша семья, нарисовали любимый уголок
природы, где вы отдыхаете - это тоже Родина).
- Вы нарисовали свой родной край, свой маленький уголок, где вы родились.
Это ваша маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Чтец:

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней лёгкий ветерок
Душистее цветы, там холмы зеленее
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поёт звучнее.

- Как называется наша страна? (Россия).
(Показ нашей страны на карте и одновременно чтение стихотворения)

Чтец:

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней —
И то едва домчится.
Н. Забила «Наша Родина»

III. Работа в группах.

Каждая группа получает конверт с буквами, из которых дети должны составить слова «россия», «отечество», «родина», «матушка».
- Какие слова у вас получились?
- Как вы думаете, связаны ли эти слова между собой?
(Слова вывешиваются на доску)
- Что  обозначают  эти  слова  мы  поймём,  если  прочитаем  рассказ К. Ушинского «Наше Отечество» и выполните задание. (Текст читает учитель, а дети следят)
- Найдите в тексте строчки, которые объясняют, почему Россию мы называем
«Отечеством».
- Почему называем «родиной»?
- Почему называем «матушкой»?

Текст: «Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию», потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а матерью, потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина. (К. Ушинский)

IV. Релаксация

- Мы любим свою маму. Человек должен любить свою родину, Россия - наше Отечество, в ней жили наши деды и отцы.
Любовь к родине начинается со знания своего прошлого, с любви к матери. Я, предлагаю заглянуть в прошлое, и посмотреть, как жили наши предки. (Вывешивается иллюстрация деревенской избы)

- Вот так выглядели жилища в прошлом. Мы видим очень многие вещи, которые вышли из обихода. Похожа ли эта обстановка на ту, которая сейчас у вас дома?
- Чем же занимались по вечерам дети. Вот мы сейчас представим это. (В классе с самого начала занятия стоит макет печи. В классе выключается свет и в печи имитируется огонь, его можно сделать с помощью  фонарика. Дети рассаживаются на коврике около печи и одновременно идёт чтение стихотворения). Вот так вечерами собирались дети около печи и слушали сказки.

Чтец:

Дети живо прибежали
И уселись все рядком
Слушать бабушкины сказки
У подтопки вечерком.
Мягко пламя освещает
Полутёмный уголок
Молча бабушка достала
Нескончаемый чулок.
В ожидании сказок, дети
Притаилися без слов
В тишине так ясно, чётко
Слышно как дрова трещат
Много бабушка наскажет
Детки, всяких сказок вам,
И сама-то будет рада
Вас занять по вечерам.

 - Печь в русской избе играла очень важную роль, на ней готовили пищу, отапливали помещение, спали на печи.

V. Работа с картинками.
(Даны различные картинки с изображением герба и флага России, природы, русской национальной одежды и других картинок, не относящихся к теме урока).

- Под какими картинками вы бы подписали «Моя Родина»?
(Дети по очереди выходят, выбирают картинку и объясняют свой выбор).
Герб и флаг -  государственные символы. Еще есть гимн.
Гимн -  главная государственная песня, в которой отражена народная любовь и воспевает страну.
Герб - это эмблема государства, города и даже семьи.
- Чтобы лучше запомнить цвета флага, выучим стих.

Белый цвет - береза,
Синий - неба цвет
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

(Если дети выберут картинку с изображением березы, то рассказ пойдет о ней).

Берёза
- Русская берёза - символ России. Берёзку милую, родную русские люди издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета и в поэзии и прозе, в музыке и в живописи.

Чтецы

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Н. Рубцов.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи кочующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
М. Лермонтов
Ты до того берёзонька красива                                               
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы.
П. Балацкий
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка —
Символ Родины моей.
М. Ероха

(Дети, с помощью учителя, должны обратить внимание на русскую национальную одежду. Мальчик и девочка из средних классов демонстрируют одежду).

Русская национальная одежда

У всех народов национальная одежда делится на повседневную и праздничную. Так, праздничную одежду хранили в сундуках. Женщины носили комплекты, состоящие из блузки и длинного сарафана без рукавов. Если погода прохладная надевали поверх сарафана маленький сарафанчик на лямочках - душегрею. К праздничной одежде полагались нарядные головные уборы. По русской традиции девушки и девочки могли ходить с непокрытой головой. Они заплетали красивые косы. На голову повязывали красивую ленту - урус. Они носили закрытые головные уборы: кокошники, платки. Мужчины носили длинные свободные рубахи. Как они называются? Косоворотки.
Рубахи подвязывали поясами.
(Дети могут выбрать картинки с изображением самовара, балалайки. Значит рассказ пойдет об этих предметах). (Лишние картинки убираются с доски).

VI. Работа с пословицами.

Любовь человека к родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках.

Чтецы

Всякому мила родная сторона.
Человек без родины, что соловей без песни.
Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.
Родной куст и зайцы дорог.

(Второклассники сами угадывают пословицу, соединяя слоги по стрелкам).
Игра:

VII. Заключительное слово учителя

Родина - это ласковая и требовательная мать. Матери больно, если сын стал плохим человеком - ленивым, бессердечным, слабовольным, нечестным. Родине, как родной матери больно, когда ты не станешь настоящим человеком.
- Что для этого должен делать ты?

Чтец:

Мы живём у синей речки,
А за речкой, старый бор.
Выйдешь утром на крылечко
Впереди такой простор!
По кустам щебечут птицы,
Ветер лаского поёт,
Вот пшеница золотится –
Это хлеб в полях растёт.
Босиком мы бегать можем
По нагревшейся земле,
И купаться можем тоже -
Хорошо у нас в селе!

Песня «Наш край».
Занятие заканчивается чаепитием.