Внеклассное занятие по правилам дорожного движения "Безопасное колесо"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: закрепить знания детей по правилам дорожного движения

Участники: 6 конкурсантов; учащиеся 1-4 классов.

Ход занятия

Ведущий:

Очень важная наука -
Правила движения.
И должны их соблюдать     
Все без исключения.

1. Разминка.

Игра «Узнай по описанию»
Его можно встретить на перекрестках дорог. Создан он для безопасного передвижения людей по улицам города. Бывает наземный и подземный. (переход)

Это – повреждение, выход из строя машины, транспортного средства. Может произойти в результате нарушения правил дорожного движения пешеходом или водителем. Чаще всего это возможно на перекрестке. (авария)

Это человек – участник дорожного движения. Он обязательно должен уметь читать дорожные знаки. Он управляет автомобилем и, если нужно, сигналит пешеходам-нарушителям. (водитель)

Это – место, где ездят грузовые и легковые автомобили, пассажирский транспорт, велосипедисты. Она может быть проселочная, грунтовая, асфальтированная. Ее можно переходить только в специально отведенном месте. (дорога)

Предмет, без которого невозможно представить работу милиционера-регулировщика. Им указывают направление движения автомобилям. (жезл)

Сигнальный электрический фонарь с разноцветными стеклами для регулирования движения на улицах и дорогах. Если выйдет из строя, то может произойти авария. (светофор)

2. Для чего нам светофор. (из истории)
(О. Тарутин)
Учитель:

...Кто ребята до сих пор
Все еще не знает,
Для чего нам светофор
Светит и мигает?
Вот послушайте сейчас
Исторический рассказ.

1 ученик:

Во всех городах
И в любые года
По улицам шли пешеходы всегда.
И каждый,
Идущий куда-то,
Считался прохожим, ребята
Спешили прохожие или брели
С утра и до самого вечера,
А те, что навстречу по улице шли,
Считались прохожими встречными.
Но кроме прохожих
В любые года,
Конечно, проезжие были всегда.

2 ученик:

И в древности даже
На улице каждой
Колеса скрипели,
Подковы звенели.
Но только была еще в те времена
Для ног и колес мостовая одна:
Прохожий проходит,
И здесь же
На лошади скачет проезжий.
Вот, скажем, прохожий идет по делам
И песню мурлычет беспечно,
А из-за угла,
Опустив удила,
Выносится всадник навстречу.
Пока ему кто-то кричит: «Тормози!» -
Прохожий уже очутился в грязи.
Идет он, хромая обратно ...
Кому это будет приятно?

3 ученик:

И чтобы ходить, ничего не боясь,
Придумали люди проезжую часть.
И делать, там нечего пешим –
У пеших своя, пешеходная часть,
Где нету дороги проезжим.

Учитель:

Давайте представим такую картину:
Идут пешеходы в костюмах старинных.
И там, где идти им положено,
Вдоль стен тротуары проложены.
Копыта стучат по старинным камням.
Здесь транспорт еще – лошадиный.
И кучер старинный
Старинным коням
Приказ выкликает старинный:
То «Ну!» говорит,
То «Тпру!» говорит –
И транспорт идет
Или транспорт стоит.

4 ученик:

Хоть слушался он без ошибки,
Но двигался транспорт не шибко.
Такую дорогу любой пешеход,
Сойдя с тротуара, легко перейдет!
И были в те давние поры
Еще ни к чему светофоры.

5 ученик:

Но как-то,
За транспортом конным вдогонку,
По рельсам проехала первая конка.
И сто пассажиров с поклажей
Проехало в том экипаже.
Потом пожалели трудяг-лошадей,     
И кто-то придумал трамвай для людей.
А вскоре и автомобили
Колеса свои закрутили!
Они зафырчали, по улицам мчась...
А вспомни-ка нашу проезжую часть: 
Автобус, троллейбус, трамвай и такси ...
И вся мостовая спешит-колесит!

Учитель:

Конечно же транспорту некогда.
А как же прохожему быть?
Неужто спешить ему некуда
И незачем переходить?

6 ученик:

А если я спешу и хочется мне
Скорей очутиться на той стороне?
Мне срочно!
Мне спешно!
Мне важно!
...Сойти с тротуара мне страшно!
Так как же, скажите, проспект перейти?
А может быть, очередь тут завести?
А, может, кому-нибудь нам поручить
За ней справедливо и строго следить?
Вот едут машины, положим,-
Положено ждать их прохожим.
Дождались? Теперь проходите.
Теперь уж, водители, ждите.

7 ученик:

Кому же поручим мы этот дозор?
Вот тут-то на  помощь пришел светофор! 
И стал он следить за дорогой в три глаза,
И стал отдавать он такие приказы:

1 ученик:

Красный глаз –
Стоять приказ.
Желтый глаз мигнет народу –
Подготовься к переходу!
А зеленый загорится –
Путь свободен.
Сам решай:
Можешь топать не спеша.

Конкурс «Знаешь ли ты сигналы светофора?»

  • закрасить соответствующие сигналы светофоров, подписать названия «зажженных» сигналов;
  • правильно расположить сигналы на картинках;
  • какой сигнал светофора включен в изображенной на рисунке ситуации?
  • какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика?
  • какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика?
  • какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика?

Игра «Светофор»  («Собери светофор») -
(болельщики с красными кружками)

Собрать светофор из кружочков и квадратов.

3. Игра «Внимательные пешеходы»

Ведущий:

Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто
Кто знает правила движенья –
Ответит тот без промедленья.

- Что хотите - говорите: в море сладкая вода?
- Что хотите - говорите: красный свет – проезда нет?
- Что хотите - говорите: каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой?
- Что хотите - говорите: но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите?
- Что хотите - говорите: мы всегда идем вперед только там, где переход?
- Что хотите - говорите: мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора?
- Что хотите - говорите: на знаке «Здесь проезда нет» нарисован человек?

Конкурс «Пешеход» - Угадай знак!

Шли из школы мы домой,
Видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.
Вот так знак!
Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Ну, а если пешеходу
Тротуар - не по пути?
Если нужно пешеходу
Мостовую перейти?
Сразу ищет пешеход
Знак дорожный ......
Посмотрите, знак опасный –
Человечек в круге красном.
Перечеркнут пополам.
...Тут машины быстро мчатся,
Может даже быть несчастье.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко
Накормили и собаку...
Говорим : «Спасибо знаку!»

Эстафета «Виды переходов»
(болельщики с желтыми кружочками)

Самый малый знак дорожный,
Он стоит не просто так.
Будьте, дети, осторожны,
Уважайте каждый знак.

А какие виды переходов вы знаете? (наземный, подземный и надземный). Проверим вашу ловкость. Надо добежать до скамейки, затем пробежать по скамейке, пролезть через тоннель, вернуться обратно и передать эстафету следующему.

4. Конкурс «Объяснить ситуации на дорогах»

1. Закрасить нарушителей дорожного движения.
2. Видео-сюжет – объяснить правила перехода улиц, поведения в транспорте, обхода транспорта.

Водители.
(болельщики с зелеными кружочками)

Игра «Автобусы»

«Автобусы» - это команды детей» «водитель» и «пассажиры». По команде первые игроки – «водители» быстрым шагом направляются к флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д.

5. Заключение.

Песня «Зеленый огонек» (на мотив «По секрету всему свету»)

Мы, мы, по дороге мы идем
И, и эту песенку поем
Как, как нам дорогу перейти
И, и все машины обойти.

Припев:
Би-би-би, шу-шу-шу,
Би-би-би, шу-шу-шу,
«Зебра» самый лучший друг-
Вот, что я, друзья, скажу.

Вот, вот загорелся красный свет,
И, и нам дороги дальше нет,
Мы, мы, мы немножко подождем
И, и на зеленый свет пойдем.

Припев:
Би-би-би, шу-шу-шу,
Би-би-би, шу-шу-шу,
«Зебра» самый лучший друг-
Вот, что я, друзья, скажу.

Ты, ты помни правила движения
Как, как, как таблицу умножения.
Знай, знай, знай всегда их назубок
И, и будешь целым ты, дружок.

Припев:
Би-би-би, шу-шу-шу,
Би-би-би, шу-шу-шу,
«Зебра» самый лучший друг-
Вот, что я, друзья, скажу.

Используемая литература

  1. Безопасность на улицах и дорогах (альбом для учащихся). Якупов А.М. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997 – 32 с.
  2. Безопасность на улицах и дорогах (иллюстративный материал). Якупов А.М.– М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997 – 16 с.
  3. Безопасность на дорогах: методические материалы к урокам по Правилам Дорожного Движения в начальной школе/ Под ред. И.Я. Шайдуллина, И.В. Маркеловой, Е.Н. Веприковой. – Казань: РИЦ «Школа», 2007 – 52 с.
  4. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 кл./ Авт.-сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008 – 239 с.
  5. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. – Казань, 1992 – 64 с.
  6. Что меня окружает. Альбом –задачник. – М.: Дрофа, 1996 – 128 с.