Методическая разработка урока географии в 8-м классе по теме "Дальний Восток – край контрастов"

Разделы: География


Дидактическая цель урока: на основе детального изучения природы Дальнего Востока установить причины своеобразия региона, сходства и различий его отдельных частей.

Методическая цель урока: представление форм, методов и приемов формирования ключевых компетенций обучающихся (коммуникативной, информационной, исследовательской).

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Дидактические средства обучения: электронный тренажер "Физическая карта России", карточки-задания, учебник, электронный учебник "География. 8 класс", атласы, мультимедиапрезентация.

Программа работы на уроке

Целеполагание: демонстрация видео презентации о Дальнем Востоке, обсуждение темы урока, отталкиваясь от ключевого слова "контраст"; совместное определение основной проблемы и дидактической цели урока.

Учебная задача 1: познакомиться с составом Дальнего Востока (номенклатурой)

Задание: используя электронный тренажер "Физическая карта России" на физической карте, найдите следующие объекты:

  • Моря: Чукотское, Берингово, Охотское, Японское.
  • Заливы: Анадырский, Шелихова, Пенжинская губа.
  • Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза.
  • Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские.
  • Полуострова: Чукотский, Камчатка.

Проверка выполнения задания.

Учебная задача 2: Составить географический образ региона.

Задание группе 1: Выберите из перечисленного в рубрике учебника "Что вы знаете о России?" (стр.8-9) то, что относится к Дальнему Востоку. Составьте Книгу рекордов данного региона:

Дальний Восток - "самый-самый":

Задание группе 2: Прочитайте текст. Составьте кластер из ключевых слов и словосочетаний:

Дальний Восток - это

  • ___________
  • ___________
  • ___________

"В этом краю много такого, чего нет больше нигде в России. Где еще можно увидеть гейзеры - фонтанирующие источники или обвитую виноградом ель, голубую сороку или черную белку? Где еще растут березы: белая, черная, желтая, каменная и десяток других? Где можно увидеть огнедышащие горы-вулканы? Где еще на берег обрушиваются гигантские морские волны-цунами? Где еще есть удивительная рыба-даллия, промерзающая зимой настолько, что становится хрупкой? Она обитает в речках Чукотки, где водоемы зимой промерзают до дна. Рыбка зарывается в ил и там, в замерзшем состоянии, находится всю зиму, а весной оттаивает и продолжает жить. Где еще по снегу бродят тигры? Где, как в сказке о коньке-горбунке, можно из горячего озера прыгнуть в холодное (Фумарольное и Центральное на вулкане Узон на Камчатке)? Где можно увидеть медведей, зимующих в дуплах деревьев? Где можно любоваться медвежьей рыбалкой, как не на Камчатке?"

Напоминание: Кластер - система ключевых слов, словосочетаний.

Задание группе 3: Прочитайте текст учебника на стр.250, начиная с третьего абзаца. Найдите в нем информацию, иллюстрирующую тезис "Дальний Восток - край контрастов". Выпишите тезисы.

Проверка выполнения заданий, формулирование выводов. Какие особенности природы определяют своеобразие Дальнего Востока? Каковы их возможные причины?

Учебная задача 3: Привести в систему знания об исследовании региона.

Опережающее домашнее задание: придумать и заполнить таблицу об исследователях, изучавших Дальний Восток Проверка выполнения задания, выступление обучающегося, презентация таблицы. Возможен вариант:

Когда? Кто? Что?
     

Учебная задача 4. Установить связь между тектоническим строением территории, рельефом, полезными ископаемыми региона. Найти ответ на вопрос: Чем объясняется тектоническая неустойчивость данной территории?

Задания:

1.Проанализируите картосхему 19 в учебнике на стр. 51. Сделайте прогноз об устойчивости земной коры в районе Дальнего Востока. Для этого вспомните, что такое геосинклиналь.

2.Определите возраст земной коры в регионе по тектонической карте России (атлас, стр.16).

3.Закончите логическую схему:

Дальний Восток находится на стыке литосферных плит -> ? -> Здесь  возможны :..

Проверка выполнения заданий 1-3.

Найдите на физической карте орографические объекты:

  • Горные хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь.
  • Нагорья: Чукотское, Корякское.
  • Равнины: Зейско-Буреинская.
  • Вулканы: Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Мутновская Сопка, Тятя, Алаид.

Обоснуйте, почему на дальнем Востоке преобладает горный рельеф?

Дополните полученную информацию о рельефе выводами, сделанными на основе анализа карт в учебнике (рис. 26.27.28.29) на стр. 66.

Какие полезные ископаемые на Дальнем Востоке своим происхождением связаны с магматическими процессами и приурочены к складчатым областям? (медь, никель, вольфрам, олово, полиметаллические руды) Какие - с накоплением осадочных горных пород в прибрежных и континентальных условиях? (нефть, уголь, газ).

Проверка выполнения заданий 4-6. Формулирование вывода о причинно-следственных связях между тектоническими структурами территории, формами рельефа и полезными ископаемыми (вывод в виде логической схемы).

Учебная задача 5. Определить климатическое своеобразие территории Дальнего Востока, установить его причины.

Задания:

1. По климатической карте России в атласе (стр.17) определите все типы и подтипы климата на территории Дальнего Востока. Запишите их названия. Почему границы климатических поясов на востоке страны смещены к югу? Чем муссонный климат отличается от морского? Какой климатообразующий фактор определяет эти различия?

2. Определите влияние важнейших климатообразующих факторов, действующих в данном регионе:

3. Найдите закономерности в изменении температуры января, температуры июля и количестве осадков при движении с севера на юг и с запада на восток (см. картосхемы в учебнике на стр. 89, 90,91). Сделайте прогноз об образовании возможных ПТК на данной территории.

Обсуждение результатов работы.

Учебная задача 6.Познакомиться с флорой и фауной Дальнего Востока, установить причины своеобразия и причины различий их на севере и на юге.

Задания:

Работа с электронным учебником "География. 8 класс". Поиск ответов на вопросы:

1. Каковы причины различия флоры и фауны на севере и юге Дальнего Востока?

2. Какое глобальное событие в истории Земли вызвало смешение северных и южных видов?

Обсуждение.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Возможные варианты:

1.Составление синквейна на тему "Дальний Восток"

2. Закончите мысль:

Сегодня на уроке:

  • Я узнал:
  • Я был удивлен:
  • Я открыл для себя:
  • Я еще раз убедился:
  • Я пришел к выводу:
  • Я все же не понял:
  • Я испытал затруднения при выполнении задания:
  • Самым интересным заданием для меня было:
  • Я говорю спасибо нашему уроку за:

Домашнее задание:

На основе работы с учебником стр. 250-256 самостоятельно изучить вопрос "Поверхностные воды Дальнего Востока", составить 5 проблемных вопросов, начинающихся со слов:

"Почему:", "В следствие чего..", "Чем объяснить..".