Дидактическая цель урока: на основе детального изучения природы Дальнего Востока установить причины своеобразия региона, сходства и различий его отдельных частей.
Методическая цель урока: представление форм, методов и приемов формирования ключевых компетенций обучающихся (коммуникативной, информационной, исследовательской).
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Дидактические средства обучения: электронный тренажер "Физическая карта России", карточки-задания, учебник, электронный учебник "География. 8 класс", атласы, мультимедиапрезентация.
Программа работы на уроке
Целеполагание: демонстрация видео презентации о Дальнем Востоке, обсуждение темы урока, отталкиваясь от ключевого слова "контраст"; совместное определение основной проблемы и дидактической цели урока.
Учебная задача 1: познакомиться с составом Дальнего Востока (номенклатурой)
Задание: используя электронный тренажер "Физическая карта России" на физической карте, найдите следующие объекты:
- Моря: Чукотское, Берингово, Охотское, Японское.
- Заливы: Анадырский, Шелихова, Пенжинская губа.
- Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза.
- Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские.
- Полуострова: Чукотский, Камчатка.
Проверка выполнения задания.
Учебная задача 2: Составить географический образ региона.
Задание группе 1: Выберите из перечисленного в рубрике учебника "Что вы знаете о России?" (стр.8-9) то, что относится к Дальнему Востоку. Составьте Книгу рекордов данного региона:
Дальний Восток - "самый-самый":
Задание группе 2: Прочитайте текст. Составьте кластер из ключевых слов и словосочетаний:
Дальний Восток - это
- ___________
- ___________
- ___________
"В этом краю много такого, чего нет больше нигде в России. Где еще можно увидеть гейзеры - фонтанирующие источники или обвитую виноградом ель, голубую сороку или черную белку? Где еще растут березы: белая, черная, желтая, каменная и десяток других? Где можно увидеть огнедышащие горы-вулканы? Где еще на берег обрушиваются гигантские морские волны-цунами? Где еще есть удивительная рыба-даллия, промерзающая зимой настолько, что становится хрупкой? Она обитает в речках Чукотки, где водоемы зимой промерзают до дна. Рыбка зарывается в ил и там, в замерзшем состоянии, находится всю зиму, а весной оттаивает и продолжает жить. Где еще по снегу бродят тигры? Где, как в сказке о коньке-горбунке, можно из горячего озера прыгнуть в холодное (Фумарольное и Центральное на вулкане Узон на Камчатке)? Где можно увидеть медведей, зимующих в дуплах деревьев? Где можно любоваться медвежьей рыбалкой, как не на Камчатке?"
Напоминание: Кластер - система ключевых слов, словосочетаний.
Задание группе 3: Прочитайте текст учебника на стр.250, начиная с третьего абзаца. Найдите в нем информацию, иллюстрирующую тезис "Дальний Восток - край контрастов". Выпишите тезисы.
Проверка выполнения заданий, формулирование выводов. Какие особенности природы определяют своеобразие Дальнего Востока? Каковы их возможные причины?
Учебная задача 3: Привести в систему знания об исследовании региона.
Опережающее домашнее задание: придумать и заполнить таблицу об исследователях, изучавших Дальний Восток Проверка выполнения задания, выступление обучающегося, презентация таблицы. Возможен вариант:
Когда? Кто? Что?
Учебная задача 4. Установить связь между тектоническим строением территории, рельефом, полезными ископаемыми региона. Найти ответ на вопрос: Чем объясняется тектоническая неустойчивость данной территории?
Задания:
1.Проанализируите картосхему 19 в учебнике на стр. 51. Сделайте прогноз об устойчивости земной коры в районе Дальнего Востока. Для этого вспомните, что такое геосинклиналь.
2.Определите возраст земной коры в регионе по тектонической карте России (атлас, стр.16).
3.Закончите логическую схему:
Дальний Восток находится на стыке литосферных плит -> ? -> Здесь возможны :..
Проверка выполнения заданий 1-3.
Найдите на физической карте орографические объекты:
- Горные хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь.
- Нагорья: Чукотское, Корякское.
- Равнины: Зейско-Буреинская.
- Вулканы: Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Мутновская Сопка, Тятя, Алаид.
Обоснуйте, почему на дальнем Востоке преобладает горный рельеф?
Дополните полученную информацию о рельефе выводами, сделанными на основе анализа карт в учебнике (рис. 26.27.28.29) на стр. 66.
Какие полезные ископаемые на Дальнем Востоке своим происхождением связаны с магматическими процессами и приурочены к складчатым областям? (медь, никель, вольфрам, олово, полиметаллические руды) Какие - с накоплением осадочных горных пород в прибрежных и континентальных условиях? (нефть, уголь, газ).
Проверка выполнения заданий 4-6. Формулирование вывода о причинно-следственных связях между тектоническими структурами территории, формами рельефа и полезными ископаемыми (вывод в виде логической схемы).
Учебная задача 5. Определить климатическое своеобразие территории Дальнего Востока, установить его причины.
Задания:
1. По климатической карте России в атласе (стр.17) определите все типы и подтипы климата на территории Дальнего Востока. Запишите их названия. Почему границы климатических поясов на востоке страны смещены к югу? Чем муссонный климат отличается от морского? Какой климатообразующий фактор определяет эти различия?
2. Определите влияние важнейших климатообразующих факторов, действующих в данном регионе:
3. Найдите закономерности в изменении температуры января, температуры июля и количестве осадков при движении с севера на юг и с запада на восток (см. картосхемы в учебнике на стр. 89, 90,91). Сделайте прогноз об образовании возможных ПТК на данной территории.
Обсуждение результатов работы.
Учебная задача 6.Познакомиться с флорой и фауной Дальнего Востока, установить причины своеобразия и причины различий их на севере и на юге.
Задания:
Работа с электронным учебником "География. 8 класс". Поиск ответов на вопросы:
1. Каковы причины различия флоры и фауны на севере и юге Дальнего Востока?
2. Какое глобальное событие в истории Земли вызвало смешение северных и южных видов?
Обсуждение.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Возможные варианты:
1.Составление синквейна на тему "Дальний Восток"
2. Закончите мысль:
Сегодня на уроке:
- Я узнал:
- Я был удивлен:
- Я открыл для себя:
- Я еще раз убедился:
- Я пришел к выводу:
- Я все же не понял:
- Я испытал затруднения при выполнении задания:
- Самым интересным заданием для меня было:
- Я говорю спасибо нашему уроку за:
Домашнее задание:
На основе работы с учебником стр. 250-256 самостоятельно изучить вопрос "Поверхностные воды Дальнего Востока", составить 5 проблемных вопросов, начинающихся со слов:
"Почему:", "В следствие чего..", "Чем объяснить..".