Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-путешествие
Оборудование: доска, дидактический материал, учебник,
Цель:
1. Научить грамотно писать о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Познакомить с алгоримом зависимости выбора написания о - е - е после шипящих в существительных от морфемы ( корня, окончания) Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о - е- е после шипящих и ц.
2. Способствовать развитию образного и логического мышления и речи, овладению приемами языкового анализа, сравнения, обобщения. Развивать понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы. Учить овладению приемам учебной деятельности.
3. Воспитание уважительного отношения к родному языку, привитие интереса к его познанию. Воспитание чувства ответственности по отношению к изучаемым орфограммам и правильного применения их на письме. Формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.
Ход урока
Организационный момент: Учитель и ученики приветствуют друг друга. Происходит положительный настрой на урок. Записывается число и тема в тетрадь. Учитель объясняет учащимся цель урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Знаний, где побываем в гостях у шипящих согласных. Познакомимся с правилами распорядка их жизни, а также у вас будет уникальная возможность поговорить с ними, услышать те проблемы, которые их волнуют, а также задать свои вопросы. Шипящие согласные приготовили для вас загадку, связанную с новой темой нашего урока Нам с вами предстоит отгадать эту загадку и научиться правильно находить новую орфограмму в окончаниях существительных после шипящих и ц. Кто готов отправиться в гости к шипящим, поднимите руки.
Итак, наше путешествие начинается: Обратите внимание на тему, записанную на доске. Найдите и подчеркните шипящие, которые вы здесь увидели. Выписываем шипящие буквы Ш, Щ, Ч. Однако чуда не произошло и дверца не открылась. Почему? Нам не хватает одной шипящей. Какой? Правильно Ж.
Вот мы и в гостях у шипящих. (Учителем вывешивается домик, внутри которого располагаются шипящие буквы и звуки)
Проверка домашнего задания.
Учащиеся определяют различие между буквой и звуком. Дают характеристику шипящим звукам.
- А теперь, давайте прислушаемся. Слышите, наши друзья о чем- то бурно спорят. ( В центре домика вывешивается Ь знак). Оказывается, что уважаемая госпожа Орфограмма пригласила наших друзей на бал, но поехать они смогут только тогда, когда решат свой спор, связанный с написанием Ь знака после шипящих. Если они не определятся с правилом, то не смогут поехать на королевский бал, потому что принцесса Орфограмма не терпит беспорядка в своем королевстве. (На доске вывешиваются унылые огорченные "рожицы", символизирующие плохое настроение согласных). Давайте поможем нашим согласным. Кто из вас расскажет правило о правописании Ь знака после шипящих в именах существительных. (Ученик рассказывает правило). Проверяется домашняя работа с применением перфокарты. Здесь же проверяется и выставляется оценка. Обращается внимание на допущенные ошибки. Попутно вспоминается, что сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака.
Таким образом, ваше знание правила и умение применять его на практике, еще раз убедило шипящих в правильности и нужности его применения. ( На доске вывешивается улыбающаяся рожица, символизирующая хорошее настроение).
Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
Вы слышите, как обрадовались наши друзья. Они вас благодарят и приглашают вместе с ними поехать на бал (На доску вывешиваются слова: спасибо, благодарим, вы настоящие друзья).
- Ура! Мы все едем на бал. (На доску вывешивается дорога как символ движения к знаниям). По дороге шипящим встретилась согласная буква Ц. " Ах, какая я несчастная",- произнесла буква Ц , - мой звук Ц не имеет пары, он глухой и твердый, а мне так хочется иметь друзей среди согласных. букв. Шипящие подумали и решили взять с собой букву Ц на бал. Зная, что принцесса Орфограмма любит новые правила, наши друзья решили удивить ее и придумали загадку. Давайте мы вместе с принцессой попробуем разгадать эту загадку. ( На доску вывешивается 2 рисунка. Наблюдаем. Сравниваем. Сопоставляем)
- Как вы думаете, что зашифровано на каждом из этих рисунков?
- На каждом из этих рисунков зашифрована часть нового правила, которую мы с вами должны разгадать. Соединив эти две части, мы отгадаем загадку наших друзей.( На рисунке напечатаны существительные с написанием гласной о после шипящих и ц в окончании. Окончание выделено. Рядом нарисован человек с поднятым молотком. Над гласной о поставлено ударение. На другом рисунке напечатаны слова с написанием гласной е после шипящих и ц в окончании. Окончание выделено. Рядом нарисован человек с опущенным молотком. Ударение не поставлено.)
Учащиеся приходят к выводу, что после шипящих и Ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, а без ударения пишется буква е.
Работа с учебником. Открываем страницу 221, параграф 101.Работа в парах. Друг другу рассказывают правило. Учебник закрывается и несколько учащихся по желанию рассказывают правило с примерами. Тому, кто точнее и правильнее рассказал правило, выставляется оценка в журнал.
Закрепление изученного материала. Физминутка. Ребята, принцессе так понравилось новое правило, что она решила немедленно применить его на практике, но для этого надо было изменить форму существительных с основой на шипящую. Услышав это, слова разбежались по всему дворцу. Тогда принцесса Орфограмма послала своих верных слуг- предлогов над, под, перед, с найти существительные и изменить их форму так, чтобы они именительный падеж сменили на творительный. Ваша задача найти эти слова и поставить их в творительный падеж. (Слова в именительном падеже записаны на карточках и приклеены по всему классу. Учащиеся делятся на 2 группы. Отводится на данную работу 5 минут. В группе есть ответственный, который распределяет обязанности, также есть ответственный за время. По одному человеку от группы отправляются на поиски слов, затем в группе на карточке фломастером записывается существительное в творительном падеже. Графически выделяется окончание, ставится ударение. Слова вывешиваются на доску от одной группы и от другой. Слова взяты из упражнения 557 на стр.221. Когда работа будет завершена, представитель от каждой группы зачитывает слова в творительном падеже, объясняя правописание изученной орфограммы. Та группа, которая больше и правильнее сделает слов, получит 5 баллов, другая 4 балла.)
Вывод. Данная орфограмма находится в окончании. Окончание - это часть слова, которая служит для изменения формы слова. При изменении формы существительного с основой на шипящую и ц под ударением пишется о, без ударения е.
Закрепление изученного понятия и тренировка алгоритма его применения в речи.
Учитель.
- Какую похожую орфограмму, связанную с шипящими, мы уже с вами изучали?
- Почему так важно знать, в какой части слова находится орфограмма?
(Правило о правописании о - е после шипящих в корне слова задано было повторить дома, поэтому дети без труда вспоминают его и объясняют важность знания морфем слова, чтобы правильно применить правило).
Составляется алгоритм рассуждения различия этих орфограмм.
Вам надо решить, что писать после шипящих и ц буквы о или е:
- определите, в какой части слова находится орфограмма, выделите ее.
- если орфограмма в корне, подберите проверочное слово. Если слово можно изменить так, чтобы слышалась Е, то в корне пишем е, если нет, то пишем о.
- если орфограмма в окончании, то нужно поставить ударение. Если ударение падает на окончание, то пишем букву о, если не падает, то букву е.
Работа в тетрадях. Открываем стр. 222, упражнение 560. Закрепление изученного материала и тренировка алгоритма его применения в речи.
Задание: Запишите словосочетания, в которых имеются слова с буквами е - о после шипящих и ц, в 2 столбика: слева - в корне, справа - в окончании. Обозначьте в словосочетании главное слово. ( Работа проводится по цепочке, с устным объяснением)
Буквы о - е в корне слова | Буквы о - е после шипящих и ц в окончании существительных |
Черные проталины | Заросло камышом |
Шепот в аллее | Выращивать птенцов |
Желтые тычинки | Прилетают с добычей |
Громко щелкать | Жир под кожей |
Легкий шорох | Лютой стужей |
Белая шерстка | Темной тучей |
Жесткий волос | Схвачен лисицей |
Шелест шелка | Ждать скворцов |
Любуюсь птицей |
Лексико-орфографическая работа.
Пока мы с вами работали, куда-то пропали шипящие буквы ш и щ. Вот они о чем- то спорят. Давайте послушаем их спор.
- Почему ты назвала меня невежей? Конечно, ты невежа: не можешь выучить правило и правильно применить его.
- А ты не знаешь значение слов " невежа" и "невежда".
- Ребята, давайте попробуем разобраться в этом споре. Кто такой "невежа" и "невежда"? Разобраться нам поможет диалог между двумя мальчиками, о котором мы узнаем из упражнения № 558. ( Из упражнения учащиеся узнают, что невежей называют грубого невежливого человека, а невежда - это необразованный, несведущий человек.)
Карандашом расставляются пропущенные знаки препинания. В первом предложении находят обращение, объясняют постановку запятой. Выписывают слово с орфограммой, графически объясняют ее правописание.
Самостоятельная работа.
Учитель. Ребята, принцесса Орфограмма осталась довольна жителями своей страны и тем порядком, который воцарился в ней. Но ее величеству очень хотелось бы знать как вы на практике научились применять изученное сегодня правило. Я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом.
(раздаются карточки с текстом. Работа проводится в карточках с целью экономии времени).
Задания для работы:
1. Прочитайте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Определите стиль текста.
4. Докажите свою точку зрения. Обратите внимание на образные средства языка.
5. Выполните задания.
Уровень "3"
Пользуясь правилом на стр. 221 учебника, графически объяснить правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. В пятом предложении подчеркнуть однородные члены предложения.
Ранним утром легким морозц..м я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоваться громадами снежных дворц..в и слушать тишину леса. Следы зайц..в выходили из разных конц..в леса. Длинной верениц..й тянулись гуси к ближнему озеру.
Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и золотые березы.
(М.Пришвин)
Уровень "4"
Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Найдите однородные члены предложения и подчеркните их.
Ран..им утром ле..ким морозц..м я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоват..ся гр..мадами снежных дворц..в и слушать т..шину леса. Следы зайц..в выходили из разных конц..в леса. Длинной верениц..й т..нулись гуси к ближн..му озеру.
Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и з..л..тые березы.
Уровень "5"
Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Составьте схемы однородных членов предложения. Придумайте заключение этого текста из 2-х, 3-х предложений.
Ра..им утром ле..ким морозц..м я иду в лес. В этот раз мне недолго пришлось любоват..ся гр..мадами снежных дворц..в и слушать тишину леса. Следы зайц..в выходили из разных конц..в леса. Длинной верениц..й т..нулись гуси к ближн..му озеру.
Рядом с шалаш..м стояли огненные клены и золотые березы.
Подведение итогов урока.
Учитель. Вот и подошло к концу наше с вами путешествие в страну Знаний.
- Кто мне ответит, у кого в гостях мы сегодня побывали и чем мы с вами занимались?
- Какое правило мы узнали, и как изученную орфограмму отличить от других орфограмм?
(Учащиеся рассказывают о том, какую работу они проделали на уроке и сами делают вывод по пройденной теме.)
Ребята, сегодня у наших друзей ни один раз менялось настроение. Давайте посмотрим, каким оно было и почему? Внимание обращается на доску, где в течение всего урока вывешивались "рожицы", символизирующие настроение. Без труда называются слова: грустное, унылое, печальное, радостное, веселое. Также с учащимися повторяется, что "грустное, унылое, печальное" - слова синонимы, которые характеризуют плохое настроение. "Радостное, веселое" - тоже слова синонимы, но которые характеризуют радостное настроение. А слова "грустное" и "радостное" - антонимы.
- В какие моменты у наших героев преобладало хорошее настроение.
(Когда мы помогали шипящим согласным с правильным написанием ь знака , вместе дружно выполняли задания, порученные принцессой Орфограммой. Мы не кричали, не ругались, не обижали друг друга.)
- У каждого из вас на парте лежат 2 " рожицы" с плохим и хорошим настроением. Поднимите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению.
Оценивание работы учащихся на уроке.
В течение урока каждому учащемуся за каждый вид учебной деятельности на уроке выставлялась оценка, которую ученик записывал себе в тетрадь. В конце урока каждый подсчитывает свой средний бал, что и является его итоговой оценкой.
Домашнее задание.
Цель: продолжить работу по усвоению пройденной темы и подготовиться к обобщающему уроку по теме " Имя существительное".
Общее задание: Параграф 101, выучить правило, стр. 223, вопр. 1-5, подготовиться к уроку-обобщению по теме " Имя существительное". Дифференцированное задание.
Предлагается три варианта домашней работы. У каждого ученика есть возможность выбрать тот вариант, который ему более приемлем..
- 1 вариант. Стр.221 упр. 556 ( Поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной форме. Обозначьте изучаемую орфограмму. Сделать фонетический разбор слова " идем" и синтаксический разбор третьего предложения.
- 2 вариант. Подберите и запишите 6-7 слов с буквами е - о после шипящих в корне слова и 6-7 слов с правописанием о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Из Упр. 556 на стр.221 сделать фонетический разбор слова "идем" и синтаксический разбор третьего предложения.
- 3 вариант. Сочинить сказку о шипящих согласных. Сделать фонетический разбор любого слова на выбор. Синтаксически разбор любого предложения.