Цель урока. Продолжить знакомство с творчеством С. В. Михалкова; совершенствовать навык чтения детей; расширять, активизировать словарный запас; воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за своего питомца.
Ход урока
I Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада видеть ваши глазки, и чувствую, что вы готовы работать. Желаю вам всем удачи на уроке!
II Проверка домашнего задания
Учитель: Вчера мы начали знакомство с творчеством Сергея Михалкова. Сейчас вспомним то, о чем говорили. Поможет нам в этом волшебная палочка. Передавая, её друг другу расскажите то, что вы узнали о жизни этого замечательного поэта. При необходимости пользуйтесь опорой. Старайтесь, чтобы рассказ был связным, избегайте повторений. (Дети передают волшебную палочку и рассказывают о важных событиях из биографии поэта).
На доске опора:
Знаток (чего?)
Любит (кого? что?)
Добрый, мудрый……
III Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. Михалкова. Хотите знать, с каким стихотворением мы сегодня познакомимся?
Дети: Да.
Учитель: Тогда отгадайте загадку.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком
А хвост колечком.
Дети: Это собака. Значит, сегодня будем читать стихотворение о собаке.
Учитель: Да верно. Сегодня разговор пойдёт о собаке. А эпиграфом к уроку будет служить пословица «Собака человеку - неизменный друг». На протяжении урока постараемся выяснить, почему так говорят.
IV Речевая разминка.
Учитель: Начнём работу с разминки. На доске записано стихотворение, которое мы прочитаем вместе. Читай и слушай соседа.
На доске:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча
Два щенка ушли ворча.
Учитель: Последние две строки произнесите как чистоговорку.
(Дети работают в парах, проговаривая по очереди друг другу).
V Первичное восприятие текста.
Учитель: Вот и настало время познакомиться со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»
Какая связь между словами собака и щенок?
Дети: Собака – это взрослое животное, а щенок – детёныш собаки.
Учитель: Сядьте удобно и послушайте стихотворение.
1. (Учитель читает выразительно стихотворение).
Учитель: Какие чувства вы испытали при прослушивании стихотворения? Кому нужна помощь, загляните в словарик настроений.
На доске словарик: Отчаяние, тревога, возмущение, осуждение, сочувствие, нетерпение. Испуг, недоумение, изумление, забота.
2. Словарная работа по стихотворению.
Учитель: В стихотворении есть непонятные слова, заглянем в копилку слов.
На доске:
Кладовка- пристройка к дому из дерева, где хранят вещи, продукты.
Жбан-сосуд в виде кувшина с крышкой для хранения мёда.
Пчелиный рой- семья пчёл.
Перекошена щека - неодинаково выглядят левая и правая стороны мордочки собаки.
Лежит пластом - лежит, вытянувшись и не шевелится.
VI Подготовка к выразительному чтению.
1. Дыхательная гимнастика.2. Чтение стихотворения детьми хором.
Учитель: При чтении постарайтесь передать голосом то чувство, которое возникло при прослушивании. ( Дети читают вслух).
VII Работа по содержанию стихотворения.
Учитель: Кто же главный герой стихотворения?
Дети: Щенок.
Учитель: Какой он? Составьте словесный портрет щенка.
Дети: Он маленький, забавный, весёлый….
Учитель: Как ведёт себя щенок?
Дети: Он шалит, проказник…
Учитель: А почему он себя так ведёт?
Дети: Чтобы обратили на него внимание.
Учитель: Что почувствовала девочка, когда щенок пропал? Докажите свои мысли.
Дети: Девочка скучает без щенка. Он ей дорог и является членом семьи.
Учитель: Куда пропал щенок?
-Какие чувства испытала девочка, когда щенок вернулся?
-А когда щенок вырастит, что он научится делать для семьи, для девочки?
Дети: Он станет настоящим защитником, и будет охранять дом.
Учитель: Можно ли сказать, что действительно собака является другом человека?
Дети: Да мы согласны с пословицей, что собака человеку неизменный друг.
В ходе работы над содержанием стихотворения на доске составляется схема:
VII Итог урока.
Учитель: Каждый из вас желает иметь такого друга. Но не все люди понимают, какую ответственность несёт человек, который заводит себе животное в дом. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая - она много не умеет. Её надо всему учить и ухаживать за ней. Только благодаря вашей заботе и вниманию, любви к ней, она ответит вам тем же.
VIII Домашнее задание:
- Подготовить иллюстрацию к стихотворению и научиться выразительно, читать.
- По желанию выучить стихотворение наизусть.