Внеклассное антиникотиновое мероприятие по химии "Дышите свободно"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: изменить отношение учащихся школы к курению.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся школы с результатами исследования в нашей школе.

2. Показать токсичность и влияние никотина на живые организмы.

3. Выработать меры профилактики табакокурения.

Оформление:

1. Выставка книг

- Артюх Е. Яд, привезенный Колумбом/Е. Артюх//Миша.-2006.-№6.-С.8-9.

- Вийра Ю. О вреде и пользе курения: рассказ/Ю. Вийра; Худ. С. Серикова//Кукумбер.- 2003.-№9.-С.50-51.

- Вихирева О. Привычка на клеточном уровне/ О. Вихерева//Студенческий меридиан.-2003.-№3.-С.66-67.

- Девятова С. Злосмрадная мода: о распространении курения в России//С. Девятова//Родина.-2003.-№2.-С.104-107.

- Зачем мы курим? Как победить вредную привычку?//Я хочу все узнать.-2005.-№3.-С.6.

- Последствия курения// Углов Ф. Береги здоровье и честь смолоду/ Ф. Углов.- М., 1988.-С.40-53.

- Соловьева А. Табачный капитал/ А. Соловьева//Вокруг света.-2002.-№4.-С.58-65.

- Шлыков А. Ведьмино зелье/А. Шлыков//Разноцветные дороги.-2003.-№4.-С.10-13.

- Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: книга для учащихся/ В.Н. Ягодинский.-М.: Просвещение,1986.-96 с.

- Брошюры благотворительного фонда: “Курение и беременность”, “Что должен знать мальчик”, “Что должна знать девочка”.

2. Выставка плакатов на тему антиникотиновой пропаганды.

3. Таблицы по анатомии. Внутренние органы. Почки. Кровеносная система. Кровь.

4. Раздаточный материал “Если ты бросаешь курить. Советы врача”.

5. Высказывания знаменитых людей о курении.

  • “От курения тупеешь” Иоганн Гете, немецкий писатель.
  • “После того как я бросил курить, у меня не бывает мрачного настроения”. Антон Чехов, русский писатель.
  • “Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других”. Николай Семашко, государственный деятель, академик АМН
  • “Здоровье – дороже золота”. В. Шекспир, английский поэт.

6. Стенд “Юмор – против курения”

Народный фольклор гласит….

Маленький мальчик у речки курил,
Вдруг проглотил малыша крокодил.
Бедного зверя неделю тошнило….
Брось же курить – пожалей крокодила!

Ход мероприятия

Учитель. Я говорю вам “здравствуйте”, а значит, я желаю вам здоровья! Здоровье и жизнь – главные ценности человека. У меня в руках ...20 выкуренных в день сигарет - это равносильно тремстам флюорографиям в течение года. Так ли важна эта тема для нас: здесь и сегодня? Инициативная группа девятиклассниц провела социологический опрос по вопросам курения и выяснила, что многие ребята курят.

Были выявлены следующие причины начала курения (на экране изображение статистической таблицы).

Место Название причины Процент
1 Желание казаться взрослее (интереснее) 36
2 Неумение отказаться 25
3 Любопытство 21
4 Подражание 10
5 Уход от проблем 6
6 Другое 2

Двое учащихся 7 класса декламируют стихотворения:

1 стихотворение

Я попробовал курить.
И скажу вам: гадость!
Не поверю я теперь,
Что куренье в радость.
Это Вовка, мой сосед,
Предложил сложиться,
Взять две пачки сигарет,
Вдоволь надымиться.
Неудобно было мне
Как-то отказаться.
Мне уже девятый год –
Время “расслабляться”
Долго кашлял я, как дед.
Голова кружилась.
С сигаретой у меня
дружба не сложилась.
Нет, не стану я курить
Ни за что на свете!
Это правда, я не лгу.
Вы уж мне поверьте

2 стихотворение

Дурачок Иванушка
Развязал кисет,
Василисе протянул:
Закури мой свет.
А она Иванушку
Так любила,
Не посмела отказать –
Закурила.
Кашляла, бледнела:
- Ой, не могу!…
Так и превратилась
В Бабу-ягу!

А знаете ли вы историю табакокурения?

I. Сценка “История курения”

Англичанин. Джентльмены! А знаете ли вы, что в Средние века у нас в Англии был издан указ, в котором говорилось: “Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных курильщиков – казнить”?

Француз. О, ужас! Казнить! И из-за чего? Из-за табака! Мне совсем недавно мой друг, кстати сказать, прекрасный лекарь, прислал из Швейцарии фунт великолепного табака, присовокупив к нему такой рецепт: “Это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы”.

Итальянец. А у нас в Италии даже лица духовного звания пристрастились к этому зелью.

Француз. В Париже табак быстро вошел в моду. С тех пор как посол Португалии Жак Нико преподнес табак нашей королеве Екатерине Медичи. Кстати, одно из ядовитых веществ табачного дыма называется никотин, в честь Жака Нико.

Англичанин. Ну а что скажет наш гость из России?

Русский. У нас считали, что это богомерзкое зелье служит развращению нравов и губительно для здоровья.

Итальянец. Извините, синьор, я слышал, что известный пожар в Москве в 1634 году произошел по вине курильщиков?

Русский. Вы совершенно правы, синьор. После этого прискорбного случая царь Михаил Романов издал указ: “На Москве и в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью. Чтобы нигде у себя табак не держали и табаком не торговали. И за то тем людям чинить большое наказание”.

Англичанин. Видимо, даже такой указ не слишком испугал россиян. Ведь у вас сейчас курят не меньше, чем в Европе.

Русский. Вы забыли, что Петр I пристрастился к курению именно в Европе и отменил запрет на курение в России.

Учитель: Социологический опрос показал, что знаниями о негативных последствиях курения для организма владеют большинство подростков нашей школы (на экран проецируются таблицы, диаграммы по анализу, произведенного опроса).

По данным о возможности отказа от курения в 13-14 лет мальчикам сделать это легче, чем в старшем возрасте. В 16-17 лет попытки прекратить курение – бесплодны. 30 % девушек удается бросить курить с одного раза.

Если нет сил бросить курить, то возможно выбрать менее токсичную марку сигарет, этот эксперимент предназначен именно для таких ребят.

II. Химический эксперимент

Сравнение популярных марок сигарет по содержанию токсичных веществ методом перманганатометрии.

Демонстрацию производят учащиеся 11 класса.

Подготовленная вытяжка табачного дыма подвергается титрованию

на установке, состоящей из лабораторного штатива с лапкой, химического стакана и бюретки для титрования. Для проведения перманганатометрии брали 20 мл вытяжки и титровали подкисленным 0,001 М раствором перманганата калия до появления устойчивой красно-розовой окраски.

Выводы:

1. По результатам исследования сделан вывод о различной токсичности сигаретного дыма разных сортов. По уменьшению токсичности они распределяются в ряд:

Петр I —> Bond —> Kent 8 —> Winston —>Kent 4 —> Parliament

III. Биологический эксперимент

Учитель: Всем известная фраза о капле никотина, убивающей лошадь, но она давно не воспринимается всерьез. Возможно потому, что никто не видел курящую лошадь или лошадь, умершую от никотина. Учащиеся 8 класса провели эксперименты, которые доказывают смертельное воздействие никотина на живые организмы.

Выступление учащихся 8 класса (рассказ сопровождается демонстрацией на экране фотографий всех этапов эксперимента).

Мы решили увидеть своими глазами действие никотина на прорастание семян овса.

В три чашки Петри на марлевые салфетки помещены по 10 крупных отборных семян овса. Чашки с семенами установлены в теплое освещенное место.

  • В первой чашке салфетка смачивается отстоянной водопроводной водой комнатной температуры.
  • Во второй чашке - водой, в которую на 10 минут помещалась ватка с никотином от сигареты с фильтром.
  • В третьей чашке - водой, в которую на 10 минут помещалась ватка с никотином от сигареты без фильтра. Смачивание проводилось в одно и то же время одинаковым объемом воды с одинаковой температурой.

Под воздействием никотина семена овса не развиваются. Никотин, содержащийся в воде для полива, убивает зародышей в семенах (демонстрация всех трех чашек для зрителей)

Учитель: А как же никотин влияет на организм животных?

IV. Театрализация стихотворения “Цапля”.

Жила цапля на болоте,
Выходила на охоту:
Свежей травки пощипать
Да лягушек погонять.
И могла стоять носатая
Целый день в воде,
Как статуя.
Скучно стало цапле жить,
Цапля начала курить…
Выйдет цапля на болото –
Ну какая тут охота!
Стал у цапли бледный вид,
И пропал вдруг аппетит.
Так курила цапля лето,
Хоть и знала - вредно это.
Стало вскоре цапле плохо:
Цапля чахла, цапля сохла,
К осени бедняга сдохла…
А могла бы долго жить
И зачем было курить?

V. Заполнение анкет по мерам профилактики табакокурения.

Учитель: Мы сегодня наглядно увидели токсическое действие никотина на живые организмы. Имидж курильщика в современном мире стал немодным и негламурным (демонстрация на экране плаката против курения). В заключение подумайте: неужели вам не жалко жертвовать вашим здоровьем и здоровьем ваших близких?

А теперь, ребята мы предлагаем вам обсудить всё, что мы сегодня вам показали и записать свои мысли на бумаге. Ваше мнение обязательно будет учтено при планировании работы школьного самоуправления.

Инициативная группа раздает анкеты и информационный материал “Если ты бросаешь курить. Советы врача”.