Цель урока: формирование ключевых компетентностей обучающихся на основе знаний и умений, полученных на уроках географии.
Задачи: Создать условия для формирования ключевых компетентностей на основе обобщения и систематизации знаний по теме “Климат”:
а) развивать умения самостоятельно решать проблемы, реализовывать свои потенциальные возможности;
б) развивать коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету через применение интерактивных форм и методов работы;
в) использовать рефлексию для реальной самооценки обучающихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: групповая работа.
Оборудование: презентация (приложение 1), климатическая карта России, атласы, раздаточный материал (климатические диаграммы, синоптические карты, таблицы).
Ход урока
1. Орг. Момент.
2. Актуализация знаний обучающихся.
- Обратитесь, пожалуйста, к теме урока. Ваши предположения, о чем пойдет речь на уроке в рамках данной темы?
(В случае затруднений можно задать вопросы: “Что такое “климат”?
“Вспомните, какие элементы климата влияют на жизнь человека?”
“С какой целью составляется прогноз погоды?”
“Люди какой профессии занимаются составлением прогнозов погоды?”)
- Сегодня вы попробуете применить полученные знания на профессиональном уровне – будете специалистами одного из институтов метеорологии и климатологии. Как вы думаете, чем они занимаются? Какие специалисты здесь работают? Людям каких профессий необходим результат работы этого института, этих специалистов?
Какова цель вашей работы? (Возможный вариант ответа: “Помочь решить проблемы людям разных профессий, используя свои знания о климате и погоде”).
Итак, вы – работники института, в котором разные отделы. Каждый отдел будет выполнять одно и то же задание и оценивать свою работу, а в заключении мы составим рейтинг качества выполненной работы отделами нашего института. С какой целью? (Возможный вариант ответа: “Выявить самый лучший отдел для поощрения”).
3. Выполнение заданий.
- Приложение 1 (Презентация)
- Приложение 2
- Приложение 3
Первыми к нам обратились строители. Слайды №2 и 3.
Задание1: Строительная компания разрабатывает проекты строительства жилых микрорайонов для следующих городов РФ: Якутск, Хабаровск, Воронеж, Томск, Норильск.
Укажите, на какие особенности возведения зданий следует обратить внимание архитекторам в связи с разными климатическими условиями в этих городах.
- Свое решение запишите.
- Переверните листы с вашими ответами.
- Послушаем вариант ответа 1 отдела.
- Какие есть дополнения, исправления.
Посмотрите правильный ответ. Сверьтесь, оцените себя по указанным баллам. Слайды №4 и 5.
Узнав о вашей хорошей работе, к вам обратилась иностранная компания. Слайды № 6,7 и 8.
Задание2: Летом 2009 года немецкая компания “Сименс” направляет своих сотрудников для обмена опытом и развития бизнеса в Россию: в города Москва, С-Петербург, Казань, Томск, Хабаровск.
Представители компании просят проанализировать климатические диаграммы [2] и объяснить, с какими климатическими особенностями столкнутся их сотрудники летом. Отчет следует оформить в виде таблицы (приложение 2).
- Свое решение запишите.
- Переверните листы с вашими ответами.
- Послушаем вариант ответа 2 отдела.
- Какие есть дополнения, исправления.
Посмотрите правильный ответ. Сверьтесь, оцените себя по указанным баллам. Слайды №9 и 10.
Следующее задание. Слайд №11.
Задание 3: В администрацию одного из районов Владимирской области поступило заявление от гр. В. Иванова с просьбой выделить участок земли для ведения фермерского хозяйства. В обоснование просьбы Иванов написал, что он собирается выращивать пшеницу, кукурузу на зерно, картофель, сахарную свеклу и подсолнечник.
Дайте обоснованное заключение - возможно ли выращивание данных культур в условиях Владимирской области [3].
- Свое решение запишите.
- Переверните листы с вашими ответами.
- Послушаем вариант ответа 3 отдела.
- Какие есть дополнения, исправления.
Посмотрите правильный ответ. Сверьтесь, оцените себя по указанным баллам. Слайды №12 и 13.
Заключительное задание. Слайды №14, 15, 16, 17.
Задание 4: Сибирское ТВ обратилось с просьбой составить прогноз погоды для программы “Новости”.
Используя синоптические карты [1], сделайте прогноз погоды для крупных городов Сибири и Дальнего Востока – Новосибирск, Томск, Иркутск, Магадан, Хабаровск (Приложение 3).
- Свое решение запишите.
- Переверните листы с вашими ответами.
- Послушаем вариант ответа 4 отдела.
- Какие есть дополнения, исправления.
Посмотрите правильный ответ. Сверьтесь, оцените себя по указанным баллам. Слайды №18,19.
3. Подведем итоги:
1. Выскажите свое мнение о работе вашего отдела, о работе других отделов.
2. Оцените в целом свою работу в баллах и выставьте оценку. Слайды №20, 21.
3. В заключение давайте посмотрим на рейтинг. На доске. Так, какой же отдел сработал лучше других?
Источники информации:
1. http://www.gismeteo.ru
2. http://www.klimadiagramme.de
3. Моргунова А. Б. География 9 класс. Задания для подготовки к олимпиадам. – Волгоград: издательство “Учитель”, 2006 г