Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение знаний о корне слова и однокоренных словах

Задачи:

  1. формировать умения распознавать корень в словах и осуществлять подбор однокоренных слов;
  2. развивать орфографическую зоркость, словесно – логическое мышление, память;
  3. воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность, любознательность.

Оборудование: учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой для 2 класса [1], таблички с однокоренными словами, карточки для работы в парах, шкатулка для дидактического материала, магнитная азбука, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point <Приложение1>.

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Сегодня наш урок посвящён знаменательному событию, которое состоится у нас на Кубани. Это слово зашифровано, но вы сможете его разгадать, если будете внимательны, правильно ответите на все вопросы и выполните все задания урока (после каждого правильно выполненного задания на доске открывается одна буква).

2. Пальчиковая гимнастика [2].

Наши пальчики проснулись, (локти на столе, пальцы широко развести в стороны)
С добрым утром! (рукопожатие)
Потянулись, потянулись, потянулись. (не разжимая пальцев, потянуть руки вверх)
Стали дружно умываться. (ладошки трут друг друга)
Полотенцем вытираться. (скользящие движения к кончикам пальцев)
Каждый пальчик вытираем,
Ни один не забываем. (каждый пальчик массируется)
Дружно делаем зарядку! (пальцы переплетены, вращательные движения кистями, взмахи кистями)
Пришли в школу. (руки вверх на локте)
И уселись за тетрадку. (руки сложены перед собой)

3. Запись даты и вида работы (орфографический разбор).

4. Актуализация опорных знаний.

Минутка чистописания. < Слайд1 (Приложение1)>

Букву, которую сегодня будем прописывать на минутке чистописания, нужно найти среди других букв по моим подсказкам:

- Эта буква обозначает согласный звук <Слайд2 (Приложение1)>

- Эта буква может обозначать твёрдый и мягкий звуки

<Слайд3 (Приложение1)>

- Эта буква обозначает парный звук <Слайд4 (Приложение1)>

- Эта буква обозначает глухой звук <Слайд5 (Приложение1)>

Какая же это буква? (сегодня мы будем писать соединения заглавной и строчной букв т)

Назовите виды соединений (верхнее, нижнее, среднее)

Тт ти тл те

Запишите эти соединения на первой строчке.

Прочитайте слова второй строчки.

Темрюк Тамань Тихорецк Тимашевск

Что это за слова? (Названия городов Краснодарского края)

Какой частью речи они являются? (Имя существительное)

Дайте характеристику этим существительным (Неодушевлённые, собственные, в единственном числе).

Определите орфограммы и обозначьте их цветными карандашами (заглавная буква, безударная гласная, парная согласная, мягкий знак – показатель мягкости).

Запишите слова этой строчки в тетрадь в алфавитном порядке.

Проверка. <Слайд6 (Приложение1)>

5. Постановка учебной цели. <Слайд7 (Приложение1)>

Тему урока вы сможете узнать, разгадав секретный код.

<Слайд 8 (Приложение1)>

Да, сегодня вы будете учиться находить корень в словах и подбирать однокоренные слова.

Расскажите, какие слова являются однокоренными?

Что называется корнем слова?

6. Обобщение знаний. <Слайд9 (Приложение1)>

На нашем «дереве родственных слов» сегодня выросли слова, образованные от корня - гор – ( в значении «гора»).

Из «волшебной» шкатулки нужно достать слова и, если они однокоренные, поместить их на дерево.

Гора, горный, пригорок, города, горняк, гореть, горе, горка.

<Слайды10 – 14 (Приложение1)>

Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень.

В каких из этих слов безударную гласную в корне надо проверять?

Какие из этих слов являются проверочными?

7. Физминутка

Упражнение с карандашом

  • передача карандаша под коленями
  • передача карандаша вокруг туловища
  • передача карандаша через плечо
  • передача карандаша в шеренге с поворотом туловища
  • передача карандаша в шеренге, сидя на корточках над головой

Игра «буквы на ладошке»

Дети в шеренге пишут пальчиком на ладошке соседа по одной букве, передавая букву в конец шеренги. Последний в шеренге составляет слово из магнитной азбуке (слово «ХОРОШО»)

8. Работа в парах

Каждая пара получает карточку и придумывает как можно больше однокоренных слов на заданный корень. (- сад - , - лед - , - мир - , - мор - , - дом - , - лес - , - вод - , - дет -)

Проверка.

9. Работа с учебником (упр.294) [1]

10. Гимнастика для глаз (по методу Г.А.Шичко) [2]

  • закрыть глаза ладошками, считать до десяти, открыть, поморгать
  • двигать глазами вверх – вниз, вправо – влево
  • зажмуриться, посчитать до десяти, открыть, поморгать
  • обводить глазами по кругу по часовой стрелке и против
11. Словарно – орфографическая работа <Слайд15 (Приложение1)>

Что это за слова? (с непроверяемой безударной гласной, словарные)

Вставьте безударные гласные, спишите в тетрадь.

Какой частью речи являются эти слова? (имя прилагательное)

Образуйте от этих прилагательных однокоренные имена существительные. Докажите, что они однокоренные, выделите корень. (самостоятельно)

Проверка. <Слайд16 (Приложение1)>

12. Игра «Волшебная шкатулка». <Слайды17 – 23 (Приложение1)>

Дети объясняют, являются ли слова однокоренными.

13. Итог урока. Рефлексия

Чему учились? Что повторяли? Что понравилось сегодня на уроке?

Что запомнили?

Вы сегодня хорошо потрудились, выполнили все задания. Осталось только отгадать зашифрованное слово.

Д И М А П И А Л О

(олимпиада)

<Слайд 24 (Приложение1)>

14. Домашнее задание. (упр.298) [1]

В 2014 году в Сочи пройдёт зимняя олимпиада. Самые лучшие спортсмены со всего мира соберутся, чтобы показать своё умение, силу, ловкость. А свои знания вы можете показать, правильно выполнив домашнее задание. Спасибо за урок!

Список использованной литературы:

  1. Рамзаева Т.Г.
    Русский язык : учебник для 2 кл. : В 2 ч. Ч. 2 / Т.Г.Рамзаева. – 8-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 94 [2]c.: ил.
  2. Ковалько В.И.
    Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.. – М.: ВАКО, 2005. -208с. – (Мастерская учителя).