Цель: формирование познавательного интереса младших школьников к чтению книг.
Задачи: закрепление материала, полученного на уроках чтения; развитие мышления, умения отвечать; воспитание уважения, интереса к получению новых знаний, умения работать в команде.
Оборудование: карточки с названиями станций, карточки к конкурсам, текст «Сказка об Алфавите», рисунки паровозиков и букв на вагончиках, рисунки детей и шарики для оформления класса.
Приглашенные: ученики 4 класса, родители.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ученики 4 класса:
1 уч.
В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зеленый светофор
2 уч.
В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в 1 класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает,
Мчится поезд – первоклассник
Скорость набирает.
3 уч.
Прибавляет по пути
К трем четыре, два к пяти.
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.
4 уч.
Так садись в счастливый поезд
И помчись от А до Я!
Нынче в нашей школе праздник!
Славный праздник букваря!
Ведущий: Дорогие ребята! Совсем недавно 1 сентября вы впервые переступили порог школы. Ко всем первоклассникам пришла их первая в жизни учебная книга «Русская азбука». В ней вы узнали первые буквы, прочитали первые слова.
Азбука: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева Азбука и все буквы мои подданные.
– А кстати, кто-нибудь знает, откуда взялось моё имя – Аз-бу-ка?
– Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она иначе – аз. Вторая буква была похожа на нашу Б, но называлась – буки. Аз + буки – вот и получилось – азбука.
– И пришла я к вам не случайно. Сегодня на поезде вы отправляетесь в мир книг – в страну Литературию. А я пришла сопроводить вас вместе с моими буквами в этом трудном путешествии.
Ведущий: Садись дорогая Азбука, будь сегодня самым желанным гостем на нашем празднике.
– Мы отправляемся в путешествие на поезде, а где же он? Давайте построим 2 паровозика и разделимся на две пассажирские команды.
– Каждая команда должна собрать свой поезд. К паровозику надо прицепить буквы-вагончики, чтобы получилось слово-отгадка.
1 команда. Загадка 1
Я люблю прямоту,
Я сама прямая
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
2 команда. Загадка 2
У карандаша простого
Есть помощница одна,
Если сделает ошибку
Вмиг сотрёт её она. (Резинка)
Ведущий: Только давайте проверим, можно ли отправить эти поезда в путь, не закралась ли ошибка в слова?
– Если нет ошибки, каждая команда получает 2 очка.
– Если всё верно, авария нам не страшна. Желаю удачи! В путь!
Ведущий: На каждой станции можно заработать очки, в конце путешествия мы их посчитаем. Выбор жюри.
II. Первая станция «Концертная»
1 уч.
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда пришли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель –
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы Азбуку свою раскрыли,
Открыли чистую тетрадь.
Песня «Чему учат в школе»
Сл. Пляцковского, муз. Шаинского.
2 уч.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
3 уч.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки!
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
4 уч.
Гласные тянуться в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать;
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
5 уч.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
6 уч.
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог
Ма и Ша, а вместе Маша
К нам явились на урок.
7 уч.
Если слоги встанут рядом
Получаются слова
Ты и Ква, вместе тыква
Со и Ва всего – сова.
8 уч.
Мила мыла руки мылом.
Маша кашу варит нам.
Чтоб скорей и легче было
Все читайте по слогам.
9 уч.
Соединили мы два слова –
И предложение готово.
Дождь идёт. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
10 уч.
Мы знаем буквы, знаем слоги…
Умеем говорить, считать…
И постепенно, понемногу
Все: Мы научились все читать!
11 уч.
Читалочка!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать! (В.Д. Берестов)
Ведущий: Мы все говорим спасибо нашей Азбуке за то, что научились читать. И дарим ей подарки.
– Ты, Азбука, посиди, и подарки погляди, а подарки не простые. Мы сейчас покажем тебе, чему научились с твоей помощью за это время.
III. Вторая станция «Алфавитная».
Ведущий: Мы попали в страну 33 родных сестриц. Что это за сёстры? Про что так говорят:
33 родных сестрицы –
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся. (Буквы)
– Вспомним ещё загадки о буквах, за каждую загадку 1 очко.
Ведущий: А эта загадка о чём?
Буквы строго встали в ряд
Будто по линейке.
Каждый знает своё место
И уйти не смейте!
Королева Азбука: Раз уж мы попали в страну букв, послушайте историю сказку об Алфавите.
В одной волшебной стране жили необычные жители, было их 33. это была необыкновенная красивая страна. А правили в ней король Алфавит и я, королева Азбука. Однажды король с королевой подарили каждому подданному по платью. Надев эти платья, подданные превратились в буквы. Все буквы собрались на главной площади страны и с интересом стали рассматривать друг друга. Король дал команду всем построиться. И получился вот такой строй (показывает на алфавит). Королю и королеве очень понравился строй букв, с тех пор буквы получили каждая своё место, а строй их называется алфавит (по имени короля) или азбука (по имени королевы).
Ведущий: Давайте повторим порядок букв в алфавите. Слушайте внимательно, вы должны будете сказать, какие буквы не названы в стихотворении.
Стихотворение «Песенка-азбука». Б.В. Заходер.
1 уч.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
2 уч.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, –
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
3 уч.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
4 уч.
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
5 уч.
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, –
6 уч.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Вот и все они друзья!..
7 уч.
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Ведущий: Кто скажет буквы, которые не были названы в стихотворении? За каждую букву 1 очко. (Ё, Й, Ы, Ь, Ъ)
Ведущий: А для чего нужен алфавит? Где он используется?
Стихотворение «О буквах». С.Я. Маршак
1 уч.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
2 уч.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
IV. Третья станция «Пословицино»
Ведущий: На доске пословицы, но они не закончены. Закончив свою пословицу, можно заработать 1 очко.
-
Любишь кататься, …
Мал золотник, да …
В гостях хорошо, а … -
Не имей сто рублей, а …
Без труда, …
Хочешь есть калачи, …
V. Четвёртая станция «Тир»
Ведущий: Что такое тир? За правильный полный ответ – дополнительное очко.
Стрелять надо словами. По очереди, каждый играющий из команды называет слова на букву Ц. Если запас слов иссяк, то команда проигрывает. Выигравшей команде 2 очка.
Приготовились – огонь!
Слова: цапля, цирк, цвет, цветок, цыпленок …
VI. Пятая станция “Бюро находок”.
Ведущий: Напоследок, ведь мы уже выезжаем из страны букв, они решили немного подшутить над нами.
– Буквы разбежались по листу, из них надо составить несколько слов, буквы можно использовать несколько раз.
– Каждая команда должна найти эти слова, за каждое слово 1 очко.
VII. Шестая станция “Кроссвордино”.
Ведущий: Эта станция с загадками, а отгадки надо вписать в клетки кроссворда. За отгадку 1 очко. Если отгадки записаны верно, то мы сможем прочитать одно важное слово.
-
Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря
Изучая их секреты,
Ты на все найдешь ответы,
Но скажи-ка нам пока
Как зовут их? Азбука – 1 команда -
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце книги и тетрадки
А вопрос такой возник
Кто он? ученик – 2 команда -
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой
В мир знаний открывает нам дорогу
Кто же это назовите? учитель – 1 команда -
Путешествую по странам,
По морям и океанам,
И по суше, и средь вод
Мне не нужен пароход
Поезд, самолет, автобус
Потому что есть, друзья,
Шар волшебный у меня,
Называется он … глобус – 2 команда -
У каждой девчонке и у мальчишки
Есть эта книжка,
Заветная книжка.
Читают ныне,
Читали и встарь
Чудесную книжку с названьем? букварь – 1 и 2 команды вместе
Ведущий: А теперь прочитаем заветное слово – это книга.
Азбука приготовила вам подарки – книги “Родная речь”.
Пока жюри считает очки, королева с помощниками раздаст книги.
VIII. Подведение итогов. Награждение.
Ведущий: Выигравшей команде вручаются призы от королевы Азбуки. Ученики 4 класса раздают первоклассникам учебники по чтению.
IX. Заключительная часть.
Ведущий: Вот мы и добрались в страну Литературию. Вы получили новые учебники для чтения, у вас появились новые друзья: сказки, стихи, рассказы.
Королева: Как надо обращаться с книгой, чтобы она долго служила людям? Верно, а теперь произнесем клятву верности книге.
Ведущий: Для произнесения торжественной клятвы верности книге всем встать.
Клятва верности книге.
Королева:
Клянемся обернуть, не рвать, марать
Клянемся, клянемся, клянемся.
Клянемся любить, уважать и читать
Клянемся, клянемся, клянемся.
– Наступила пора прощаться. Мне пора возвращаться к своим подданным. До свидания.
Ведущий: До свидания, до новых встреч. А мы отправляемся навстречу новым знаниям.