Праздник "Прощание с русской азбукой"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: формирование познавательного интереса младших школьников к чтению книг.

Задачи: закрепление материала, полученного на уроках чтения; развитие мышления, умения отвечать; воспитание уважения, интереса к получению новых знаний, умения работать в команде.

Оборудование: карточки с названиями станций, карточки к конкурсам, текст «Сказка об Алфавите», рисунки паровозиков и букв на вагончиках, рисунки детей и шарики для оформления класса.

Приглашенные: ученики 4 класса, родители.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ученики 4 класса:

1 уч.

В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зеленый светофор

2 уч.

В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в 1 класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает,
Мчится поезд – первоклассник
Скорость набирает.

3 уч.

Прибавляет по пути
К трем четыре, два к пяти.
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.

4 уч.

Так садись в счастливый поезд
И помчись от А до Я!
Нынче в нашей школе праздник!
Славный праздник букваря!

Ведущий: Дорогие ребята! Совсем недавно 1 сентября вы впервые переступили порог школы. Ко всем первоклассникам пришла их первая в жизни учебная книга «Русская азбука». В ней вы узнали первые буквы, прочитали первые слова.

Азбука: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева Азбука и все буквы мои подданные.

– А кстати, кто-нибудь знает, откуда взялось моё имя – Аз-бу-ка?

– Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она иначе – аз. Вторая буква была похожа на нашу Б, но называлась – буки. Аз + буки – вот и получилось – азбука.

– И пришла я к вам не случайно. Сегодня на поезде вы отправляетесь в мир книг – в страну Литературию. А я пришла сопроводить вас вместе с моими буквами в этом трудном путешествии.

Ведущий: Садись дорогая Азбука, будь сегодня самым желанным гостем на нашем празднике.

– Мы отправляемся в путешествие на поезде, а где же он? Давайте построим 2 паровозика и разделимся на две пассажирские команды.

– Каждая команда должна собрать свой поезд. К паровозику надо прицепить буквы-вагончики, чтобы получилось слово-отгадка.

1 команда. Загадка 1

Я люблю прямоту,
Я сама прямая
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)

2 команда. Загадка 2

У карандаша простого
Есть помощница одна,
Если сделает ошибку
Вмиг сотрёт её она. (Резинка)

Ведущий: Только давайте проверим, можно ли отправить эти поезда в путь, не закралась ли ошибка в слова?

– Если нет ошибки, каждая команда получает 2 очка.

– Если всё верно, авария нам не страшна. Желаю удачи! В путь!

Ведущий: На каждой станции можно заработать очки, в конце путешествия мы их посчитаем. Выбор жюри.

II. Первая станция «Концертная»

1 уч.

Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда пришли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель –
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы Азбуку свою раскрыли,
Открыли чистую тетрадь.

Песня «Чему учат в школе»

Сл. Пляцковского, муз. Шаинского.

2 уч.

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.

3 уч.

Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки!
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.

4 уч.

Гласные тянуться в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать;
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

5 уч.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

6 уч.

Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог
Ма и Ша, а вместе Маша
К нам явились на урок.

7 уч.

Если слоги встанут рядом
Получаются слова
Ты и Ква, вместе тыква
Со и Ва всего – сова.

8 уч.

Мила мыла руки мылом.
Маша кашу варит нам.
Чтоб скорей и легче было
Все читайте по слогам.

9 уч.

Соединили мы два слова –
И предложение готово.
Дождь идёт. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.

10 уч.

Мы знаем буквы, знаем слоги…
Умеем говорить, считать…
И постепенно, понемногу

Все: Мы научились все читать!

11 уч.

Читалочка!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать! (В.Д. Берестов)

Ведущий: Мы все говорим спасибо нашей Азбуке за то, что научились читать. И дарим ей подарки.

– Ты, Азбука, посиди, и подарки погляди, а подарки не простые. Мы сейчас покажем тебе, чему научились с твоей помощью за это время.

III. Вторая станция «Алфавитная».

Ведущий: Мы попали в страну 33 родных сестриц. Что это за сёстры? Про что так говорят:

33 родных сестрицы –
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся. (Буквы)

– Вспомним ещё загадки о буквах, за каждую загадку 1 очко.

Ведущий: А эта загадка о чём?

Буквы строго встали в ряд
Будто по линейке.
Каждый знает своё место
И уйти не смейте!

Королева Азбука: Раз уж мы попали в страну букв, послушайте историю сказку об Алфавите.

В одной волшебной стране жили необычные жители, было их 33. это была необыкновенная красивая страна. А правили в ней король Алфавит и я, королева Азбука. Однажды король с королевой подарили каждому подданному по платью. Надев эти платья, подданные превратились в буквы. Все буквы собрались на главной площади страны и с интересом стали рассматривать друг друга. Король дал команду всем построиться. И получился вот такой строй (показывает на алфавит). Королю и королеве очень понравился строй букв, с тех пор буквы получили каждая своё место, а строй их называется алфавит (по имени короля) или азбука (по имени королевы).

Ведущий: Давайте повторим порядок букв в алфавите. Слушайте внимательно, вы должны будете сказать, какие буквы не названы в стихотворении.

Стихотворение «Песенка-азбука». Б.В. Заходер.

1 уч.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!

2 уч.

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, –
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

3 уч.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!

4 уч.

З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

5 уч.

П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, –

6 уч.

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Вот и все они друзья!..

7 уч.

Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Ведущий: Кто скажет буквы, которые не были названы в стихотворении? За каждую букву 1 очко. (Ё, Й, Ы, Ь, Ъ)

Ведущий: А для чего нужен алфавит? Где он используется?

Стихотворение «О буквах». С.Я. Маршак

1 уч.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

2 уч.

Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.

IV. Третья станция «Пословицино»

Ведущий: На доске пословицы, но они не закончены. Закончив свою пословицу, можно заработать 1 очко.

  1. Любишь кататься, …
    Мал золотник, да …
    В гостях хорошо, а …

  2. Не имей сто рублей, а …
    Без труда, …
    Хочешь есть калачи, …

V. Четвёртая станция «Тир»

Ведущий: Что такое тир? За правильный полный ответ – дополнительное очко.

Стрелять надо словами. По очереди, каждый играющий из команды называет слова на букву Ц. Если запас слов иссяк, то команда проигрывает. Выигравшей команде 2 очка.

Приготовились – огонь!

Слова: цапля, цирк, цвет, цветок, цыпленок …

VI. Пятая станция “Бюро находок”.

Ведущий: Напоследок, ведь мы уже выезжаем из страны букв, они решили немного подшутить над нами.

– Буквы разбежались по листу, из них надо составить несколько слов, буквы можно использовать несколько раз.

– Каждая команда должна найти эти слова, за каждое слово 1 очко.

VII. Шестая станция “Кроссвордино”.

Ведущий: Эта станция с загадками, а отгадки надо вписать в клетки кроссворда. За отгадку 1 очко. Если отгадки записаны верно, то мы сможем прочитать одно важное слово.

  1. Тридцать три богатыря
    К нам пришли сюда не зря
    Изучая их секреты,
    Ты на все найдешь ответы,
    Но скажи-ка нам пока
    Как зовут их? Азбука – 1 команда

  2. Должен он пораньше встать,
    Чтоб за партой не зевать,
    Чтоб проверить, все ль в порядке,
    В ранце книги и тетрадки
    А вопрос такой возник
    Кто он? ученик – 2 команда

  3. Когда приходим мы в свой класс,
    Она встречает первой нас.
    Она добра, хоть и бывает строгой
    В мир знаний открывает нам дорогу
    Кто же это назовите? учитель – 1 команда

  4.  Путешествую по странам,
    По морям и океанам,
    И по суше, и средь вод
    Мне не нужен пароход
    Поезд, самолет, автобус
    Потому что есть, друзья,
    Шар волшебный у меня,
    Называется он … глобус – 2 команда

  5. У каждой девчонке и у мальчишки
    Есть эта книжка,
    Заветная книжка.
    Читают ныне,
    Читали и встарь
    Чудесную книжку с названьем? букварь – 1 и 2 команды вместе

Ведущий: А теперь прочитаем заветное слово – это книга.

Азбука приготовила вам подарки – книги “Родная речь”.

Пока жюри считает очки, королева с помощниками раздаст книги.

VIII. Подведение итогов. Награждение.

Ведущий: Выигравшей команде вручаются призы от королевы Азбуки. Ученики 4 класса раздают первоклассникам учебники по чтению.

IX. Заключительная часть.

Ведущий: Вот мы и добрались в страну Литературию. Вы получили новые учебники для чтения, у вас появились новые друзья: сказки, стихи, рассказы.

Королева: Как надо обращаться с книгой, чтобы она долго служила людям? Верно, а теперь произнесем клятву верности книге.

Ведущий: Для произнесения торжественной клятвы верности книге всем встать.

Клятва верности книге.

Королева:

Клянемся обернуть, не рвать, марать
Клянемся, клянемся, клянемся.
Клянемся любить, уважать и читать
Клянемся, клянемся, клянемся.

Наступила пора прощаться. Мне пора возвращаться к своим подданным. До свидания.

Ведущий: До свидания, до новых встреч. А мы отправляемся навстречу новым знаниям.