Тема урока: Вежливые слова. Просьба.
Цель урока: научить грамотно составлять обращение с просьбой.
Задачи:
Образовательные: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательные: воспитывать культуру общения.
Оборудование: презентация «Вежливость с малых лет» (Приложение 1), мультимедийное оборудование, запись сказок А.С. Пушкина, запись мультфильма «Возвращение блудного попугая», «Львенок и черепаха», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» (Приложение 2), карточки с заданием, словарик вежливых слов.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами. Поприветствуем друг друга улыбками.
- Спасибо, садитесь.
- Ребята, как думаете, у нас обычный урок? (Нет.) А почему?
- Вы правы, у нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие. Поднимите руку те, кто любит путешествовать. Почему? (Узнаешь что-то новое и интересное.)
- Эту цель поставим и мы. Сегодня на уроке – узнаем много нового и отправимся в путешествие на киностудию, которая называется «Вежливость с малых лет». (Приложение 1, Слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы
- Что значит быть вежливым? (Знать правила.)
- Есть такой словарь, который называется - толковый. В этом словаре объясняются значения слов.
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова о вежливом человеке говориться так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный». (Приложение 1, Слайд 2)
- А где должны соблюдаться привила приличия?
- Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. (Приложение 1, Слайд 2)
- В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
III. Речевая разминка
- Посмотрите, пожалуйста, здесь что-то написано на двери? (Приложение 1, Слайд 3)
- Прочитайте с разной интонацией. (Приложение 1, Слайд 3)
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки.
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
IV. Сообщение темы и цели урока
- Ребята, это табличка-загадка. В ней спряталась тема нашего урока-путешествия. Скажите, пожалуйста, с чем к нам обращаются? Как вы думаете, чему будет посвящено наше путешествие на киностудию? (Вежливым словам.)
- Верно. Тема нашего урока: Вежливые слова. Просьба. (Приложение 1, Слайд 4)
- Сегодня мы с вами должны ответить на вопросы:
- Что такое просьба?
- Как правильно попросить и какие «волшебные» слова надо использовать?
- Чем отличается просьба от приказа?
(Приложение 1, Слайд 4)
V. Изучение нового материала
- А что такое просьба? Посовещайтесь в парах.
- Пока ребята думают, посмотри (ребенок смотрит в словаре), какое определение даётся в толковом словаре.
- Так что же такое просьба? (Когда один человек просит другого в вежливой форме.)
- Прочитай. (Приложение 1, Слайд 5) Просьба - обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
- Найдите, главные, ключевые слова в этом определении. (Обращение, призывающее.) (Приложение 1, Слайд 5)
- Нас приглашают послушать записи, сделанные на студии, и определить в речи какого героя встречается просьба. (Звучит запись.)
- Вы узнали, из какого произведения эта запись?
- Кто автор первой сказки? (А.С. Пушкин.) Как называется сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеде».)
- Что мы услышали в речи героя? Кто автор второй? Как называется? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
- Мы продолжаем путешествие по киностудии.
- У меня есть два помощника. Сейчас они представят вам небольшую сценку.
Сценка
Стул. Двое детей. Один без слов просит другого уступить место.
- А вам нужно определить, что они будут делать.
- Что они делали? (Они просили о чём-то.)
- С помощью чего была выражена эта просьба? (С помощью рук.)
- Как называется движение рук, тела? (Жест.)
(Приложение 1, Слайд 6)
- Что не хватало сценке? (Слов.)
- На киностудии проходит съемка детского фильма по рассказу Валентины Осеевой «Волшебное слово» (Приложение 2). Актеры, пожалуйста, займите свои места. Действующие лица: за старика - .., Павлик - .., сестра Лена - .., бабушка - .., автор - ... (Инсценирование отрывка из рассказа.)
- Ребята, вам нужно внимательно послушать и сказать о каком слове идет речь.
- Ребята, какое же слово сказал старик Павлику? (Пожалуйста.) Верно.
Продолжение инсценирование отрывка.
- Почему мальчик захотел вернуться к старику?
- Так же почему это слово называется «волшебным»? (Меняет настроение, меняет отношение других людей.)
- Но существуют и другие слова, которые нужно запомнить и использовать в своей речи. (Приложение 1, Слайд 7)
- Прочитаем их в «Словарике вежливых слов».
Прошу тебя (вас) |
Если вам не трудно |
Будьте добры |
Будь другом |
Вы не могли бы |
Извините, пожалуйста |
Будь так любезен |
Сделай милость |
Не в службу, а в дружбу… |
Не сочти за труд |
- ... прочитает слова первого столбика, ... прочитает слова второго столбика.
- Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. (Приложение 1, Слайд 7) Какие выражения запомнили?
- Чтобы просьбу выполнили (Приложение 1, Слайд 8),что надо употреблять в своей речи? (Вежливые слова.)
- Как должны произноситься вежливые слова? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.) (Приложение 1, Слайд 8)
- Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? (Приложение 1, Слайд 8)
ФИЗМИНУТКА
- Сейчас будем учиться грамотно, выражать обращение с просьбой. (Приложение 1, Слайд 9)
План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.
В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой.
- С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству.
- Дальше сама просьба. И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
- Нам сегодня очень повезло: на киностудии «Вежливость с малых лет» предлагают побыть сценаристами и написать свой сценарий.
- На карточках, которые лежат у вас на столах, написаны сюжеты.
Задание №1. Прочитайте. Составьте, пожалуйста, просьбу используя «Словарик вежливых слов» и план.
1 ситуация. Ты заболел и не пришел в школу. Нужно узнать домашнее задание к следующему уроку.
2 ситуация. Урок рисования.
1-й сюжет. Вы заболели и не пришли в школу. Вам нужно узнать домашнее задание. Кто не любит долго думать, может выбрать его.
2-й сюже.Урок рисования. Для тех ребят, которые любят фантазировать.
- Поднимите руку, кто уже определился с сюжетом. Послушайте внимательно задание: вам нужно составить обращение с просьбой, используя «Словарик вежливых слов», который у вас есть на партах и план.
- Кто готов? Пожалуйста. Кто выбрал другую ситуацию? Спасибо. Я надеюсь, остальные составили тоже грамотные просьбы.
- Путешествие по киностудии продолжается. Прочитайте отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». И определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино.
Задание №2. Прочитайте отрывок из книги Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и определите, просьбу ли использовала Мальвина обращаясь к Буратино.
Тогда девочка сказала ему строго: Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
- Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (Приказ.) А что она при этом делала? (Приказывала.) (Приложение 1, Слайд 10)
- Какие она использовала слова? Подчеркните их.
- А почему Мальвина обращается к Буратино на Вы, если они ровесники?
- Пожалуйста, определите, чем отличается приказ от просьбы? (Приложение 1, Слайд 11)
В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет.)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)
- А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить?
- Исправьте слова Мальвины.
VI. Закрепление
- На киностудии «Вежливость с малых лет» предлагают побыть критиками. Кто такие критики? (Кто критикует работы.)
Критики - это люди, которые оценивают работы (Фильмы, книги.)
Вам нужно оценить работу и сказать, где просьба, а где приказ. (Приложение 1, Слайды 12, 13)
(Запись мультфильмов.)
VII. Итог урока
- Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие.
- Давайте посмотрим, на все ли мы вопросы ответили? (Приложение 1, Слайд 14)
- Дорогие ребята, я уверена, все то, что вы сегодня узнали, обязательно поможет вам в жизни. В различных жизненных ситуациях вы сможете показать себя вежливым человеком, с которым приятно общаться и приятно дарить ему радость.
- Эта моя просьба будет детям, которых я уже немножко узнала. Я прошу вас быть вежливыми не только на словах, но и на деле.
И на память я хочу подарить «Словарики вежливых слов», которые будут служить вам подсказкой.