Урок по риторике во 2-м классе на тему "Вежливые слова. Просьба"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Вежливые слова. Просьба.

Цель урока: научить грамотно составлять обращение с просьбой.

Задачи:

Образовательные: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.

Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас.

Воспитательные: воспитывать культуру общения.

Оборудование: презентация «Вежливость с малых лет» (Приложение 1), мультимедийное оборудование, запись сказок А.С. Пушкина, запись мультфильма «Возвращение блудного попугая», «Львенок и черепаха», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» (Приложение 2), карточки с заданием, словарик вежливых слов.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами. Поприветствуем друг друга улыбками.

- Спасибо, садитесь.

- Ребята, как думаете, у нас обычный урок? (Нет.) А почему?

- Вы правы, у нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие. Поднимите руку те, кто любит путешествовать. Почему? (Узнаешь что-то новое и интересное.)

- Эту цель поставим и мы. Сегодня на уроке – узнаем много нового и отправимся в путешествие на киностудию, которая называется «Вежливость с малых лет». (Приложение 1, Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы

- Что значит быть вежливым? (Знать правила.)

- Есть такой словарь, который называется - толковый. В этом словаре объясняются значения слов.

- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова о вежливом человеке говориться так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный». (Приложение 1, Слайд 2)

- А где должны соблюдаться привила приличия?

- Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. (Приложение 1, Слайд 2)

- В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

III. Речевая разминка

- Посмотрите, пожалуйста, здесь что-то написано на двери? (Приложение 1, Слайд 3)

- Прочитайте с разной интонацией. (Приложение 1, Слайд 3)

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки.
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

IV. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, это табличка-загадка. В ней спряталась тема нашего урока-путешествия. Скажите, пожалуйста, с чем к нам обращаются? Как вы думаете, чему будет посвящено наше путешествие на киностудию? (Вежливым словам.)

- Верно. Тема нашего урока: Вежливые слова. Просьба. (Приложение 1, Слайд 4)

- Сегодня мы с вами должны ответить на вопросы:

  • Что такое просьба?
  • Как правильно попросить и какие «волшебные» слова надо использовать?
  • Чем отличается просьба от приказа?

(Приложение 1, Слайд 4)

V. Изучение нового материала

- А что такое просьба? Посовещайтесь в парах.

- Пока ребята думают, посмотри (ребенок смотрит в словаре), какое определение даётся в толковом словаре.

- Так что же такое просьба? (Когда один человек просит другого в вежливой форме.)

- Прочитай. (Приложение 1, Слайд 5) Просьба - обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

- Найдите, главные, ключевые слова в этом определении. (Обращение, призывающее.) (Приложение 1, Слайд 5)

- Нас приглашают послушать записи, сделанные на студии, и определить в речи какого героя встречается просьба. (Звучит запись.)

- Вы узнали, из какого произведения эта запись?

- Кто автор первой сказки? (А.С. Пушкин.) Как называется сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеде».)

- Что мы услышали в речи героя? Кто автор второй? Как называется? («Сказка о рыбаке и рыбке».)

- Мы продолжаем путешествие по киностудии.

- У меня есть два помощника. Сейчас они представят вам небольшую сценку.

Сценка

Стул. Двое детей. Один без слов просит другого уступить место.

- А вам нужно определить, что они будут делать.

- Что они делали? (Они просили о чём-то.)

- С помощью чего была выражена эта просьба? (С помощью рук.)

- Как называется движение рук, тела? (Жест.)

(Приложение 1, Слайд 6)

- Что не хватало сценке? (Слов.)

- На киностудии проходит съемка детского фильма по рассказу Валентины Осеевой «Волшебное слово» (Приложение 2). Актеры, пожалуйста, займите свои места. Действующие лица: за старика - .., Павлик - .., сестра Лена - .., бабушка - .., автор - ... (Инсценирование отрывка из рассказа.)

- Ребята, вам нужно внимательно послушать и сказать о каком слове идет речь.

- Ребята, какое же слово сказал старик Павлику? (Пожалуйста.) Верно.

Продолжение инсценирование отрывка.

- Почему мальчик захотел вернуться к старику?

- Так же почему это слово называется «волшебным»? (Меняет настроение, меняет отношение других людей.)

- Но существуют и другие слова, которые нужно запомнить и использовать в своей речи. (Приложение 1, Слайд 7)

- Прочитаем их в «Словарике вежливых слов».

Прошу тебя (вас)

Если вам не трудно

Будьте добры

Будь другом

Вы не могли бы

Извините, пожалуйста

Будь так любезен

Сделай милость

Не в службу, а в дружбу…

Не сочти за труд

- ... прочитает слова первого столбика, ... прочитает слова второго столбика.

- Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. (Приложение 1, Слайд 7) Какие выражения запомнили?

- Чтобы просьбу выполнили (Приложение 1, Слайд 8),что надо употреблять в своей речи? (Вежливые слова.)

- Как должны произноситься вежливые слова? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.) (Приложение 1, Слайд 8)

- Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? (Приложение 1, Слайд 8)

ФИЗМИНУТКА

- Сейчас будем учиться грамотно, выражать обращение с просьбой. (Приложение 1, Слайд 9)

План:

1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой.

- С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству.

- Дальше сама просьба. И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.

- Нам сегодня очень повезло: на киностудии «Вежливость с малых лет» предлагают побыть сценаристами и написать свой сценарий.

- На карточках, которые лежат у вас на столах, написаны сюжеты.

Задание №1. Прочитайте. Составьте, пожалуйста, просьбу используя «Словарик вежливых слов» и план.

1 ситуация. Ты заболел и не пришел в школу. Нужно узнать домашнее задание к следующему уроку.

2 ситуация. Урок рисования.

1-й сюжет. Вы заболели и не пришли в школу. Вам нужно узнать домашнее задание. Кто не любит долго думать, может выбрать его.

2-й сюже.Урок рисования. Для тех ребят, которые любят фантазировать.

- Поднимите руку, кто уже определился с сюжетом. Послушайте внимательно задание: вам нужно составить обращение с просьбой, используя «Словарик вежливых слов», который у вас есть на партах и план.

- Кто готов? Пожалуйста. Кто выбрал другую ситуацию? Спасибо. Я надеюсь, остальные составили тоже грамотные просьбы.

- Путешествие по киностудии продолжается. Прочитайте отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». И определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино.

Задание №2. Прочитайте отрывок из книги Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и определите, просьбу ли использовала Мальвина обращаясь к Буратино.

Тогда девочка сказала ему строго: Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

- Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (Приказ.) А что она при этом делала? (Приказывала.) (Приложение 1, Слайд 10)

- Какие она использовала слова? Подчеркните их.

- А почему Мальвина обращается к Буратино на Вы, если они ровесники?

- Пожалуйста, определите, чем отличается приказ от просьбы? (Приложение 1, Слайд 11)

В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет.)

Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)

Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)

- А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить?

- Исправьте слова Мальвины.

VI. Закрепление

- На киностудии «Вежливость с малых лет» предлагают побыть критиками. Кто такие критики? (Кто критикует работы.)

Критики - это люди, которые оценивают работы (Фильмы, книги.)

Вам нужно оценить работу и сказать, где просьба, а где приказ. (Приложение 1, Слайды 12, 13)

(Запись мультфильмов.)

VII. Итог урока

- Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие.

- Давайте посмотрим, на все ли мы вопросы ответили? (Приложение 1, Слайд 14)

- Дорогие ребята, я уверена, все то, что вы сегодня узнали, обязательно поможет вам в жизни. В различных жизненных ситуациях вы сможете показать себя вежливым человеком, с которым приятно общаться и приятно дарить ему радость.

- Эта моя просьба будет детям, которых я уже немножко узнала. Я прошу вас быть вежливыми не только на словах, но и на деле.

И на память я хочу подарить «Словарики вежливых слов», которые будут служить вам подсказкой.