Тема: Национальный и религиозный состав Республики Башкортостан.
Цели урока:
1) Обучающая: ознакомление учащихся с национальным и религиозным составом населения республики Башкортостан; изучение причин многонациональности.
2) Развивающая: формирование практических умений использовать наглядный материал как источник информации, анализ статистических материалов.
3) Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучению географии родного края; уважительного отношения к различным национальностям.
Учебно-наглядный материал: атлас, учебники, карта «Республики Башкортостан», наглядные пособия, «Национальный состав «Республики Башкортостан», открытки с изображением народов, храмов, национальная музыка, дополнительная литература, аудиозаписи песен народов Башкортостана, схема «Языковое дерево народов».
Эпиграф:
Человечество расцвечено, разбогачено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться друг другом, друг к другу тянуться с жаждой красоты и познания.
Валентин Распутин.
I. Сообщение темы, целей урока
Добрый день!
Уже в течение нескольких уроков мы изучаем население нашей Республики. Домашним заданием к сегодняшнему дню было: составить карту национального состава населения республики. И если посмотреть на карту, то можно отметить, что она очень пёстрая. Да, действительно, Башкортостан - одна из самых многонациональных республик Российской Федерации.
Сегодня на уроке мы познакомимся с национальным и религиозным составом населения республики. Объясним причины такого многообразия народов, проанализируем статистические материалы, а в качестве выводов поработаем с диаграммой. И, конечно же, познакомимся с традициями, культурой некоторых народов.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Национальный и религиозный состав населения Республики Башкортостан», запишите, пожалуйста, в тетради.
II. Новый материал
Многонациональность населения сложилось исторически, как результат местоположения региона на стыке нескольких этических ареалов и на основных путях давних и устойчивых миграционных потоков.
Вопрос:
1) На стыке каких этических ареалов расположен регион?
2) Назовите основные миграционные потоки.
Отвечают:
Вы правы. До середины ХVI века население Башкортостана оставалось этническим однородным и было представлено башкирами.
После добровольного вхождения башкир в состав Российского государства последовало проникновение в край русских военных и служивых людей, положившее начало массовому притоку сюда переселенцев. Процесс колонизации продолжался более, чем 3,5 века, в результате чего Башкортостан оказался заселённым выходцем из самых различных уголков европейской части страны. Этнографы отмечали: «... что нет, кажется такой нации в Европейской России, которая не имела бы своих представителей здесь...».
По данным переписи населения в республике Башкортостан проживают представители 30 национальностей, 10 из них численностью более 5 тысяч человек, и имеющих поселения, в которых данная нация представлена значительной группой.
И для того, чтобы систематизировать данные о народах, населяющих республику, составим таблицу на основе коротких докладов учащихся. (Презентация)
№ |
Национальность |
Численность, тыс. чел. |
Доля населения, % |
Районы проживания |
История заселения |
1 |
Башкиры |
948 |
22 |
|
Коренное население |
2 |
Русские |
1548 |
39 |
|
16 век - стрельцы, казаки, охранники отрогов |
3 |
Татары |
1186 |
28 |
|
Коренные народы |
4 |
Чуваши |
125 |
3 |
|
Насильственная христианизация - 17 массовое крещение нерусского населения - уезжали на свободные земли |
5 |
Марийцы |
114 |
2,7 |
|
|
6 |
Мордва |
31 |
0,8 |
|
|
7 |
Удмурты |
25 |
0,6 |
|
|
8 |
Белорусы |
17 |
0,4 |
|
В ходе Столыпинской аграрной реформы, нехватка земель |
9 |
Украинцы |
74 |
2 |
|
|
10 |
Немцы |
10 |
0,3 |
|
17 век - служба немецкого гарнизона, депортация |
11 |
Латыши |
2 |
0,07 |
|
Насильсвенное переселение, нехватка земель |
12 |
Евреи |
5 |
0,15 |
|
19 век - рекрутский набор детей евреев, миграция во время II мировой войны |
Вопрос: Какова основная причина заселения республики?
А теперь, пользуясь данными нашей таблицы, отобразим на круговой диаграмме национальный состав Республики. (Все рисуют в тетради, один ученик - у доски.)
III. Домашнее задание
Домашнее задание. Запишите в дневники:
1) § 27, повторяем материал;
2) составить круговые диаграммы национального состава некоторых классов нашей школы. (Приложение 1)
IV. Изучение нового материала (продолжение)
Пестрота национального состава населения Башкирии определяет разнообразие языкового и религиозного составов ее народов.
Вопрос:К каким языковым семьям и группам относятся народы, живущие в республике?
Отвечают:
1) Индоевропейская семья
а) Славянская группа:
- русские
- украинцы
- белорусы
б) Германская группа – немцы
в) Балтийская группа – латыши
г) Албанская группа – евреи
2) Алтайская семья
Тюркская группа:
- башкиры
- татары
- чуваши
3) Уральско-юкагирская семья
Фино-угорская группа:
- марийцы
- мордва
- удмурты
Молодцы!
Теперь посмотрим на схему религий Башкортостана (Презентация)
1. Христианство
А) Православная:
- русские
- украинцы
- белорусы
- чуваши
- марийцы
- мордва
- удмурты
Б) Католическая:
- латыши
- немцы
2. Мусульманство
- башкиры
- татары
- казахи
3. Иудаизм
- евреи
4. Старообрядческая церковь
5. Объединение евангельских христиан
- баптисты
V. Закрепление изученного материала и объявление оценок за урок
Итак, мы с вами рассмотрели тему сегодняшнего урока, а сейчас для закрепления пройденного материала, дайте положительные или отрицательные ответы на 6 вопросов. (Приложение 1)
1) Татары, коренные жители республики? («-»)
2) Башкиры занимают III место по численности среди народов Башкортостана? («+»)
3) Марийцы и чуваши заселили территорию республики в результате насильственной христианизации? («+»)
4) Удмурты и чуваши относятся к Уральской языковой семье? («-»)
5) Латыши и немцы исповедуют католицизм? («+»)
6) Башкиры по республике размещены в восточной её части? («+»)
Проверяют ответы, объявляют оценки за урок.
VI. Подведение итогов урока
1) Музыкальная викторина. (Музыка народов Башкортостана.)
2) Музыка каких народов звучит?
3) Давайте с вами подведём итоги урока:
а) Что вы узнали нового на уроке?
б) Дайте оценку результатов урока.
в) У нас успешно прошёл урок?
г) Как вы считаете, хорошо жить в многонациональной республике?
Я считаю, что многонациональность - мир многообразия обычаев, языков, традиций, культуры, уклада жизни, трудовых навыков. Её нужно ценить и ею нужно дорожить. Многонациональность - это радужность, музыкальность, чувственность и полнота мира.
4) Выступление учащихся (на родном языке). Стихи.
В результате тесного общения и взаимопонимания становится разнообразнее духовная жизнь и сознательный труд каждого народа. Уважайте друг друга, уважайте каждую нацию! Помните, какой вы национальности и гордитесь ею.
Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.