"Учимся дискутировать". Урок русского языка в 10–11-м классе на тему "Дискуссия"

Разделы: Русский язык


Обучение и общение самым тесным образом связаны друг с другом, поэтому проблема общения одна из наиболее важных сегодня в самых различных областях деятельности, представляет собой интерес для преподавателей гуманитарных предметов. Еще в середине 80-х годов 20 века среди передовых педагогических технологий стала внедряться педагогика сотрудничества. И сегодня стоит вопрос о необходимости изменить сложившийся авторитарный стереотип взаимоотношений учителей и учащихся.

С точки зрения ситуации общения школьники включаются в учебную деятельность как «должники»: должны прийти на урок, быть к нему готовы, выполнять учебные задачи, поставленные учителем, включаться в дискуссию не когда хочется, а когда это запланировано педагогом, быть оцененными. Такой подход формирует пассивную позицию: что скажут, то и сделаю. Учителей это положение во многом устраивает. Но она же оборачивается отсутствием познавательной активности школьника, избеганием инициативы: зачем от него требуют какого-то мнения, анализа текста, оценки ответа одноклассника?

Все субъекты учебной деятельности должны учиться общению, нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе, помогать, а значит, вступать в общение. Ученики должны понять, что настоящее общение обогащает, развивает, воспитывает, учит слушать, понимать, сопереживать. Внедрение новых педагогических технологий должно менять позицию и учителя, и ученика.

Весь спектр нетрадиционных уроков ориентирован на диалоговую, дискуссионную форму сотрудничества школьников и учителей. К методам интерактивного обучения относятся те, которые вовлекают ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним нужно отнести работу в группах, учебную дискуссию, уроки - конференции, интегрированные уроки, учебный диалог, «круглый стол», «заседание экспертной группы», «дебаты», «судебное заседание», «мозговой штурм» и т.д.

Эти формы обучения важны для учащихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки рения, увидеть многомерность задачи. Подобные занятия позволяют учащимся создать модель решения трудной ситуации в жизни, не быть посторонними наблюдателями, активизируют учеников, включав всех в процесс обучения, кроме того, они наиболее психологически привлекательны для обучающихся.

Особенно полезны групповые и дискуссионные формы обучения для застенчивых, слабых школьников, предпочитающих отмалчиваться на уроке, работа в микро-группах, как правило, благотворно влияет на самооценку таких детей и подростков. А для учителя такие формы организации учебных занятий позволяют «сжимать» время в процессе обучения, активизировать познавательную активность каждого ученика.

Самый простой и наиболее распространенный прием организации групповой, дискуссионной работы - работа в парах, где один учащийся исполняет роль учителя, другой - ученика. Учебная пара чаще всего используется при закреплении усваиваемого материала: самый лучший способ научиться - это попытаться объяснить изученное другому человеку.

Парная работа строится на базе:

- последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала;
- взаимопроверки с элементами программированного контроля;
- работа в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы);
- обсуждение проблемной задачи.

Парная форма предпочтительнее в обучении младших школьников и учащихся среднего звена.

Урок русского языка в 10-го (11-го) классе на тему «Дискуссия» возможно провести, используя любую программу по русскому языку. При работе по программе курса «Русский язык. 10 – 11-й классы: Учебное пособие.» Н.Г. Гольцовой такой урок возможно провести при изучении тем «Культура речи», «Стилистика» в 11-м классе. «Программа по русскому языку для 10-11-го классов общеобразовательных учреждений» А.И. Власенкова отводит для обучения дискуссии 2 часа.

Цель урока: ознакомление учащихся с правилами дискуссии; формирование навыков общения, умения работать в микро-группе по технологии «мозгового штурма».

Структура урока (план, отражающий этапы урока):

1-й урок

1. Словарная работа.
2. Выбор эпиграфа урока.
3. Тестирование.
4. Работа с теоретическим материалом учебника.
5. Знакомство с правилами ведения дискуссии.
6. Знакомство со словами – конфликтогенами.
7. Отработка алгоритма ведения дискуссии.
8. Учебная дискуссия.

2-й урок

1. Запись афоризмов об общении.
2. Орфографический и пунктуационный разбор.
3. Тестирование.
4. Анализ проведенной учебной дискуссии.
5. Дискуссия в парах.
6. Рефлексия.
7. Итоги урока, домашнее задание.

Вначале учащиеся знакомятся со «словарем темы»: статьями из словаря С.И. Ожегова, иностранных слов.

ДИСКУССИЯ - (от лат. рассмотрение, исследование) - обсуждение какого-либо упорного вопроса на собрании, в печати, в беседе, спор.

ДИСПУТ -(лат. рассуждать, спорить) - публичный спор на научную или общественно важную тему.

АРГУМЕНТ (из лат.) - логический довод, служащий основанием доказательств.

ТЕЗИС (из греч.) - положение, истинность которого должна быть доказана.

ОППОНЕНТ - (от лат. возражающий) - противник в споре.

КОМПРОМИСС (из лат.) - соглашение, достигнутое путем уступок.

Учащимся предлагается в парах обсудить, какие из предложенных эпиграфов наиболее созвучны с темой урока, формируют наиболее важные, на их взгляд, правила общения, записать 3 - 4 в тетрадь.

А. Экзюпери: ... единственная и настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.

Д. Лондон: Нельзя уподобляться безумному флюгеру, который поворачивается при малейшем ветерке.

Сервантес: Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость.

Саади: Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт.

И. Гауг: Ничего не начинай во гневе! Глуп, кто во время бури садится на корабль.

Гораций: Красноречие - украшение для человека.

Гораций: Когда суть дела продумана заранее, слова последуют без затруднений.

Д. Леббок: Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.

К. Б6уви: Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

И. Гете: Общение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

Следующий этап - психологическое тестирование.

Тест №1 «Умеете ли вы слушать?» (Взаимооценка в парах.)

Психологи считают, что многие из нас не умеют слушать (и слышать!) то, что нам говорят. Даже когда мы не перебиваем собеседника и смотрим на него, многие слова «пролетают мимо». Кстати, из-за этого могут разрушиться приятельские отношения, отношения в семье, дети могут разочароваться в родителях, у руководителей остается превратное мнение о подчиненных, у подчиненных - о начальнике.

Чтобы определить умение слушать, предлагается тест, на 10 вопросов которого следует дать ответы:

- почти всегда - 2 балла;
- в большинстве случаев - 4 балла;
- иногда - 6 баллов;
- редко - 8 баллов;
- почти никогда - 10 баллов.

1. Старается ли ваш товарищ закончить беседу, если тема и собеседник ему неинтересны?

2. Могут ли его раздражать манеры собеседника?

3. Может ли неудачное высказывание спровоцировать вашего товарища на резкость или грубость?

4. Избегает ли ваш товарищ вступать в беседу с неизвестным или малознакомым ему человеком, даже когда тот стремится к этому?

5. Имеет ли ваш товарищ привычку перебивать собеседника?

6. Делает ли ваш товарищ вид, что внимательно слушает, а сам думает совсем о другом?

7. Меняется ли тон, голос, выражение лица, лексикон в зависимости от того, с кем говорит ваш товарищ?

8. Меняет ли ваш товарищ тему, если его собеседник коснулся «щекотливой» темы?

9. Поправляет ли ваш товарищ собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, термины, вульгаризмы?

10. Может ли быть тон вашего товарища снисходительным, поучительным, с оттенком пренебрежения и иронии в общении?

Слушатель среднего уровня наберет 55 баллов. Если сумма баллов выше 62, то ваш товарищ - хороший собеседник и слушатель. Если ниже 48 баллов, вашему товарищу нужно быть внимательнее к тому. Что говорят окружающие.

Тест №2 «Приятно ли с вами общаться?» (Самооценка, ответы: да – нет.)

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

Шкала оценки:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

да

да

да

нет

нет

да

да

да

да

да

да

Засчитайте по 1 баллу за каждый ответ, совпавший со шкалой оценки.

1 - 3 балла. Вы молчун или общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.

4 - 9 баллов. Вы почти всегда внимательный и приятный собеседник.

9 - 11 баллов. Вряд ли друзья могут без вас обойтись, это прекрасно. Вам действительно приятна ваша роль или иногда приходиться играть, как на сцене?

Затем учащиеся знакомятся с правилами ведения дискуссии. До учеников доводится «Свод правил ведения дискуссии»:

1. С уважением относимся друг к другу.

2. Чтобы высказаться, поднимаем руку.

3. Порядок выступлений определяет ведущий.

4. Свое мнение аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов.

5. Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое мнение.

6. Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

Школьникам рекомендуется книга московского психолога-практика Н.И. Козлова «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день», М., 1999. Учащиеся знакомятся с предлагаемым «Запретным словарем слов-конфликтогенов»:

очевидно; естественно; безусловно; само собой разумеется; я убежден, уверен; нет, вы не правы; ну-ну; глупости; ничего подобного; О Господи! Ты умный человек, а говоришь такие вещи.

Школьников старшего звена необходимо знакомить с работой в дискуссионной группе, в которую включено 4 - 6 человек. В группах с таким количеством участников проявляется большая коллегиальность, аргументированность мнений за счет большего количества возникающих идей, большая контактность, рефлексивность.

Казанский кандидат педагогических наук Р.Ш. Царева предлагает ввести в групповую работу элементы ролевой игры: учащийся-лидер, понимающий, конструктивный критик, организатор дискуссии в микро-группе. Как элемент ролевой дискуссии можно использовать для рефлексии технологию наблюдения: наблюдатели-учащиеся вместе с педагогом, подводя итоги дискуссии, оценивают ее ход, поведение участников, умение общаться, демонстрируют менее удачливым группам возможности позитивного группового воздействия, разбирают конфликтные эпизоды.

Технологическая цепочка групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка проблемной, дискуссионной задачи;
б) инструктаж о последовательности работы.

2. Групповая работа, «мозговой штурм»:

а) планирование работы в группе, распределение ролей;
б) обсуждение индивидуальных результатов, обсуждение общего задания группы;
в) определение лидера-докладчика от группы.

3. Заключительная часть:

а) выступление лидеров групп;
б) рефлексия: самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

Время дискуссионного обсуждения, «мозгового штурма» 5 - 7 минут, вводная часть - 1 минута, заключительная часть - по 2 минуты на выступления от групп, рефлексия - 2 минуты.

Тема дискуссии должна быть интересна и важна для учащихся, актуальна, предполагать ситуацию нравственного выбора, наталкивать на размышления. Предложим учащимся для дискуссии в группах темы ««За» и «Против»10-тибалльной оценки в школе», ««За» и «Против» 12-тилетнего образования в школе», «ЕГЭ, портфолио или обычный экзамен?»

Домашнее задание: Подготовиться к дискуссии «Что значит быть современными?»

Школьники, обучение которых проводится с использованием групповых, дискуссионных форм, по-своему оценивают его результаты:

  • «Меня эти уроки заряжают хорошим настроением. Я лучше узнала своих одноклассников».
  • «Оказывается, спорить не так-то просто. Дискуссии тоже нужно учиться».
  • «Как часто мы слышим только себя, но не слушаем других!»
  • «Нам нужно уважать друг друга. Ведь это самое главное в процессе общения».

Таким образом, роль групповых, дискуссионных технологий, которые способствуют формированию у школьников умения общаться, чувства собственного достоинства, взаимоуважения, готовности к взаимодействию и взаимопомощи, трудно переоценить.