Всех приютила наша планета,
только для мусора места здесь нет.
Цель урока: дать представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у детей представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;
- привлечь внимание учащихся к большому значению в нашей жизни необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении;
- познакомить с профессией эколога.
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться в экологически значимой ситуации;
- развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению;
- воспитывать чувство собственной ответственности за утилизацию мусора;
- воспитывать трудолюбие и работоспособность;
Оборудование:
- Рисунок с изображением лесной поляны.
- Рисунки с изображением мусора.
- Две картинки с изображением Муравьишки.
- Листочек с рисунком: "Куда девается мусор из нашего жилища?" - у каждого ученика.
- Картинка с изображением Злючки-Грязючки.
- Два значка с изображением лопаты.
- Четыре коробки для сортировки мусора.
Ход урока
Организационный момент - речевка.
В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Постановка проблемного вопроса.
Выходят 2 ученика в костюмах Сороки и Лесовичка.
Сорока. Здравствуй, Лесовичок! Что ты сегодня такой хмурый?
Лесовичок. А чего мне радоваться?
Сорока. Посмотри, какой сегодня солнечный и теплый день!
Лесовичок. Ты вверх смотришь, Сорока, а ты вниз посмотри. Настроение у тебя сразу испортится.
Сорока. Что это у тебя тут творится? На этой поляне был порядок, а теперь столько грязи и мусора.
Откуда это все здесь появилось? Куда же ты весь этот мусор денешь?
- Что ж, ребята, Сорока задала Лесовичку два вопроса: откуда берется и куда девается мусор? И сегодня на уроке мы постараемся ответить на них.
Изучение новой темы.
- Рассмотрите изображение лесной поляны.
- Какой мусор вы здесь видите?
+Пластиковую бутылку, стеклянную банку, консервную банку, фантики от конфет, яблочный огрызок, кожуру от апельсина.
- Как весь этот мусор оказался в лесу?
Люди специально его туда принесли и бросили?
+Нет, люди пришли в лес отдохнуть, полюбоваться на природу, поиграть с детьми на поляне. Они поели и оставили весь этот мусор.
- Что надо сделать, чтобы после вашего ухода из леса природа не страдала?
+Мусор надо забирать с собой и выбрасывать его в мусорные контейнеры.
- Посмотрите на нашего Муравьишку. На прошлом уроке мы говорили о шоколаде.
Муравьишка пошел в магазин и купил коробку конфет. Конфеты он съел со своими друзьями. Что у него осталось?
+Пустая коробка.
- Как вы думаете, куда Муравьишка денет коробку?
+Выбросит в мусорное ведро.
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько мусора собирается каждый день в ваших семьях?
- Откройте учебник на стр. 62 и рассмотрите верхний рисунок.
- Что изображено на нем?
+Лимонад, йогурт, майонез, печенье, молоко, масло сливочное, тушенка,
- Подумайте и объясните, какой мусор образуется после использования этих продуктов?
+Коробки, банки, обертки, бутылки:
- Из-за того, что некоторые люди бросают мусор где попало, не убирают его за собой, около муравейника, где жил наш Муравьишка, однажды случилось вот что:
- Рассмотрите верхний рисунок в учебнике на стр. 63.
Что вы увидели на этом рисунке?
+Муравейник, заваленный мусором. Трудолюбивые муравьи убирают этот мусор при помощи маленького подъемного крана.
- Итак, ребята, какие правила мы с вами будем соблюдать, находясь в лесу, на речке, в парке, во дворе?
+Мы не будем бросать мусор где попало, не будем оставлять его в лесу, на речке, а будем выбрасывать его в урны, мусорные ведра, контейнеры.
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали.
Разрешение проблемных ситуаций.
а)- А куда же девается мусор из нашего дома?
- Давайте проследим его путь на своих листочках и покажем стрелкой, как мусор попадает в мусоровоз.
+Мусор из ведра попадает в мусоропровод, оттуда в мусорный контейнер, затем мусор попадает в мусоровоз.
б)- Ребята, прочитайте вопрос.
+ Куда лучше вывезти мусор?
На доске 3 варианта ответов:
На завод по переработке мусора.
На свалку.
На речку.
- Выберите правильный ответ и объясните почему?
+На завод по переработке мусора. Из него делают новые упаковки.
- Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.
- Где организуются свалки?
- Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников.
- Кого вы видите на изображенной в учебнике свалке?
+Мы видим на свалке знакомую нам Злючку-Грязючку.
- Прочитайте, что она говорит?
+Люблю ребят, которые бросают мусор где попало!
- Хотим ли мы, чтобы на нашей лесной поляне поселилась Злючка-Грязючка?
+Нет.
- Что надо сделать, чтобы ее здесь не оказалось?
+Надо навести порядок на лесной поляне.
- Что-то можно закопать, а что-то обязательно отнести в специальный мусорный контейнер.
- Ребята, а вы знаете, что мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Опасным является металл и пластмасса. Бутылки, банки, полиэтиленовые пакеты, резиновые вещи - все это надо уносить с собой и не оставлять в лесу. Бумага разлагается быстро, но лучше закопать ее, чтобы не портила внешний вид природы.
Пищевые отходы (огрызки, очистки, шкурки) тоже нельзя разбрасывать, а лучше закапывать.
- Зная все это, попробуем убрать мусор с нашей лесной поляны.
- Что надо убрать - снимите, а что можно оставить - накройте значком с изображением лопаты.
Физкультминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда
Только это не беда.
Наклоняются листочки,
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Продолжение. Разрешение проблемных ситуаций.
в) "Вторая жизнь ненужных вещей".
- Во многих странах, жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его.
- Для чего сортируют мусор?
+Чтобы легче его было перерабатывать или уничтожать.
- Давайте и мы рассортируем мусор, убранный с нашей поляны, в наши "контейнеры".
БУМАГА | СТЕКЛО | МЕТАЛЛ | ПЛАСТМАССА |
- Ребята, а что вы можете предложить, чтобы мусора стало меньше?
+Из коробок можно сделать кормушки, из пластиковых бутылок - различные поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, и т. д.
- Ребята, а что вы можете предложить, чтобы мусора стало меньше?
+Из коробок можно сделать кормушки, из пластиковых бутылок - различные поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, и т. д.
Итог урока.
- Рассмотрите нижний рисунок в учебнике на стр.63.
- Ребята, что хотят сделать Муравьишка с Черепахой?
+Поставить знак около мусора.
- Что обозначает этот знак?
+Не бросать мусор где попало, охранять природу и соблюдать чистоту. Для охраны природы создана целая наука - экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
В природе нет мусора, нет и отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.
Девочка. Мы на планете вместе живем:
Мальчик. Эта планета наш общий дом:
Девочка. Быстрые реки и синее море:
Мальчик. Лес и поляны, и дальние горы:
Девочка. Дом для зайчонка, дом для оленя...
Мальчик. Дом для дельфина, кита и тюленя.
Вместе.
Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нет!
Литература.
- Алтынова Т. В., Юдина О. А. Приглашаем на урок. - Волгоград: Учитель, 2008г.
- Сухарев Ю. Ф. Природоведение. - Чапаевск: Чапаевское полиграфическое объединение, 1994г.
- Фефилова Е. П., Поторочина Е. А., Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 1 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2007г.