Урок окружающего мира на тему "Откуда берется и куда девается мусор?"

Разделы: Начальная школа


Всех приютила наша планета,
только для мусора места здесь нет.

Цель урока: дать представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у детей представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;
  • привлечь внимание учащихся к большому значению в нашей жизни необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении;
  • познакомить с профессией эколога.

Развивающие:

  • развивать умение ориентироваться в экологически значимой ситуации;
  • развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению;
  • воспитывать чувство собственной ответственности за утилизацию мусора;
  • воспитывать трудолюбие и работоспособность;

Оборудование:

  • Рисунок с изображением лесной поляны.
  • Рисунки с изображением мусора.
  • Две картинки с изображением Муравьишки.
  • Листочек с рисунком: "Куда девается мусор из нашего жилища?" - у каждого ученика.
  • Картинка с изображением Злючки-Грязючки.
  • Два значка с изображением лопаты.
  • Четыре коробки для сортировки мусора.

Ход урока

Организационный момент - речевка.

В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Постановка проблемного вопроса.

Выходят 2 ученика в костюмах Сороки и Лесовичка.

Сорока. Здравствуй, Лесовичок! Что ты сегодня такой хмурый?

Лесовичок. А чего мне радоваться?

Сорока. Посмотри, какой сегодня солнечный и теплый день!

Лесовичок. Ты вверх смотришь, Сорока, а ты вниз посмотри. Настроение у тебя сразу испортится.

Сорока. Что это у тебя тут творится? На этой поляне был порядок, а теперь столько грязи и мусора.

Откуда это все здесь появилось? Куда же ты весь этот мусор денешь?

- Что ж, ребята, Сорока задала Лесовичку два вопроса: откуда берется и куда девается мусор? И сегодня на уроке мы постараемся ответить на них.

Изучение новой темы.

- Рассмотрите изображение лесной поляны.

- Какой мусор вы здесь видите?

+Пластиковую бутылку, стеклянную банку, консервную банку, фантики от конфет, яблочный огрызок, кожуру от апельсина.

- Как весь этот мусор оказался в лесу?

Люди специально его туда принесли и бросили?

+Нет, люди пришли в лес отдохнуть, полюбоваться на природу, поиграть с детьми на поляне. Они поели и оставили весь этот мусор.

- Что надо сделать, чтобы после вашего ухода из леса природа не страдала?

+Мусор надо забирать с собой и выбрасывать его в мусорные контейнеры.

- Посмотрите на нашего Муравьишку. На прошлом уроке мы говорили о шоколаде.

Муравьишка пошел в магазин и купил коробку конфет. Конфеты он съел со своими друзьями. Что у него осталось?

+Пустая коробка.

- Как вы думаете, куда Муравьишка денет коробку?

+Выбросит в мусорное ведро.

- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько мусора собирается каждый день в ваших семьях?

- Откройте учебник на стр. 62 и рассмотрите верхний рисунок.

- Что изображено на нем?

+Лимонад, йогурт, майонез, печенье, молоко, масло сливочное, тушенка,

- Подумайте и объясните, какой мусор образуется после использования этих продуктов?

+Коробки, банки, обертки, бутылки:

- Из-за того, что некоторые люди бросают мусор где попало, не убирают его за собой, около муравейника, где жил наш Муравьишка, однажды случилось вот что:

- Рассмотрите верхний рисунок в учебнике на стр. 63.

Что вы увидели на этом рисунке?

+Муравейник, заваленный мусором. Трудолюбивые муравьи убирают этот мусор при помощи маленького подъемного крана.

- Итак, ребята, какие правила мы с вами будем соблюдать, находясь в лесу, на речке, в парке, во дворе?

+Мы не будем бросать мусор где попало, не будем оставлять его в лесу, на речке, а будем выбрасывать его в урны, мусорные ведра, контейнеры.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали.

Разрешение проблемных ситуаций.

а)- А куда же девается мусор из нашего дома?

- Давайте проследим его путь на своих листочках и покажем стрелкой, как мусор попадает в мусоровоз.

+Мусор из ведра попадает в мусоропровод, оттуда в мусорный контейнер, затем мусор попадает в мусоровоз.

б)- Ребята, прочитайте вопрос.

+ Куда лучше вывезти мусор?

На доске 3 варианта ответов:

На завод по переработке мусора.

На свалку.

На речку.

- Выберите правильный ответ и объясните почему?

+На завод по переработке мусора. Из него делают новые упаковки.

- Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.

- Где организуются свалки?

- Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников.

- Кого вы видите на изображенной в учебнике свалке?

+Мы видим на свалке знакомую нам Злючку-Грязючку.

- Прочитайте, что она говорит?

+Люблю ребят, которые бросают мусор где попало!

- Хотим ли мы, чтобы на нашей лесной поляне поселилась Злючка-Грязючка?

+Нет.

- Что надо сделать, чтобы ее здесь не оказалось?

+Надо навести порядок на лесной поляне.

- Что-то можно закопать, а что-то обязательно отнести в специальный мусорный контейнер.

- Ребята, а вы знаете, что мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Опасным является металл и пластмасса. Бутылки, банки, полиэтиленовые пакеты, резиновые вещи - все это надо уносить с собой и не оставлять в лесу. Бумага разлагается быстро, но лучше закопать ее, чтобы не портила внешний вид природы.

Пищевые отходы (огрызки, очистки, шкурки) тоже нельзя разбрасывать, а лучше закапывать.

- Зная все это, попробуем убрать мусор с нашей лесной поляны.

- Что надо убрать - снимите, а что можно оставить - накройте значком с изображением лопаты.

Физкультминутка.

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда
Только это не беда.
Наклоняются листочки,
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

Продолжение. Разрешение проблемных ситуаций.

в) "Вторая жизнь ненужных вещей".

- Во многих странах, жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его.

- Для чего сортируют мусор?

+Чтобы легче его было перерабатывать или уничтожать.

- Давайте и мы рассортируем мусор, убранный с нашей поляны, в наши "контейнеры".

БУМАГА СТЕКЛО МЕТАЛЛ ПЛАСТМАССА

- Ребята, а что вы можете предложить, чтобы мусора стало меньше?

+Из коробок можно сделать кормушки, из пластиковых бутылок - различные поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, и т. д.

- Ребята, а что вы можете предложить, чтобы мусора стало меньше?

+Из коробок можно сделать кормушки, из пластиковых бутылок - различные поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, и т. д.

Итог урока.

- Рассмотрите нижний рисунок в учебнике на стр.63.

- Ребята, что хотят сделать Муравьишка с Черепахой?

+Поставить знак около мусора.

- Что обозначает этот знак?

+Не бросать мусор где попало, охранять природу и соблюдать чистоту. Для охраны природы создана целая наука - экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

В природе нет мусора, нет и отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.

Девочка. Мы на планете вместе живем:

Мальчик. Эта планета наш общий дом:

Девочка. Быстрые реки и синее море:

Мальчик. Лес и поляны, и дальние горы:

Девочка. Дом для зайчонка, дом для оленя...

Мальчик. Дом для дельфина, кита и тюленя.

Вместе.

Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нет!

Литература.

  1. Алтынова Т. В., Юдина О. А. Приглашаем на урок. - Волгоград: Учитель, 2008г.
  2. Сухарев Ю. Ф. Природоведение. - Чапаевск: Чапаевское полиграфическое объединение, 1994г.
  3. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А., Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 1 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2007г.

Приложение 1, приложение 2.