Урок на тему "Проценты"

Разделы: Математика


Цели урока:

1. Раскрыть содержание понятие "процент".

2. Продемонстрировать связь математики с действительностью.

3. Развивать мышление, речь учащихся, воспитывать трудолюбие, чувство уважения к математике.

4. Рассмотреть решение задач на нахождение процента.

5. Установить связь между десятичной, обыкновенной дробью и процентами.

Оборудование:

  • карточки для устного счета на каждой парте,
  • тексты самостоятельной работы для каждого ученика, проектор.
  • учебник "Математика 5 класс", авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Ход урока

Что объединяет эти предложения?

- За неделю вспахана половина пахотных земель

- За кандидата проголосовала 1/3 избирателей, принявших участие в выборах

- Всхожесть семян составляет 96%

- До обеда продано 0,7 всего товара, проданного за день

- За месяц цена на бензин выросла на 3%

- Четверть всех учащихся класса занимаются в волейбольной секции

- Трудно быть уверенным в чем-то на 100%.

Во всех примерах нахождение части от числа.

Процент - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Так мы часто читаем или слышим, что в выборах приняли участие 52% избирателей, промышленное производство сократилось на 11%, молоко содержит 3,2%, успеваемость класса 100% и т.д.

Процентом называется сотая часть числа. 1%=0,01.

Как найти 1%?

- Число разделить на 100 или число умножить на 0,01.

1% от 1 рубля - 1 коп.

1% от 1 га - 1а

1% от 1 м - 1см

Устный счет по таблицам.

Найдите 1% от:

200 8 0,5 30 1000 1,2 5800 100 0,01 7 0,9 20 10000 5 300
2,5 60 3500 6 10 4,9 8000 0,1 4,9 0,1 500 3 7,2 4 70

Выразите в процентах числа:

0,11 0,87 0,02 0,1 0,18 5 0,2 7 0,03 0,76 4 0,05 1 0,6 0,19
2 0,5 0,14 0,84 0 0,08 6 4,4 0,3 2,58 3,01 0,75 3,93 0,59 0,63

 Представьте в виде десятичных дробей:

10% 15% 74% 63% 1% 12% 85% 9% 40% 2% 100% 16% 59% 140% 11%
240% 17% 8,4% 3% 5% 38% 20% 4% 0,9% 7% 278% 96% 13% 700% 6,2%

Проценты - это третья форма записи дробных чисел.

- Задумайте десятичную дробь. Умножьте её на 100. Найдите 1% полученного числа. (0,2 - 20 - 0,2) В итоге получилось задуманное число. Почему? (а·100:100)

- В шкафу 300 книг. 1% всех книг составляют словари. Сколько словарей в шкафу? (3)

- Около 38% продолжительности суток вы спите. Сколько процентов времени суток вы бодрствуете? (100-38=62)

Решение задач из учебника №1573-1579.

Самостоятельная работа: "Найди ошибку".

Нужно записать число, составленное из номеров неправильных примеров.

1).8%=1/10 =0,8

2).19%=0,19

3).23%==0,23

4).54%==0,54

5).70%==0,07

6).97%==0,97

7).125%=1=1,25\

8).234%==23,4

9).75%=75/100=0,75

10).100%=1

Ответ: 158

Решение задач.

На экране - земной шар, затем - лес, различные деревья.

Рассказ учителя: Большую площадь земного шара занимают леса. Мы можем отдыхать в тени деревьев, дышать свежим, чистым, обогащенным кислородом воздухом. Лес дает человеку продукты питания. Это дом, в котором живут звери и птицы. Охраняйте и берегите лес.

Вопросы: Сколько лет растет дерево? (на экране мамонтово дерево)

  • Мамонтово дерево - 2500 лет-100%;
  • Дуб-? лет- 40%;
  • Сосна- ? лет -16%;
  • Груша - ? лет - 12%.

Решение:

1). 2500·0,4=1000(лет) - дуб

2). 2500·0,16=400(лет) - сосна

3). 2500·0,12=300(лет) - груша

На экране - рядом с дубом кустарники брусники и черники. Какое растение живет дольше и на сколько лет? 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники - 21 год.

Решение:

1). 15:5·100=300 (лет)- брусника

2). 21:7·100=300 (лет) - черника

Берегите лес и всё, что в нем растет и живет. Не убивайте паука, не наступайте на муравьев, не срывайте растения.

Ранним летним утром в лесу ещё не жарко. На траве блестит холодная роса. Солнце быстро высушит траву и нагреет воздух. Вот на полянке стоит развесистый дуб. Его тень так и манит к себе. Мы садимся на мягкую траву под дубом, закрываем глаза, и вдруг назойливый комариный писк. Вот и первая муха прилетела. Комары и мухи переносчики инфекции. Как вы думаете, кто в лесу уничтожает комаров и мух? (Птицы, лягушки, пауки)

Чтобы догнать муху, птица должна развить скорость большую, чем муха.

Как в процентном отношении измеряется скорость мухи и скорость ворона от скорости стрижа?

  • Мухи - 25км/ч -?%;
  • Ворон - 50 км/ч -?%;
  • Стриж - 100 км/ч -100%. (Ответ: 25%; 50%)

Какова средняя продолжительность жизни человека?

Девочке 7 лет, что составляет 10% от средней продолжительности жизни человека.

(Ответ: 70 лет)

Сколько лет может прожить человек?

Средняя продолжительность жизни человека 75 лет, что составляет 25% от возможной продолжительности человека.

(75:25·100=300 лет)

Подведение итогов. Проценты встречаются везде, в разных областях. Наша задача научиться решать задачи и не бояться процентов.