Целью классного часа является изучение влияния семьи на воспитание и развитие ребенка.
План.
- Описание структуры основных компонентов семьи: характеристики семьи, функций семьи и видов семьи.
- Большая психологическая игра, включающая в себя психолого-педагогические ситуации, тренинговые упражнения и проективную методику.
Содержание классного часа
Вступительная часть
Слово "Семья" восходит к корню "сем", имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово "фамилия", которое в русском языке в первую очередь обозначает "общее имя для членов семьи"
Семья, основанная на браке или кровном родстве - малая социальная группа, члены которой связаны общностью бытия, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Человек неразрывно связан с общностью других людей. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулирует поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.
Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, поскольку семья как определённая социальная общность выступает, прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между её членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определённом смысле являются первичными.
Первый этап на этом этапе студенты раскрывают суть основных компонентов семьи.
- Первое задание: нарисовать дерево, олицетворяющее семью, и написать небольшой рассказ о своей семье.
- Второе задание: с помощью рисунка показать
функции семьи:
- Воспитательную функцию;
- Хозяйственно-бытовую функцию;
- Эмоциональную функцию;
- Функцию духовного общения;
- Функцию первичного социального контроля.
Виды семей были представлены в виде рисунков, к которым прилагался небольшой рассказ.
Семьи делятся на:
- Нуклеарные;
- Расширенные;
- Полные;
- Функциональные;
- Малые;
Патриархальные.
После выступления студентов был подведен небольшой итог.
Формирование личности ребёнка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребёнком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьёзное влияние на его способность к восприятию воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положительного примера.
Второй этап включает разделение группы на три условных мини-семьи.
Первое задание: определение всех членов "семьи" и распределение ролевых обязанностей (они указаны на карточках), сочинение небольшого рассказа о своей "семье".
После представления рассказов проводится анализ исполнения данного задания.
Студенты рассказывают о своих впечатлениях, ощущениях и испытанных трудностях.
Второе задание: составление замка для своей "семьи" (замок составляется из соломинок, при создании замка нельзя разговаривать, общение необходимо производить только с помощью жестов и мимики). Это тренинговое упражнение позволяет раскрыть человеку свой внутренний потенциал, повысить уровень взаимопонимания в данной "семье", выразить эмоциональное состояние.
После составления замка студенты делятся своими впечатлениями и испытанными эмоциями.
Третье задание: психолого-педагогические ситуации, направленные на проявление элементов воспитания в семье (каждая семья должна разыграть данные ситуации, описать причины и дать рекомендации).
Четвёртое задание: нарисовать рисунок "идеальной семьи". Данное задание выполняется красками с использованием пальцев рук, без кисточек. Это задание позволяет передать испытанные студентом чувства.
После выполнения заданий подводится итог:
- какие чувства студенты испытали во время классного часа;
- изменилось ли их внутреннее состояние за это время;
- что нового почерпнули для себя из нашего взаимодействия.