О методике проведения уроков технологии в начальной школе с использованием компьютера и программных средств

Разделы: Начальная школа


Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное- продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Основной задачей предметов изобразительного искусства и МХК является приобщение детей к миру искусства, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств. Поэтому для эффективной работы считаю необходимым использования на своих уроках мультимедийной установки.Использование ИКТ в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого, нравственного развития учащихся.

Основная цель использования ИКТ в процессе обучения - это:

  • Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
  • Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
  • Развитие материально-технической базы процесса обучения.
  • Задачи использования ИКТ в процессе обучения:
  • Широкое использование ИКТ в учебном процессе на предметных уроках.
  • Применение ИКТ в научно-методической работе.
  • Активное внедрение ИКТ во все области образовательного процесса.
  • Создавать условия для усиления междисциплинарных связей в обучении.
  • Создавать условия для снижения перегрузок учащихся за счёт более эффективного использования ИКТ.

Каковы же преимущества использования информационных технологий на уроках в начальных классах?

  • Обогащает урок эмоциональной окрашенностью
  • Психологически облегчает процесс усвоения
  • Возбуждает живой интерес к предмету познания
  • Расширяет общий кругозор
  • Возрастает уровень использования наглядных пособий на уроках
  • Повышает производительность труда учителя и ученика на уроке.
  • Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.
  • Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода.
  • Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или заторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Опыт проведения уроков с компьютерной поддержкой позволил нам определить методы и приемы, включающие в себя применение средств информационных технологий. Сюда относятся: подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы); мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; виртуальное практическое действие (рисование, черчение, конструирование); автоматизация отдельных операций (разметка, вычисления, заполнение цветом), программированное руководство практическими действиями и др. Применение названных методов для реализации конкретной цели какого-либо этапа урока позволяет говорить о приемах обучения. В качестве примера приемов обучения на уроке технологии можно назвать изменение масштаба развертки изделия с целью экономного расположения на листе, повтор показа трудового приема с целью запоминания порядка действий и др. Если на уроке технологии не ставится цель при изготовлении изделия осваивать новый вид разметки (по шаблону, по трафарету, на просвет, через копировальную бумагу, с помощью линейки или циркуля), то можно воспользоваться готовыми разметками будущих изделий и распечатать их с помощью принтера. Учитель в этом случае не освобождается от объяснения того, как выполнить разметку. Он расскажет детям о ее выполнении с помощью компьютерной программы. За счет применения компьютера в практическом методе, а именно - автоматизации только одной операции, его учащиеся сэкономят время, которое будет использовано для полного завершения изделий. При изготовлении многодетальных изделий, требующих сборки, есть возможность использовать метод демонстрации с мультимедийным показом приемов и последовательности операций. В ПС такие изделия демонстрируются как видеоролик, есть возможность работать в замедленном режиме и режиме слайдов. Такой метод позволит учащимся воспринимать учебный материал, проявляя индивидуальные особенности, а учитель получит хорошего "помощника", его фронтальное объяснение дополнит интерактивный режим программы. Выбор методов и приемов обучения зависит от цели, задач и темы конкретного урока с компьютерной поддержкой. Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Психологами доказано, что из визуальной информации человеком воспринимается 55 %, из аудио - 12%, следовательно, если сочетать аудио и визуальное преподнесение, то аудитория воспримет до 65% поданной информации. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Рекомендации по использованию элементов оформления презентации.

Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят:

  • стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):
  • красный,
  • оранжевый,
  • желтый;
  • сочетание двух цветов - цвета знака и цвета фона - существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);
  • наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона:
  • белый на темно-синем,
  • лимонно-желтый на пурпурном,
  • черный на белом,
  • 4.желтый на синем;
  • белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;
  • большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко "впечатываются" в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее; любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания, поэтому для маленьких детей рекомендуется вставлять их в последнюю очередь.

Итак, применение компьютера в начальной школе возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся начальной школы и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Причем внедрение современных информационных технологий обучения должно быть постепенным: от использования некоторых элементов урока с использованием ИКТ в привычном учебном материале до использования электронных учебников.

Заключение.

И все таки, хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир. "Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию", - сказал один из специалистов в области информатизации образования. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Литература:

  1. Дидактические требования к уроку развивающего обучения в начальной школе // Инновации в образовании.-2008 -№2
  2. Современные развивающие технологии: программированное упражнение /Н. А. Степанова // Начальная школа -2008 -№1.