Задачи урока:
- Выявить читательский опыт детей (знание произведений А.С.Пушкина).
- Познакомить с жанрами произведений А.С.Пушкина.
- Познакомить с понятиями "эпитет", "олицетворение".
- Отработка навыка выразительного чтения.
I. Орг.момент.
II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
-Мы закончили изучать раздел "Басни". Сейчас кратко вспомним изученное.
-Что такое басня? Что высмеивается в басне?
-Что всегда есть в басне? Что такое "мораль"? (часто мораль в басне высказана прямо, а иногда подразумевается, т.е. имеет скрытый смысл, читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.)
-Назовите мораль басни И. А. Крылова "Ворона и Лисица".
-Кто автор и каково название басни, мораль которой звучит так:
1) "Невежды судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк." (И.Крылов. Петух и Жемчужное Зерно.)
2) "Так и у людей: иные не могут добиться успеха , а винят в этом обстоятельства." (Эзоп. Лисица и виноград.)
3) "У сильного всегда бессильный виноват:" (И.Крылов. Волк и Ягнёнок.)
Чтение по ролям басни И.Крылова "Волк и Ягнёнок".
Составление схемы "Баснописцы"
-Каких баснописцев вы знаете? (схема)
Эзоп
И.А.Крылов
Л.Н.Толстой
А.Е.Измайлов
С.В.Михалков
-В следующем году мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова, познакомимся с произведениями других баснописцев, вы узнаете новые имена.
III. Сообщение темы урока.
-На прошлом уроке мы узнали, что Александр Ефимович Измайлов был современником Ивана Андреевича Крылова, т.е. жил с ним в одно время.
-Кто любил читать басни Измайлова, кому нравилось крыловское "весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться"? (А.С.Пушкину) - портрет поэта вывешивается на доску.
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта нашей страны , узнаем в каких литературных жанрах писал Александр Сергеевич Пушкин, вспомним уже известные вам произведения, поработаем со знаменитым отрывком "У Лукоморья дуб зелёный"
IV. Работа над новым материалом.
Рассказ учителя о жизни и творчестве А.С.Пушкина
-Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи ещё ребёнком. Известен такой факт. Как-то мальчик долго не засыпал, его спросили: "Почему, Саша, не спишь?". Он ответил: "Сочиняю стихи".
В большой библиотеке отца Саша проводил долгие часы за чтением, читал всё, что попадалось под руку. К семи годам он уже свободно читал, говорил и писал по- французски, а русской грамоте его выучила бабушка.
В долгие зимние вечера любил Саша слушать сказки няни Арины Родионовны.
Любовь к произведениям фольклора он пронёс через всю жизнь и выразил в своём творчестве: великолепные сказки А.Пушкина и сейчас считаются лучшими литературными произведениями этого жанра.
Страсть поэта к сочинительству стала прочной в период его обучения в Царскосельском лицее, где талантливые учителя словесности развивали творчество юношей и их интерес к поэзии.
Великий поэт оставил нам в дар более тысячи стихов, поэм, драматических произведений, повестей и сказок. По его произведениям снято много фильмов и мультфильмов.
Составление схемы "Жанры произведений А.С.Пушкина". Работа с выставкой книг
-Что писал А.С.Пушкин? (стихи)
-А какой жанр произведений А.С.Пушкина вам хорошо известен и наиболее любим? (сказки)
Дети работают с выставкой книг(возможна работа учащихся в группах), рассматривают титульные листы, определяют жанр произведений и дополняют схему (поэма, роман, повесть, рассказы)
Актуализация знаний. Повторение изученных сказок.
-Давайте вспомним сказки А.С.Пушкина. Им написано 7 сказок, 5 из них вы прекрасно знаете.
По вопросам дети узнают сказку и на доске появляются иллюстрации к каждой сказке.
-"Ещё пуще старуха бранится:" Это отрывок из сказки:(Сказка о рыбаке и рыбке.)
-Из какой сказки эти предметы: яблоко, зеркало, хрустальный гроб? (Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях.)
- Вот он кричит: "Поди-ка сюда, верный мой работник:" (Сказка о попе и его работнике Балде.)
- Герои какой сказки царь Дадон, Шамаханская царица. Царь Дадон решал свои государственные дела при помощи домашней птицы. (Сказка о золотом петушке.)
- В какой сказке молодой царевич являлся к отцу в образе комара, мухи, шмеля? (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
-Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря? (Ровно 30 лет и 3 года.)
- Какую песенку пела белочка? (Во саду ли, в огороде.)
- За какую плату Балда договорился работать у попа?(В год за три щелка попу по лбу)
- Вы вспомнили пять сказок Пушкина. Еще им были написаны 2 сказки: "Сказка о Медведихе" и "Жених".
- Попробуйте закончить строчку из произведения А.С.Пушкина.
- Он видит сумрачный курган; у ног Людмилы спит: (Руслан)
Знакомство с новым произведением.
- Из какого произведения герой Руслан?(Сказочная поэма "Руслан и Людмила")
Показ книги. Чтение первых 6 строчек
-Откройте учебник на стр. 57
Просмотр мультфильма "У лукоморья дуб зелёный" (Видеочтение произведения профессиональным чтецом)
-Каким вы представляете лукоморье?
-Прочитайте самостоятельно для себя данный отрывок (стр. 57-58)
-Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 59.Найдите чудеса.
Перечитаем отрывок и попробуем разделить его на части.
Знакомство с понятием "олицетворение"
Вводится понятие "олицетворение"(выразить, представить в образе живого существа)
Прочитать примеры из текста.
Выборочное чтение.
-Найдите слова, которые доказывают, что это не самостоятельное произведение, а отрывок большого произведения (Одну я помню: сказку эту поведаю теперь я свету:)
- Если сравнить с русскими народными сказками, то чем бы этот отрывок являлся в них? (Присказка).
Словарная работа. Работа над выразительностью чтения.
- Перечитаем по частям, попробуем понять смысл незнакомых вам слов.
Что значит "златая"?
Как понимаете слово "дол"?
Объясните слова "невиданные" и "неведомый".
- Значения каких слов вам еще не понятны. (Дети находят слова, читают их и объясняют смысл)
Вводится понятие "эпитет"(образное, художественное определение)
Выполнение задания в рабочей тетради. Стр.46, №2 (Перечитайте отрывок. Какая строка говорит о восхищении поэта лукоморьем)
V. Итог урока.
-Сказки Пушкина пронизаны не только волшебством, таинственностью, учат добру, справедливости, но и в них много юмора.
- Назовите положительных и отрицательных героев из сказок А.С.Пушкина.
- Какие сказки вы вспомнили при чтении этого отрывка?
Домашнее задание.
Стр.57-58 выучить наизусть.
Когда будете рассказывать, обращайте внимание на знаки препинания, паузы, тон и темп чтения.
Рабочая тетрадь.Стр.45 №1, стр.46№3.