Литературное чтение в 3-м классе: А.С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый…"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Выявить читательский опыт детей (знание произведений А.С.Пушкина).
  • Познакомить с жанрами произведений А.С.Пушкина.
  • Познакомить с понятиями "эпитет", "олицетворение".
  • Отработка навыка выразительного чтения.

I. Орг.момент.

II. Повторение изученного. Проверка домашнего задания.

-Мы закончили изучать раздел "Басни". Сейчас кратко вспомним изученное.

-Что такое басня? Что высмеивается в басне?

-Что всегда есть в басне? Что такое "мораль"? (часто мораль в басне высказана прямо, а иногда подразумевается, т.е. имеет скрытый смысл, читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.)

-Назовите мораль басни И. А. Крылова "Ворона и Лисица".

-Кто автор и каково название басни, мораль которой звучит так:

1) "Невежды судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк." (И.Крылов. Петух и Жемчужное Зерно.)

2) "Так и у людей: иные не могут добиться успеха , а винят в этом обстоятельства." (Эзоп. Лисица и виноград.)

3) "У сильного всегда бессильный виноват:" (И.Крылов. Волк и Ягнёнок.)

Чтение по ролям басни И.Крылова "Волк и Ягнёнок".

Составление схемы "Баснописцы"

-Каких баснописцев вы знаете? (схема)

Эзоп

И.А.Крылов

Л.Н.Толстой

А.Е.Измайлов

С.В.Михалков

-В следующем году мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова, познакомимся с произведениями других баснописцев, вы узнаете новые имена.

III. Сообщение темы урока.

-На прошлом уроке мы узнали, что Александр Ефимович Измайлов был современником Ивана Андреевича Крылова, т.е. жил с ним в одно время.

-Кто любил читать басни Измайлова, кому нравилось крыловское "весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться"? (А.С.Пушкину) - портрет поэта вывешивается на доску.

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого поэта нашей страны , узнаем в каких литературных жанрах писал Александр Сергеевич Пушкин, вспомним уже известные вам произведения, поработаем со знаменитым отрывком "У Лукоморья дуб зелёный"

IV. Работа над новым материалом.

Рассказ учителя о жизни и творчестве А.С.Пушкина

-Поэзию будущий поэт любил с раннего возраста и начал сочинять стихи ещё ребёнком. Известен такой факт. Как-то мальчик долго не засыпал, его спросили: "Почему, Саша, не спишь?". Он ответил: "Сочиняю стихи".

В большой библиотеке отца Саша проводил долгие часы за чтением, читал всё, что попадалось под руку. К семи годам он уже свободно читал, говорил и писал по- французски, а русской грамоте его выучила бабушка.

В долгие зимние вечера любил Саша слушать сказки няни Арины Родионовны.

Любовь к произведениям фольклора он пронёс через всю жизнь и выразил в своём творчестве: великолепные сказки А.Пушкина и сейчас считаются лучшими литературными произведениями этого жанра.

Страсть поэта к сочинительству стала прочной в период его обучения в Царскосельском лицее, где талантливые учителя словесности развивали творчество юношей и их интерес к поэзии.

Великий поэт оставил нам в дар более тысячи стихов, поэм, драматических произведений, повестей и сказок. По его произведениям снято много фильмов и мультфильмов.

Составление схемы "Жанры произведений А.С.Пушкина". Работа с выставкой книг

-Что писал А.С.Пушкин? (стихи)

-А какой жанр произведений А.С.Пушкина вам хорошо известен и наиболее любим? (сказки)

Дети работают с выставкой книг(возможна работа учащихся в группах), рассматривают титульные листы, определяют жанр произведений и дополняют схему (поэма, роман, повесть, рассказы)

Актуализация знаний. Повторение изученных сказок.

-Давайте вспомним сказки А.С.Пушкина. Им написано 7 сказок, 5 из них вы прекрасно знаете.

По вопросам дети узнают сказку и на доске появляются иллюстрации к каждой сказке.

-"Ещё пуще старуха бранится:" Это отрывок из сказки:(Сказка о рыбаке и рыбке.)

-Из какой сказки эти предметы: яблоко, зеркало, хрустальный гроб? (Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях.)

- Вот он кричит: "Поди-ка сюда, верный мой работник:" (Сказка о попе и его работнике Балде.)

- Герои какой сказки царь Дадон, Шамаханская царица. Царь Дадон решал свои государственные дела при помощи домашней птицы. (Сказка о золотом петушке.)

- В какой сказке молодой царевич являлся к отцу в образе комара, мухи, шмеля? (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

-Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря? (Ровно 30 лет и 3 года.)

- Какую песенку пела белочка? (Во саду ли, в огороде.)

- За какую плату Балда договорился работать у попа?(В год за три щелка попу по лбу)

- Вы вспомнили пять сказок Пушкина. Еще им были написаны 2 сказки: "Сказка о Медведихе" и "Жених".

- Попробуйте закончить строчку из произведения А.С.Пушкина.

- Он видит сумрачный курган; у ног Людмилы спит: (Руслан)

Знакомство с новым произведением.

- Из какого произведения герой Руслан?(Сказочная поэма "Руслан и Людмила")

Показ книги. Чтение первых 6 строчек

-Откройте учебник на стр. 57

Просмотр мультфильма "У лукоморья дуб зелёный" (Видеочтение произведения профессиональным чтецом)

-Каким вы представляете лукоморье?

-Прочитайте самостоятельно для себя данный отрывок (стр. 57-58)

-Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 59.Найдите чудеса.

Перечитаем отрывок и попробуем разделить его на части.

Знакомство с понятием "олицетворение"

Вводится понятие "олицетворение"(выразить, представить в образе живого существа)

Прочитать примеры из текста.

Выборочное чтение.

-Найдите слова, которые доказывают, что это не самостоятельное произведение, а отрывок большого произведения (Одну я помню: сказку эту поведаю теперь я свету:)

- Если сравнить с русскими народными сказками, то чем бы этот отрывок являлся в них? (Присказка).

Словарная работа. Работа над выразительностью чтения.

- Перечитаем по частям, попробуем понять смысл незнакомых вам слов.

Что значит "златая"?

Как понимаете слово "дол"?

Объясните слова "невиданные" и "неведомый".

- Значения каких слов вам еще не понятны. (Дети находят слова, читают их и объясняют смысл)

Вводится понятие "эпитет"(образное, художественное определение)

Выполнение задания в рабочей тетради. Стр.46, №2 (Перечитайте отрывок. Какая строка говорит о восхищении поэта лукоморьем)

V. Итог урока.

-Сказки Пушкина пронизаны не только волшебством, таинственностью, учат добру, справедливости, но и в них много юмора.

- Назовите положительных и отрицательных героев из сказок А.С.Пушкина.

- Какие сказки вы вспомнили при чтении этого отрывка?

Домашнее задание.

Стр.57-58 выучить наизусть.

Когда будете рассказывать, обращайте внимание на знаки препинания, паузы, тон и темп чтения.

Рабочая тетрадь.Стр.45 №1, стр.46№3.