Глобальные проблемы современности требуют переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.
Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем возрасте начать формирование экологической культуры.
В современной практике оптимизация педагогического воздействия, направленного на детей дошкольного возраста имеет важное значение для всестороннего развития личности дошкольника, а также для подготовки ребенка к обучению в школе.
В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы: практические, наглядные и словесные. Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагогов в целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по экологическому воспитанию в детском саду воспитатель может привлекать неисчерпаемый потенциал компьютерных прикладных программ.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в современной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах экологического образования и характере профессионального мышления специалистов.
Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания обучения и воспитания, а дополнительный набор возможностей развития ребенка. Педагогу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития.
Воспитательно-образовательная работа с дошкольниками предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).
Медиаобразовательные средства позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Занятия с использованием компьютера проводятся при обязательном соблюдении условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов: использование современных версий моделей ПК, работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы), проведение до начала занятия и после гимнастики для глаз. Помимо того, обязательным является включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Компьютерная программа - это полный, самодостаточный набор компьютерных инструкций, обеспечивающий выполнение конкретной задачи. Они бывают системные, инструментальные и прикладные. Педагогов-новаторов могут заинтересовать прикладные компьютерные программы.
Прикладная программа ориентирована на конкретное выполнение работ, необходимых пользователю. Среди программ этой группы: программы обработки текстовой, графической и числовой информации, коммуникационные пакеты, системы управления базами данных, обучающие программы, игры и т.д.
В процессе экологического образования в дошкольном учреждении приемлемо и рационально использование следующих компьютерных программ.
Программы общего назначения:
- текстовый редактор MS Word (например, печатание результатов проектно-исследовательской деятельности и др.);
- электронные таблицы MS Excel (например, визуализация достижений воспитанников и др.);
- коммуникационный пакет MS Internet Explorer (например, работа с родителями, детьми - использование электронной почты для домашних заданий, заочных виртуальных консультаций, участие воспитанников в тематических телекоммуникационных проектах, Интернет-конкурсах, олимпиадах и др.)
Популярные профессиональные программы:
- графический редактор Paint (например, уточнение, закрепление понятий о цвете, форме, величине природных объектов и др.);
- пакеты деловой графики MS PowerPoint, MS Publisher (совместная работа по подготовке детских презентаций, изготовление информационных буклетов, бюллетеней и др.);
- система управления базами данных MS Access (создание электронного каталога экологических игр, пособий и др.);
- программа для работы со звуком и видео Windows Media (запись и прослушивание детских рассказов, их анализ; просмотр тематического видео и др.).
Обучающие программы:
- словари, энциклопедии, атласы, справочники, компьютерные программы экологической направленности, например, "Четыре времени года", "Природа родного края" и др.
Обучающие игры: например, игра на развитие памяти и логики для детей дошкольного возраста "Пойди туда, не знаю куда:" и др.
Основными принципами при использовании прикладных компьютерных программ должны быть: системный и деятельностный подход к познавательному развитию дошкольника, игровая форма обучения, интерактивность, полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительное, что позволяет задействовать межанализаторные связи, оптимизировать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Таким образом, целесообразное и интегрированное использование компьютерных прикладных программ, наряду с традиционными методами системы педагогического воздействия, при работе с детьми дошкольного возраста, повышает их заинтересованность в занятиях по экологическому воспитанию, улучшает усвоение материала, увеличивает речевую активность, формирует и совершенствует межличностное общение, а кроме того дает возможность индивидуально подойти к каждому ребенку с учетом его потребностей, ориентируют на успех.