Оборудование:
- для презентации - компьютер, проектор, экран
- презентация
- учебник "Русский язык", автор Л. Я. Желтовская, 4 класс, часть 2.
Цели и задачи урока:
- Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи.
- Установление общих и разных форм частей речи.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Работать над развитием речи учащихся.
Ход урока
Оргмомент.
Постановка цели урока.
- Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем знания об изменении частей речи.
1 слайд
Основная часть.
1. Узнавание частей речи по вопросу.
- Как вы думаете, можно ли "узнать" часть речи по внешним признакам?
- Откройте учебник с. 99, упр. 241. Прочитайте.
Бармаглот
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкатали зелюки,
Как мюмзики в мове.
- Вы поняли, о чем речь в этом стихотворении?
- А можно ли определить, какой частью речи являются написанные слова?
- Как ? Давайте определим?
- Дома попробуйте "перевести" стихотворение со сказочного языка на русский или попробуйте составить свое четверостишье, используя такие же части речи.
2. Повторение об изменении частей речи. Составление таблицы.
2 слайд
- Какие значимые части речи встретились нам в стихотворении?
- Все ли изученные части речи изменяются по числам ? А по родам?
- Слова какой части речи можно изменить по временам? По лицам?
- Какие части речи изменяются по падежам?
- Слова каких частей речи можно отнести к склоняемым ? А к спрягаемым?
- Откройте учебник на с. 100, упр. 242. Доскажите предложения-
Просклонять слово - значит изменить его по : .
Проспрягать слово - значит изменить его по : .
3. Работа над развитием речи.
- Прочитайте загадку из упр. 243. О чем речь?
3 слайд
- Запишите загадку и отгадку, дополняя окончания частей речи.
- От чего зависит выбор формы зависимых слов в словосочетаниях и предложениях ?
- Проверка.
4 слайд
- Давайте вспомним цвета радуги, вспомнив фразу об охотнике.
("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан").
5 слайд
- Что вы можете сказать об этих словах? Что у них общего?
4. Психофизпауза.
- Закройте глаза, представьте самую красивую радугу или вспомните радугу, которую вы видели.
Попробуйте руками показать, какая огромная она была.
5. Составление предложений из слов, данных в упражнении.
- Люди всегда любовались радугой, наблюдали за ней и даже составили народные приметы, связанные с погодой.
А сейчас попробуйте и вы составить эти приметы, используя слова, упражнения 245.
1. Утренняя, дождливая, предвещает, погода, радуга.
2. Предвещает, погода, вечерняя, радуга, хорошая.
3. Высокая, к, радуга, крутая, ветер.
4. Радуга, пологая, и, дождь, к, низкая.
- Проверка по предложениям.
6 слайд
- Запишите народные приметы в тетрадь.
6. Работа над развитием речи. Слова-антонимы.
- Вспомните, какие слова мы называем антонимами?
(Слова, противоположные по смыслу).
- Найдите в предложениях слова-антонимы. Проверка.
7 слайд
- Укажите над антонимами род и падеж.
4. Подведение итогов урока и домашнее задание.
- Знания об изменении каких частей речи мы с вами сегодня систематизировали?
(Имя существительное, имя прилагательное и глагол; о значимых частях речи)
- Дома, на основе обобщенных знаний выполните упражнение 241.
8 слайд