Интегрированный урок (информатика + технология) на тему "Графика и бисер"

Разделы: Информатика, Технология


Цели урока и задачи урока:

  • Обучающая: закрепить пройденный ранее материал по теме "Графический редактор Paint", научить работать с бисером, закрепить практические навыки работы с применением нового материала
  • Развивающая: развитие внимания, мышления, памяти и творчества учащихся, интереса к предмету, формирование компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.
  • Воспитательная: воспитание коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу, бережного отношения к здоровью, привитие навыков самостоятельности в работе, усидчивости и аккуратности.

Оборудование и материалы:

  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Презентация <Приложение1>
  • Доска с наглядным материалом
  • Компьютеры (рабочие места для учащихся и учителя)
  • Модель бисера, бисер, стеклярус, рубка, проволока, образцы детских работ из бисера.
  • Карточки-задания для учащихся, каточки-инструкции, карточки-табло.

План урока:

1. Организационный момент

2. Вступление

3. Активизация знаний. Повторение пройденного материала

4. Презентация нового материала

5. Практическая работа

6. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент (отметить отсутствующих, проверить готовность учащихся, объявить тему урока)

2. Вступление

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня первый урок пройдет в кабинете информатики, а второй - в кабинете технологии. Давайте улыбнемся друг другу, скажем: "Я так рад тебя видеть!" и начнем урок.

3. Активизация знаний. Повторение пройденного материала

У вас на партах лежат карточки с табло. <Приложение2> Подпишите свои фамилии на карточках. На экране утверждения, с которым вы можете соглашаться или не соглашаться. Ключ к ответам вы увидите на экране. Если вы выбираете "нет", тогда необходимо закрасить клеточку под соответствующим этому слову номером, если выбираете "да", то под номером, соответствующим слову "да".

Приступим.

Оперативная память - устройство компьютера, предназначенное для обработки информации (Да - Б4, Нет - А2)

Монитор - устройство, предназначенное для вывода информации (Да- А4, Нет - А5)

Esc - специальная клавиша (Да- В2, Нет - В1)

Корзина - элемент рабочего стола (Да - Г4, Нет - В5)

Внешняя память - устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера (Да - Д2, Нет - Г3)

Принтер - устройство, предназначенное для ввода информации (Да - Д1, Нет - Д4)

Home - клавиша управления курсором (Да - Д3, Нет - Г5)

Графический редактор - это программа, позволяющая человеку создавать тексты (Да- Д5, Нет - А3)

Строка меню - элемент окна программы (Да - В3, Нет - А1)

Безопасное для глаз расстояние до экрана монитора - не менее 50 см. (Да - В4, Нет - Г5)

Выделенная область рисунка называется фрагментом (Нет - Г2, Нет - Б3)

Изображения, созданные с помощью компьютера, называются компьютерной графикой. (Да- Б2, Нет - Г1)

Ребята, в результате у вас должна была получиться буква, какая?

Если у вас получилась буква Б, то на карточках поставьте себе оценку "5", если не хватает 1-2 клеточек, тогда оценку "4", если не хватает более 3-х клеточек, то дома вам необходимо повторить материал.

Давайте посмотрим правильные ответы.

Оперативная память - устройство компьютера, предназначенное для обработки информации (Нет)

Монитор - устройство, предназначенное для вывода информации(Да)

Esc - специальная клавиша (Да)

Корзина - элемент рабочего стола (Да)

Внешняя память - устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера (Да)

Принтер - устройство, предназначенное для ввода информации (Нет)

Home - клавиша управления курсором (Да)

Графический редактор - это программа, позволяющая человеку создавать тексты (Нет)

Строка меню - элемент окна программы (Да)

Безопасное для глаз расстояние до экрана монитора - не менее 50 см (Да)

Выделенная область рисунка называется фрагментом (Да)

Изображения, созданные с помощью компьютера, называются компьютерной графикой (Да)

А ответ на следующий вопрос начинается на букву, которую вы получили.

Мелкие круглые или слегка сплюснутые бусинки с отверстием для нитки называются? (бисер)

Откройте тетради, запишите тему урока "Графика и бисер"

4. Презентация нового материала.

Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая и на конский волос или травинку.

В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: "Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло". Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в I в., то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

Название бисер возникло от арабского слова буера, бусер - фальшивый жемчуг. Бисер - это основной материал для изготовления различных игрушек, украшений, для ткачества и вышивки.

Бисер находят во всем мире и во всех культурах: Были времена, когда бисер использовали не только для изготовления украшений, но и как средства платежа. Украшения из бисера присутствуют в национальных костюмах многих народов. На Руси цветными стекляшками украшали не только одежду, но и лоб, шею, уши, волосы. Чем богаче, невеста, тем роскошней убор.

Большой вклад в развитие стеклоделия внес М.В.Ломоносов, он провел много опытов плавок стекла и получил большое количество различных оттенков.

В своем стихотворении о пользе стекла, Ломоносов писал:

Так в бисере стекло, подобно жемчугу
Любимо по всему земному ходит кругу,
Им красится народ в полуночных степях,
Им красится Арап на южных берегах.

В разных странах изделия из бисера называются по-разному: изделия снизанные из бисера в Индии называют хар, в Эфиопии -чале, в Литве - каролинес, в Узбекистане - зебигардан, в Белоруссии- пляценки и горлячки, в России - ожерелки, цепочки и "фенечки".

Словом, где их только не носят, как их только не называют, но везде они любимы и радуют глаз.

Физкультминутка <Приложение3>

5. Практическая работа.

Какие вы графические редакторы знаете? Перечислите основные инструменты графического редактора Paint? С помощью какого инструмента можно нарисовать бусинку? Какую клавишу нужно зажать, чтобы получилась правильная окружность, а не эллипс? С помощью какого инструмента скопировать фрагмент рисунка? Как выбрать цвет контура и цвет фона?

Аккуратно рассаживаемся за компьютеры. В графическом редакторе с помощью заполненных окружностей создадим рисунок, который затем воплотим в бисере.

6. Подведение итогов. Домашнее задание.

Анализ работ учащихся, выставление оценок по информатике.

Что нового мы сегодня узнали на уроке? Придумайте дома ещё рисунки, которые затем можно воплотить в бисере. Повторите основные инструменты графического редактора Paint и приемы работы в нём.

Литература.

  1. Рассказ Плиния - О попытке получения стекла по его "рецепту"
  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.- 5-е изд. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.