Цель урока: сформировать знания о классе паукообразные
Задачи урока:
- познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных;
- выявить черты усложнения организации в связи с выходом на сушу;
- рассмотреть многообразие представителей паукообразных;
- продолжить формирование умений составлять таблицы, решать проблемные вопросы, обобщать;
- раскрыть значение паукообразных в природе и роли в жизни человека.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Орг.момент (1 мин.)
II. Активизация познавательной деятельности (5 мин)
Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд. (инсценировка учащимися)
В те далекие времена в Лидии жила Арахна - дочка красильщика пурпуром Идма-на. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
(Арахна):
Эй, Паллада,...
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это - Арахна!
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
(Афина):
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
Наука о пауках называется - Арахнология!
А откуда произошло слово "паук"?
"Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки "па" от "онк", родственного греческому "онкос" - крючок, латинскому "анкус" - имеющий кривые руки, древнеиндийскому "акати" - сгибает.
III. Рассказ учителя с демонстрацией слайд-фильма (15 мин.)
Класс паукообразных объединяет более 36 тысяч видов довольно разнооб- разных по внешнему облику животных, обитающих исключительно (за редким исключением) на суше: в поле, лесу, саду, на огороде, в жилищах человека и т.д. Немало среди них и паразитических форм.
Характерной чертой паукообразных является отсутствие усиков и сложных глаз. Глаза простые и количество их может быть разное у разных видов паукообразных, например, у пауков их 4 пары, у скорпионов до 5 пар, некоторые паукообразные, например, клещи, вообще слепы.
На головных сегментах располагаются ротовые органы - видоизмененные членистые конечности. Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и получила названия хелицер (отсюда и названием подтипа Хелицеровые). Они состоят из 2-3 члеников и заканчиваются коготком, клешней или иголкой. При основании хелицер имеются ядовитые железы, и когда челюсти вонзаются в тело жертвы, яд через отверстие в коже попадает в ранку и убивает добычу.
Вторая пара конечностей помещается позади рта, ее называют ногощупальцами или педипальпами. Они состоят из нескольких члеников и могут иметь вид клешни или ходильных ног. Щупальца педипальп служат органами осязания, но иногда они участвуют в передвижении (сольпуги), или они хватательные с клешнями (скорпионы).
Брюшко у паукообразных не всегда сегментировано. Так, у пауков сегменты брюшка сливаются; у скорпионов брюшко четко сегментировано; у многих клещей все членики брюшка сливаются, а само оно срастается с головогрудью, образуя единое несегментированное тело.
Конечностей на брюшке у паукообразных нет, но у пауков некоторые из них видоизменились в паутинные бородавки.
Нервная система у представителей этого класса разнообразна, но общей чертой является высокое развитие надглоточного нервного узла, связанного с органами чувств. Головной мозг имеет более сложное строение, чем у ракообразных, брюшная нервная цепочка образована крупными нервными узлами.
Рассмотрим пищеварительную систему паукообразных.
Пишеварительная система начинается с расширения - глотки, сюда открывается пара небольших слюнных желез. Секрет вводится в тело жертвы и переваривает ее содержимое в жидкую кашицу, затем всасывается пауком. Такой тип пищеварения называется внеполостным.
В брюшке слепые выросты кишки хорошо развиты и образуют крупный железистый орган - печень. Клетки печени вырабатывают пищеварительные соки и участвуют в переваривании пищи. В кишечник арахнид в большинстве случаев попадает только жидкая пища, все крупные частички задерживаются фильтрами (волосками) предротовой полости и глотки. Будучи прожорливыми хищниками, арахниды способны принимать большое количество пищи и потом долго голодать. Питаются насекомыми.
Кровеносная система незамкнутая, представлена мешковидным сердцем и отходящими от него сосудами.
Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами
Предполагается, что первые членистоногие произошли от многощетинковых червей (водных жителей). Теперь давайте выясним, как усложнилась организация паукообразных в связи с выходом на сушу.
Дыхание атмосферным воздухом привело к образованию легких и особых воздухоносных трубочек -трахей.
Питание на суше привело к формированию пары слюнных желез для интенсивного расщепления белков и внеполостному (наружному) пищеварению.
Необходимость размножения на суше привела к появлению внутреннего оплодотворения, крупных, богатых желтком и защищенных коконом яиц. Эмбриональное развитие происходит в коконе, а постэмбриональное - прямое.
Но, несмотря на наземный образ жизни, на суше хелицеровые не вполне "в своей тарелке". Например, от высыхания они защищены куда хуже насекомых. Поэтому большинство из них обитает в районах с влажным климатом, В засушливых районах они живут в основном в почве или подстилке, где высокая влажность воздуха. Почти все хелицеровые ведут ночной образ жизни.
Слово учителя ("Систематическое положение класса Паукообразные")
Таковы характерные признаки представителей паукообразных. Но наряду с общими для всех признаками, животные - арахниды отличаются друг от друга по ряду признаков, которые лежат в основе деления их на группы. Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов, из которых рассмотрим 4 широко распространенных.
Систематическое положение паукообразных
Тип Подтип Класс |
Членистоногие Хелицеровые Паукообразные (35 000 видов) |
|||
Отрад | Сенокосцы (2500 видов) |
Скорпионы (600 видов) |
Клещи (10 000 видов) |
Пауки (21 000 видов) |
Как вы думаете, все ли пауки плетут паутину? Оказывается, нет! Есть такие пауки-волки, они паутину не плетут, а преследуют свою добычу и бросаются на нее из засады.
Выступление учащихся с подготовленными сообщениями. (12 мин.)
- Пауки (Жирякова Н.) (3 мин.)
- Скорпионы (Четвертных В.) (3 мин.)
- Сенокосцы (Пиотрковская О.) (3 мин.)
Постановка новой проблемы (слово учителя)
Среди паукообразных имеются животные, с которыми имеет дело и агроном, и врач, и ветеринар. Какие это паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?
Конечно, это клещи.
выступление с сообщением "Клещи" (Елкина К.) (3 мин.)
IV. Подведение итогов (7 мин.)
Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Распределите суждения по группам ("да", "нет")
(необходимо подготовить доску и магниты, учащиеся по очереди закрепляют на доске с помощью магнитов суждения)
Я вам раздам суждения, вы 15 секунд подумайте, а затем по моей команде прикрепите его в ту или другую колонку.
- Членистоногие - самый крупный по количеству видов тип животных.(да)
- К членистоногим относятся дождевые черви, нереиды, раки, пауки, насекомые.(нет)
- Тело членистоногих состоит из сегментов, каждый сегмент несет пару конечностей.(да)
- У членистоногих может быть от 3 пар ног до 10 и более (более 150 пар) ног.(да)
- Хитиновый покров тела членистоногих хорошо пропускает воздух, но не пропускает воду.(да)
- Кровеносная система у членистоногих замкнутая.(нет)
- Органы дыхания членистоногих- мальпигиевы сосуды.(нет)
- У скорпиона, как и у рака, пять пар ходильных ног. Передние ноги имеют клешни.(да)
- Все пауки дышат атмосферным воздухом.(да)
- Все клещи - паразиты животных и вредители растений.(да)
- Пауки - хищники.(да)
- Клещи имеют слитное тело: у них нельзя различить ни голову, ни головогрудь, ни брюшко.(да)
- Нервная система у пауков более развита, чем у раков. У них меньше узлов, но они крупные.(да)
- Для всех пауков характерно плетение ловчей сети.(нет)
- К хитиновому покрову изнутри прикрепляются мышцы.(да)
- Все членистоногие - раздельнополые животные.(да)
И в заключении хотелось бы подвести итог. По результатам урока можно сделать вывод, что вы усвоили тему, познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности, как усложнилась их организация в связи с выходом на сушу, познакомились с многообразием представителей, и узнали какое значение и какую роль играют паукообразные в природе и жизни человека.
Спасибо за урок, (оценки).