Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных

Разделы: Биология


Цель урока: сформировать знания о классе паукообразные

Задачи урока:

  • познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных;
  • выявить черты усложнения организации в связи с выходом на сушу;
  • рассмотреть многообразие представителей паукообразных;
  • продолжить формирование умений составлять таблицы, решать проблемные вопросы, обобщать;
  • раскрыть значение паукообразных в природе и роли в жизни человека.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Орг.момент (1 мин.)

II. Активизация познавательной деятельности (5 мин)

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд. (инсценировка учащимися)

В те далекие времена в Лидии жила Арахна - дочка красильщика пурпуром Идма-на. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

(Арахна):

Эй, Паллада,...
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это - Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

(Афина):

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.

Наука о пауках называется - Арахнология!

А откуда произошло слово "паук"?

"Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки "па" от "онк", родственного греческому "онкос" - крючок, латинскому "анкус" - имеющий кривые руки, древнеиндийскому "акати" - сгибает.

III. Рассказ учителя с демонстрацией слайд-фильма (15 мин.)

Класс паукообразных объединяет более 36 тысяч видов довольно разнооб- разных по внешнему облику животных, обитающих исключительно (за редким исключением) на суше: в поле, лесу, саду, на огороде, в жилищах человека и т.д. Немало среди них и паразитических форм.

Характерной чертой паукообразных является отсутствие усиков и сложных глаз. Глаза простые и количество их может быть разное у разных видов паукообразных, например, у пауков их 4 пары, у скорпионов до 5 пар, некоторые паукообразные, например, клещи, вообще слепы.

На головных сегментах располагаются ротовые органы - видоизмененные членистые конечности. Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и получила названия хелицер (отсюда и названием подтипа Хелицеровые). Они состоят из 2-3 члеников и заканчиваются коготком, клешней или иголкой. При основании хелицер имеются ядовитые железы, и когда челюсти вонзаются в тело жертвы, яд через отверстие в коже попадает в ранку и убивает добычу.

Вторая пара конечностей помещается позади рта, ее называют ногощупальцами или педипальпами. Они состоят из нескольких члеников и могут иметь вид клешни или ходильных ног. Щупальца педипальп служат органами осязания, но иногда они участвуют в передвижении (сольпуги), или они хватательные с клешнями (скорпионы).

Брюшко у паукообразных не всегда сегментировано. Так, у пауков сегменты брюшка сливаются; у скорпионов брюшко четко сегментировано; у многих клещей все членики брюшка сливаются, а само оно срастается с головогрудью, образуя единое несегментированное тело.

Конечностей на брюшке у паукообразных нет, но у пауков некоторые из них видоизменились в паутинные бородавки.

Нервная система у представителей этого класса разнообразна, но общей чертой является высокое развитие надглоточного нервного узла, связанного с органами чувств. Головной мозг имеет более сложное строение, чем у ракообразных, брюшная нервная цепочка образована крупными нервными узлами.

Рассмотрим пищеварительную систему паукообразных.

Пишеварительная система начинается с расширения - глотки, сюда открывается пара небольших слюнных желез. Секрет вводится в тело жертвы и переваривает ее содержимое в жидкую кашицу, затем всасывается пауком. Такой тип пищеварения называется внеполостным.

В брюшке слепые выросты кишки хорошо развиты и образуют крупный железистый орган - печень. Клетки печени вырабатывают пищеварительные соки и участвуют в переваривании пищи. В кишечник арахнид в большинстве случаев попадает только жидкая пища, все крупные частички задерживаются фильтрами (волосками) предротовой полости и глотки. Будучи прожорливыми хищниками, арахниды способны принимать большое количество пищи и потом долго голодать. Питаются насекомыми.

Кровеносная система незамкнутая, представлена мешковидным сердцем и отходящими от него сосудами.

Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами

Предполагается, что первые членистоногие произошли от многощетинковых червей (водных жителей). Теперь давайте выясним, как усложнилась организация паукообразных в связи с выходом на сушу.

Дыхание атмосферным воздухом привело к образованию легких и особых воздухоносных трубочек -трахей.

Питание на суше привело к формированию пары слюнных желез для интенсивного расщепления белков и внеполостному (наружному) пищеварению.

Необходимость размножения на суше привела к появлению внутреннего оплодотворения, крупных, богатых желтком и защищенных коконом яиц. Эмбриональное развитие происходит в коконе, а постэмбриональное - прямое.

Но, несмотря на наземный образ жизни, на суше хелицеровые не вполне "в своей тарелке". Например, от высыхания они защищены куда хуже насекомых. Поэтому большинство из них обитает в районах с влажным климатом, В засушливых районах они живут в основном в почве или подстилке, где высокая влажность воздуха. Почти все хелицеровые ведут ночной образ жизни.

Слово учителя ("Систематическое положение класса Паукообразные")

Таковы характерные признаки представителей паукообразных. Но наряду с общими для всех признаками, животные - арахниды отличаются друг от друга по ряду признаков, которые лежат в основе деления их на группы. Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов, из которых рассмотрим 4 широко распространенных.

Систематическое положение паукообразных

Тип

Подтип

Класс

  Членистоногие

Хелицеровые

Паукообразные (35 000 видов)

 
Отрад Сенокосцы

(2500 видов)

Скорпионы

(600 видов)

Клещи

(10 000 видов)

Пауки

(21 000 видов)

         

Как вы думаете, все ли пауки плетут паутину? Оказывается, нет! Есть такие пауки-волки, они паутину не плетут, а преследуют свою добычу и бросаются на нее из засады.

Выступление учащихся с подготовленными сообщениями. (12 мин.)

- Пауки (Жирякова Н.) (3 мин.)

- Скорпионы (Четвертных В.) (3 мин.)

- Сенокосцы (Пиотрковская О.) (3 мин.)

Постановка новой проблемы (слово учителя)

Среди паукообразных имеются животные, с которыми имеет дело и агроном, и врач, и ветеринар. Какие это паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?

Конечно, это клещи.

выступление с сообщением "Клещи" (Елкина К.) (3 мин.)

IV. Подведение итогов (7 мин.)

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Распределите суждения по группам ("да", "нет")

(необходимо подготовить доску и магниты, учащиеся по очереди закрепляют на доске с помощью магнитов суждения)

Я вам раздам суждения, вы 15 секунд подумайте, а затем по моей команде прикрепите его в ту или другую колонку.

  1. Членистоногие - самый крупный по количеству видов тип животных.(да)
  2. К членистоногим относятся дождевые черви, нереиды, раки, пауки, насекомые.(нет)
  3. Тело членистоногих состоит из сегментов, каждый сегмент несет пару конечностей.(да)
  4. У членистоногих может быть от 3 пар ног до 10 и более (более 150 пар) ног.(да)
  5. Хитиновый покров тела членистоногих хорошо пропускает воздух, но не пропускает воду.(да)
  6. Кровеносная система у членистоногих замкнутая.(нет)
  7. Органы дыхания членистоногих- мальпигиевы сосуды.(нет)
  8. У скорпиона, как и у рака, пять пар ходильных ног. Передние ноги имеют клешни.(да)
  9. Все пауки дышат атмосферным воздухом.(да)
  10. Все клещи - паразиты животных и вредители растений.(да)
  11. Пауки - хищники.(да)
  12. Клещи имеют слитное тело: у них нельзя различить ни голову, ни головогрудь, ни брюшко.(да)
  13. Нервная система у пауков более развита, чем у раков. У них меньше узлов, но они крупные.(да)
  14. Для всех пауков характерно плетение ловчей сети.(нет)
  15. К хитиновому покрову изнутри прикрепляются мышцы.(да)
  16. Все членистоногие - раздельнополые животные.(да)

И в заключении хотелось бы подвести итог. По результатам урока можно сделать вывод, что вы усвоили тему, познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности, как усложнилась их организация в связи с выходом на сушу, познакомились с многообразием представителей, и узнали какое значение и какую роль играют паукообразные в природе и жизни человека.

Спасибо за урок, (оценки).

Приложение.