Цели:
- познакомить учащихся с разнообразием транспорта;
- раскрыть предназначение видов транспорта;
- развивать умение выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам;
- систематизировать знания детей о видах транспорта;
- развивать стремление к познанию себя и окружающего мира - мира единства человека, природы и общества;
- развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование:
- компьютер с мультимедийной установкой;
- Приложение1 (презентация)
- иллюстрации с изображением сказочных героев: Баба - Яга, Леший, Водяной, Гном.
- Приложение2
- дорожные знаки;
- картинки с изображением различного вида транспорта;
- таблички с названиями видов транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный.
- учебник А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс, ч.1.
Ход урока
Организационный момент
Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка, я на вас!
Молодцы, все встали прямо.
Ах, какой хороший класс!
Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаю вам удачи
За работу, в добрый час!
Сообщение темы, целей урока.
- Ребята, а какое сейчас время года? (зима)
- Какой сейчас идет месяц? (декабрь)
- А какой нас всех ждет праздник в декабре? (Новый год)
- Вы любите Новый год?
- А за что вы любите этот праздник?
- Наверное, все мы ждем от Нового года чего-то необычного.
- А без чего не обходится Новый год? (без ёлки, без подарков)
- А без кого? (без Деда Мороза и Снегурочки)
- Ребята, а кто знает, где живет Дед Мороз? (г.Великий Устюг) Слайд
- Дед Мороз живет в 15 км от г.Великий Устюг, в Вологодской области. В сосновом бору стоит его терем. Слайд
- 18 ноября у Деда Мороза - день рождения, и с 20 ноября начинается Новогоднее путешествие Деда Мороза по городам России.
- Ребята, а вы уже заказали подарки Деду Морозу?
- Молодцы!
- Дед Мороз приглашает нас с собой в путешествие в Чукотский город. Слайд. Дело в том, что Новый год на Чукотке наступает раньше всех. У нас Новый год когда наступает? (31 декабря в 24 часа), а у них в 12 часов дня. Раньше на сколько часов? (на 12 часов). Поэтому Дед Мороз и спешит к ребятам с подарками. Слайд
- Кто знает, а каким видом транспорта пользуется Дед Мороз? (Сани с тройкой лошадей) Слайд
- Это было раньше, когда зима наступала в России равномерно. Сейчас где-то снег, где-то оттепель и дождь. Поэтому Дед Мороз пользуется различными видами транспорта. А какими видами транспорта, мы узнаем сегодня. И попробуем ответить на вопрос: для чего нам нужен транспорт. Итак, тема урока: Какой бывает транспорт?
- Вместе с нами отправятся в путешествие сказочные герои: кто они? (на доске: Баба-Яга, Леший, Водяной и Гном). А почему именно эти герои, вы мне ответите в течение урока.
Работа по теме урока:
- Наше путешествие начинается! Слайд
- Дед Мороз должен проверить, надежные ли мы. Итак, вопрос от Деда Мороза.
- Как зовут Деда Мороза в других странах? (в США - Санта-Клаус, Зюзя - в Белоруссии).
- Молодцы, справились с заданием, и мы начинаем наш путь.
- Мы садимся в поезд "Великий Устюг-Москва" и едем в Москву поздравить президента России. Кто он? (Дмитрий Анатольевич Медведев) Слайд
- Ребята, поднимите руки, кто ездил на поезде?
- Когда едешь долго куда-то, то бывает скучно. Чем можно заняться, чтобы время быстро прошло? (почитать, отгадывать кроссворды и т.д.)
- А мы будем отвечать на вопросы на смекалку, связанные с нашим уроком.
1. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна).
- Почему?
2. Какое колесо у автомобиля не крутится во время езды? (запасное)
- О чем были вопросы? (о транспорте)
- Вы легко с ними справились!
- Ребята, если поезд передвигается по земле, то, как будет называться этот вид транспорта? (наземный).
- Назовите профессии людей, работающих в поезде (машинист, проводник).
- Мы прибыли в Москву! Отсюда нам надо двигаться дальше, но на поезде - это долго. На чем быстрее можно добраться? (на самолете).
- А как называется место, откуда взлетают самолеты? (аэродром).
- А на чем до аэродрома мы можем добраться? (на машине)
- Аэродром находится у леса. А с кем из сказочных героев мы поедем на аэродром? (Леший)
- А почему?
- Леший - хозяин леса. Он знает каждую травинку, всех зверей и птиц!
- Но он забыл ПДД! Двигаясь на автомобиле, он подвергает опасности и себя, и окружающих!
- Поможем Лешему? (Да)
- На какой сигнал светофора можно переходить через дорогу? (зеленый).
- Как правильно переходить через дорогу?
- Что должны сделать водители у пешеходного перехода?
- Как водитель узнает, что скоро "зебра"?
- Среди дорожных знаков найдите этот знак (на доске знаки)
- Молодцы!
- Расскажите, что обозначают остальные знаки.
- К какому виду транспорта относится легковой автомобиль? (к наземному)
- Почему так называется?
- Приведите примеры машин наземного транспорта.
- Для чего нам нужен этот вид транспорта?
- Почему он важный для нас?
- Молодцы!
- Ехали, ехали: и приехали: попали в автомобильную пробку или затор. Что это такое?
- Почему образуется пробка?
- На чем можно выбраться из пробки?
Кто из сказочных героев поможет Лешему? (Гном)
- Почему? (Гном живет под землей)
- Каким видом транспорта воспользуется Гном? (метро)
- Где находится метро? (под землей)
- Как называется такой вид транспорта? (подземный)
- Для чего нам нужен этот вид транспорта?
- Этот вид транспорта важный для нас?
- Почему?
- Ребята, а кто ездил на метро, поднимите руки.
- Какие правила безопасности нужно соблюдать в метро?
- Наконец-то, мы добрались до аэродрома.
- Как вы думаете, а с кем из сказочных героев можно отправиться в полет? (с Бабой-Ягой).
- А почему именно с ней?
- А на чем еще раньше летали, вы узнаете из учебника, прочитав стр.117.
- Ребята, прочитайте текст "Как человек научился летать" и ответьте мне на вопрос: на чем раньше летали люди?
- Прочитайте словами текста.
- Молодцы!
- А сейчас каким видом транспорта воспользовалась бы Баба-Яга? (самолетом)
- Но, чтобы мы полетели, мы должны ответить на вопрос: без кого не полетит самолет?
- Что, помимо пассажиров, можно перемещать самолетом? (грузы)
- А какой еще летательный аппарат вы знаете? (вертолет)
- Чем похожи самолет и вертолет?
- Чем отличаются?
- А для чего нужен вертолет?
- К какому виду транспорта относится самолет, вертолет? (воздушный)
- Почему?
- А какие еще летательные аппараты вы знаете? (ракеты)
- А зачем нужна ракета? (для исследования космоса)
- Кто впервые полетел в космос? (Ю.А.Гагарин)
- Когда? (12 апреля 1961 г.)
- Для чего нужен воздушный вид транспорта?
- Почему он важный для нас?
- Мы вынуждены совершить посадку из-за нехватки топлива у моря.
- Я предлагаю отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
- Кого можно увидеть в море?
- Я предлагаю поиграть в игру "Море волнуется раз:"
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри.
- Кто из сказочных героев будет нас дальше сопровождать? (Водяной) <Рисунок 4>
- Почему?
- А если Водяной поплывет под водой, то он воспользуется каким видом транспорта? (подводной лодкой)
- А по воде? (корабль, лодка, пароход и т.д)
- Итак, дальше мы отправляемся на пароходе.
- А к какому виду транспорта мы отнесем все, что вы назвали? (к водному)
- Почему?
- Ребята, а для чего используют водный вид транспорта?
- Люди каких профессий работают на этих судах?
- Ребята, а кто такой кок? (повар)
- Итак, мы доставили подарки детям. Они говорят нам: Большое спасибо! Слайд
- Мы говорим большое спасибо сказочным героям, которые нам помогали в путешествии.
- Какой бывает транспорт?
- наземный - почему так называют - примеры;
- подземный - почему так называют - примеры
- воздушный - почему так называют - примеры
- водный - почему так называют - примеры.
- А можно ли выбрать из этих видов самый важный?
- Почему?
- Ребята, можно продолжить схему транспорта по его назначению.
- Попробуем вместе составить эту схему.
- Почти все виды транспорта перевозят кого? (людей, пассажиров)
- Как будет называться такой вид транспорта? (Пассажирский)
- Почему?
- Какие машины перевозят пассажиров? (такси, самолет, поезд, электричка, метро и т.д.)
- Для чего нужен пассажирский вид транспорта?
- Как вы думаете, важный ли этот вид транспорта?
- Как будет называться вид транспорта для перевозки грузов? (грузовой)
- Приведите примеры.
- Для чего нам нужен этот вид транспорта?
- Этот вид транспорта важный для нас?
- Почему?
- Ребята, а еще есть специальный вид транспорта.
- А какие машины относятся к этому виду, вы узнаете, отгадав загадки:
1. Полыхает дом. Кошмар!
Укротит она пожар (пожарная машина)
- По какому телефону следует вызывать пожарную машину?
2. Замигает синим глазом
И в погоню рвется сразу (милиция)
- По какому номеру телефона нужно вызывать милицию?
3. Вот с крестом машина мчится,
Обгоняя всех, в больницу (скорая помощь)
- По какому телефону следует вызывать скорую помощь?
- Почему этот вид транспорта назвали специальным?
- Для чего нужен этот вид транспорта?
- Этот вид транспорта важный для нас?
- Почему?
Закрепление изученного материала
- Ребята, на уроке мы распределили весь транспорт по группам. А как вы думаете, какой вид транспорта самый важный?
- Любой транспорт важный. Нельзя сказать, что какой-то самый главный, а какой-то нет. Все выполняют свою работу, и она важная.
Проверка полученный знаний.
- Теперь внимание на экран. Слайд. Даны виды транспорта. Назовите их. Все машины надо распределить по группам. Если правильно называете, то машина перемещается в нужный столбец.
- Молодцы! Справились с заданием!
- Далее самостоятельная работа.
- На листочке прочитайте задание про себя
- Вслух.
Проверка. Оценки.
Итог урока.
- Ребята, для чего нужен транспорт?
Домашнее задание.
- На какие еще две группы можно разделить весь транспорт? А поможет вам в этом ваш учебник на с.114-117.
- Спасибо за урок! Слайд