Цель и задачи:
- Учить считать до 5, сравнивать предметы, уравнивать не равные группы.
- Закреплять представления о геометрических фигурах, умения называть и различать круг, треугольник.
- Совершенствовать умение определить направление от себя, направо, налево; сочетать числительное с существительным.
- Воспитывать интерес к занятию, умение слушать и слышать.
Возраст: для детей средней группы.
Демонстрационный материал: фигурки: мама-курица, пять цыпленка, мама-утка, пятеро утят, 5 мячей, 5 кубиков, макет пруда, луга, картинка цыпленка из геометрических фигур.
Раздаточный материал: на каждого ребенка по 4 мяча, 4 кубика, 2 тарелочки, карточка с полосками, набор геометрических фигур.
Подготовка к занятию: проследить, чтобы в группе было чисто, проветрить комнату. Приготовить все необходимое к занятию: фланелеграф, магнитная доска. Расставить столы и стульчики.
Ход занятия
- Дети, вы знаете, кто живет на птичьем дворе? (Ответы детей)
- Да, гуси, утки, куры, индюки. Сегодня мы с вами пойдем в гости на птичий двор к утятам и
цыплятам. На птичьем дворе жили по соседству мама-курица с цыплятами и мама-утка с утятами.
Мама-курица важно шла по двору и вела своих цыплят.
Давайте мы их посчитаем! (Ответы детей)
Сколько цыплят вела мама-курица? (Ответы детей)
Правильно. Четыре. Она шла неторопливо, потому что цыплята то и дело находили еду и останавливались, чтобы клюнуть червячка или семечко. А на встречу ей быстро шла мама-утка и утята также быстро бежали за ней. Они не останавливались и не обращали внимание на червяков.
Посмотрите и скажите сколько шло утят за мамой-уткой (Ответы детей)
А как вы узнали, что их 4? (Ответы детей)
Посчитали?
Давайте вместе посчитаем?
Считаем.
Один утенок, два утенка, три утенка, четыре утенка.
- Ребята, что можно сказать о количестве утят и цыплят? (Ответы детей)
Правильно их поровну.
- По сколько? (Ответы детей)
Правильно по четыре. Когда мама-утка и мама-курица со своими детками повстречались, они удивленно посмотрели друг на друга. Мама-утка посмотрела на своих утят и громко крикнула: “Кря-кря” тут же из-за забора, неторопливо вышел утенок.
- Сколько вышло утят? (Ответы детей:1).
- Сколько стало утят? (Ответы детей: 3).
- Почему их стало пять? (Ответы детей).
Правильно потому что пришел еще один утенок.
- Кого стало больше, утят или цыплят? (Ответы детей: утят).
- А кого меньше? (Ответы детей: цыплят).
- Вывод: значит 5 больше 4 на 1, а 4 меньше 5 на 1.
Мама-утка с цыплятами прошла мимо мамы курицы и с веселым писком прыгнула в воду.
- - Сколько утят прыгнуло в воду? (Ответы детей: 5).
- - Услышав веселый писк, из травы выскочил еще один цыпленок. Сколько стало цыплят? (Ответы детей: 5).
- - Почему? (Ответы детей).
- Правильно потому что прибежал еще один цыпленок.
- Сколько стало цыплят и утят? (Ответы детей: поровну по пять).
- Заглянули цыплята за забор. Клювик открыли от удивления. Что они увидели ? (Ответы дете: цветы, пруд).
- Дети расскажите мне, пожалуйста, что расположено дальше, что ближе к цыплятам. (Ответы детей: поляна, цветы, расположены ближе, чем пруд.)
Долго ли идти до пруда цыплятам? (Ответы детей: да)
Почему? (Ответы детей: потому что он расположен далеко.)
- Плавают утята в пруду, радуются, пищат от удовольствия. Ребята пока утята плавают в пруду, а цыплята резвятся на лугу. Давайте и мы с вами отдохнем.
(Проводится физ. минутка.)
- Пять цыплят,
Пять утят
Вышли к пруду погулять.
Сосчитаем мы их ребята.
Раз, два, три, четыре, пять!
И поплыли пять утят.
Их нам с вами не догнать.
Лишь остались пять цыплят
На лужайке загорать.
Возвратились пять утят
Стали дети их считать.
Пять утят и пять цыплят.
- Вышли утята на травку погулять, и нашли в траве мячи. Но как играть с ними они не знают? Ребята, давайте подскажем утятам. (Ответы детей: мячи можно катать.)
Почему мячи можно катать? (Ответы детей: потому что они круглые.)
Правильно, потому что они круглые без углов. А как вы думаете, хватит ли мячей всем утятам? (Ответы детей: нет.)
- Почему? (Ответы детей: потому что их 4.)
А как вы узнали, что их 4? (Ответы детей: посчитали).
А, что нужно сделать, чтобы мячей хватило всем утятам? (Ответы детей: добавить еще 1 мяч.)
Правильно! А сколько стало утят и мячей? (Ответы детей: поровну.)
Правильно, молодцы. А сейчас выполним задание: пока утята играют с мячами на верхнюю полоску своих карточек положите столько мячей, сколько утят?
Ребята, сколько вы положили мячей? (Ответы детей: 5)
Почему 5? (Ответы детей: потому что 5 утят.)
Молодцы. Вскоре и цыплята нашли себе игрушки – кубики. Решили они поиграть с кубиками так же, как утята с мячами, но тут же запищали: “А у нас ничего не получается”
Как вы думаете, ребята, почему цыплята не могут катать куб? (Ответы детей: потому что у него есть углы.)
Ребята, давайте подскажем цыплятам, а как можно играть с кубами? (Ответы детей: можно строить дома, гаражи, мосты и т.д.)
Молодцы. А сколько кубов нужно цыплятам чтобы у каждого было по одному? (Ответы детей: 5).
А почему 5? (Ответы детей: потому что 5 цыплят.)
Задание: положите на нижнюю полоску своих карточек столько кубов сколько цыплят.
Сколько кубов положили (Ответы детей: 5)
Почему пять? (Ответы детей: потому что 5 цыплят.)
- Ребята, пока мы с вами считали, мама-утка и мама-курица увели своих деток, но они забыли убрать за собой игрушки. Давайте уберем их. Кубы мы сложим в тарелочку слева от себя. Где левая сторона? Чтобы ответить поднимем левую руку. (Ответы детей)
- Молодцы, правильно.
А мячи сложим в тарелку с правой стороны. Где у нас правая сторона? Поднимем правую руку. (Ответы детей)
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Ребята, давайте уберем все на край стола. И внимательно посмотрим на доску. Скажите, кто нарисован на рисунке. (Ответы детей: цыпленок.)
Правильно. Но посмотрите цыпленок у нас не простой. Он из геометрических фигур. Давайте мы внимательно с вами посмотрим и скажем из каких геометрических фигур он состоит. (Ответы детей: из больших, маленьких, средних кругов; треугольников: 2 больших и 1 маленького)
- Скажите мне ребята, из какой геометрической фигуры состоит туловище (ответы детей: большой круг), голова (ответы детей: маленький круг), глаза (ответы детей: маленький круг), клюв (ответы детей: маленький треугольник), крылья (ответы детей: два треугольника).
- Молодцы ребята. А теперь каждый из вас составит такого же цыпленка из геометрических фигур. Возьмите конверты с геометрическими фигурками и составьте такого же цыпленка. (Закрепить знание детей, опросив 3-4 ребёнка, из каких фигур состоит: голова, туловище, клюв, крыло, хвост.)
Подведение итога занятия.
- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. А теперь давайте вспомним и скажем, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей)
- На этом наше занятие закончено. Дежурные убирают со столов.