Цели: развивать представление учащихся об алгоритмах; выработать навыки разработки алгоритмов; показать значимость алгоритмов в жизни; закреплять умения решать задачи, примеры на порядок действия; воспитывать толерантность к товарищам.
Ход урока
Организационный момент.
Я подарю тебе урок – полет,
Урок – открытия и бездну откровений!
Куда летит наш школьный самолет?
К мирам, сияющим по нашему велению.Я озарю тебя восторгом встреч
С миллионом самых маленьких открытий,
Я сброшу тяжесть с детских твоих плеч,
И вознесемся мы над чередой событий.
II. Постановка цели урока.
- Ребята, сегодня нас ожидает необычный урок, урок-полет.
Выполните алгоритм и узнайте, на чем мы отправимся в полет?
Выполнение текстового алгоритма по клеткам. В результате у ребят получается рисунок самолета.
(Мы полетим на самолете)
- Какой алгоритм выполняли? (линейный)
- Почему этот алгоритм линейный? (все шаги выполняются последовательно один за другим)
- Каким способом был представлен алгоритм построения самолета? (текстовой)
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Каким способом задан алгоритм? (блок-схемой)
- Какой это алгоритм? (с ветвлением)
- Пользуясь алгоритмом, заданным блок-схемой, восстановите фразу и узнайте, с какой целью мы отправляемся в полет?
а | 1700 | 80200 | 7000 | 5600 | 36100 | 48000 | 500 | 58900 | 24000 |
х | |||||||||
о | т | ы | г | и | л | р | м | а |
40 | 280 | 256 | 217 | 205 | 161 | 602 | 389 | 270 |
Как используют в реальной жизни?
а | л | г | о | р | и | т | м | ы |
Тема урока.
Ролевая игра “Самолет”
- Именно в полете, мы постараемся ответить на проблемный вопрос.
Небесный лайнер подан, необходимо каждому занять свое место.
- Нам нужен пилот – это смелый и решительный человек, умеющий принимать решения самостоятельно.
Стюардесса, которая будет следить за тем, чтобы в полете всем пассажирам было комфортно.
И, конечно же, пассажиры, которые у нас необычные, они летят на научную конференцию в г. Мечтагорск.
Это и архитекторы, и экологи, и филологи, и писатели. За время полета вам необходимо подготовить доклады. У каждого есть персональный компьютер, выход в Интернет и быстрый доступ к любому источнику информации.
Распределение ролей.
- Занимайте свои места.
- На старте самолет испытывает перегрузки. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь!
Мозговой штурм.
- Закончите предложение одним словом:
1. Для ввода информации в компьютер нужна … (клавиатура)
2. Во время работы на компьютере все действия отображаются на …(мониторе).
3. “Мозгом” компьютера называют …(процессор).
4. Данные в компьютере закодированы в виде …(0 и 1).
5. Информация хранится во… (внутренней и внешней памяти).
- Молодцы, вы справились с перегрузками.
- Командир, как продвигается полет?
Пилот:
- Полет проходит спокойно, мы набрали нужную высоту, при этом потеряли 10% топлива. Сколько тонн топлива потеряли, если было заправлено 10 тонн?
- Уважаемые пассажиры, с земли передали темы ваших докладов. Получите и подготовьтесь к выступлениям. Время на подготовку – 10 мин.
Составление алгоритмов учащимися (на компьютере)
- Архитекторы – алгоритм строительства дома. Способ представления: текстовый.
- Экологи – посадка деревьев. Способ представления: графический.
- Филологи – алгоритм определения спряжения глаголов.
- Способ представления: блок-схема.
- Писатели – алгоритм поиска Золушки.
Защита докладов.
1. Архитекторы
Для построения всех домов необходимо:
Заполнить фундамент.
Построить стены с окнами и дверями.
Сделать крышу.
- Молодцы, посмотрите на экран. В новом районе города строили дома. Выявите закономерность и скажите, какой дом пропущен? (упражнение на развитие логического мышления)
Решение задачи.
- В городе планируется построить 742 дома. Из них 2/7 части займут детские учреждения, а остальные – жилые дома. Сколько жилых домов планируется построить?
Всего – 742 д.
Детские учреждения – 2/7 части от всего
Жилые дома - ?
742:7*2 = 106*2=272 (д.)
2) 742 -212=530 (д.)
Ответ: 530 домов.
2. Экологи “Посадить растения” (рисуют)
- выкопать яму
- опустить в ямку корень растения
- засыпать ямку землей
- полить водой
- С земли нам прислали расчет по разбивке парка.
Составьте программу действий и вычисления.
(736*100+40):7+(100520-470*50):10=18222
- Какие алгоритмы нам были представлены? (линейные).
- Почему они называются линейными?
Физкультминутка.
- Как проходит полет?
Пилот. Полет проходит нормально, мы пролетели половину пути, идем по графику.
Решение задачи.
Скорость нашего самолета 700 км/ч. Все необходимое расстояние мы прилетим за 5 часов. С какой скоростью будет лететь другой самолет, если известно, что в воздухе он будет находиться 7 часов?
1) 700*5=3500(км)
2) 3500:7=500(км/ч)
3. Филологи “Определить спряжение глаголов”
- Мы внимательно слушали коллег-ученых. Хотим обратить внимание на нашу область науки. Мы представили вам алгоритмы, где наглядно видно, что любое правило в русском языке поддается алгоритмизации.
- Какой алгоритм был представлен?
4. Стюардесса “Приготовление бутербродов”
- Вы много работали, необходимо сделать перерыв и перекусить.
Я приготовила вам бутерброды. Приятного всем аппетита! (алгоритм приготовления бутерброда)
5. Писатели.
- В литературе, как и в жизни, представлены разные алгоритмы. Помните, Иван-Царевич стоял пред выбором: “Направо пойдешь - голову сложишь, налево – коня потеряешь” - это алгоритм с ветвлениями, но мы хотим представить циклический алгоритм.
Алгоритм “Поиск Золушки”
6. Пилот – командир.
- Во время полета я тоже решал алгоритм, у меня была карта полета. Я должен был вас доставить в г. Мечтагорск. Я составил алгоритм движения.
- Все молодцы. Как видите в жизни часто приходиться сталкиваться с алгоритмами, с ситуацией выбора.
Так, например, если на улице идет дождь, то надеть сапоги или туфли? И т.д.
(алгоритм, подготовленный учителем).
- Скажите, можно ли обойтись без алгоритмов в реальной жизни? (нет)
III. Итог урока.
- Внимание, самолет идет на посадку. Пристегните ремни. Посадка будет мягкой, не волнуйтесь.
- Какие виды алгоритмов знаете? (линейные, с ветвлением, циклические).
- Какие формы записи используют? (текстовые, графические, блок-схемы).
- Можно ли один и тот же алгоритм представить с разными формами записи? (да)
- Наш самолет стоит в аэропорту, полет завершен.
- Все молодцы. Вы сегодня много и хорошо поработали. Вы можете получить багаж - свои знания. Я смело могу каждому из вас поставить оценку “5”.
Оцените сами наш урок.
- Если он вам понравился, у вас все получилось, у вас хорошее настроение
- Если возникли проблемы, осталось что-то непонятно, у вас были затруднения
- Если вам на уроке было некомфортно, вы ничего не поняли, вам не понравился урок и у вас плохое настроение.
Прикрепите ваших человечков.
Спасибо всем за урок!