Ролевая игра "Самолет". Интегрированный урок (информатика + математика) в 4-м классе

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели: развивать представление учащихся об алгоритмах; выработать навыки разработки алгоритмов; показать значимость алгоритмов в жизни; закреплять умения решать задачи, примеры на порядок действия; воспитывать толерантность к товарищам.

Ход урока

Организационный момент.

Я подарю тебе урок – полет,
Урок – открытия и бездну откровений!
Куда летит наш школьный самолет?
К мирам, сияющим по нашему велению.

Я озарю тебя восторгом встреч
С миллионом самых маленьких открытий,
Я сброшу тяжесть с детских твоих плеч,
И вознесемся мы над чередой событий.

II. Постановка цели урока.

- Ребята, сегодня нас ожидает необычный урок, урок-полет.

Выполните алгоритм и узнайте, на чем мы отправимся в полет?

Выполнение текстового алгоритма по клеткам. В результате у ребят получается рисунок самолета.

(Мы полетим на самолете)

- Какой алгоритм выполняли? (линейный)

- Почему этот алгоритм линейный? (все шаги выполняются последовательно один за другим)

- Каким способом был представлен алгоритм построения самолета? (текстовой)

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Каким способом задан алгоритм? (блок-схемой)

- Какой это алгоритм? (с ветвлением)

- Пользуясь алгоритмом, заданным блок-схемой, восстановите фразу и узнайте, с какой целью мы отправляемся в полет?

i

а 1700 80200 7000 5600 36100 48000 500 58900 24000
х                  
  о т ы г и л р м а

 

40 280 256 217 205 161 602 389 270
                 

Как используют в реальной жизни?

а л г о р и т м ы

Тема урока.

Ролевая игра “Самолет”

- Именно в полете, мы постараемся ответить на проблемный вопрос.

Небесный лайнер подан, необходимо каждому занять свое место.

- Нам нужен пилот – это смелый и решительный человек, умеющий принимать решения самостоятельно.

Стюардесса, которая будет следить за тем, чтобы в полете всем пассажирам было комфортно.

И, конечно же, пассажиры, которые у нас необычные, они летят на научную конференцию в г. Мечтагорск.

Это и архитекторы, и экологи, и филологи, и писатели. За время полета вам необходимо подготовить доклады. У каждого есть персональный компьютер, выход в Интернет и быстрый доступ к любому источнику информации.

Распределение ролей.

- Занимайте свои места.

- На старте самолет испытывает перегрузки. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь!

Мозговой штурм.

- Закончите предложение одним словом:

1. Для ввода информации в компьютер нужна … (клавиатура)

2. Во время работы на компьютере все действия отображаются на …(мониторе).

3. “Мозгом” компьютера называют …(процессор).

4. Данные в компьютере закодированы в виде …(0 и 1).

5. Информация хранится во… (внутренней и внешней памяти).

- Молодцы, вы справились с перегрузками.

- Командир, как продвигается полет?

Пилот:

- Полет проходит спокойно, мы набрали нужную высоту, при этом потеряли 10% топлива. Сколько тонн топлива потеряли, если было заправлено 10 тонн?

- Уважаемые пассажиры, с земли передали темы ваших докладов. Получите и подготовьтесь к выступлениям. Время на подготовку – 10 мин.

Составление алгоритмов учащимися (на компьютере)

  • Архитекторы – алгоритм строительства дома. Способ представления: текстовый.
  • Экологи – посадка деревьев. Способ представления: графический.
  • Филологи – алгоритм определения спряжения глаголов.
  • Способ представления: блок-схема.
  • Писатели – алгоритм поиска Золушки.

Защита докладов.

1. Архитекторы

Для построения всех домов необходимо:

Заполнить фундамент.

Построить стены с окнами и дверями.

Сделать крышу.

- Молодцы, посмотрите на экран. В новом районе города строили дома. Выявите закономерность и скажите, какой дом пропущен? (упражнение на развитие логического мышления)

Решение задачи.

- В городе планируется построить 742 дома. Из них 2/7 части займут детские учреждения, а остальные – жилые дома. Сколько жилых домов планируется построить?

Всего – 742 д.

Детские учреждения – 2/7 части от всего

Жилые дома - ?

742:7*2 = 106*2=272 (д.)

2) 742 -212=530 (д.)

Ответ: 530 домов.

2. Экологи “Посадить растения” (рисуют)

- выкопать яму

- опустить в ямку корень растения

- засыпать ямку землей

- полить водой

- С земли нам прислали расчет по разбивке парка.

Составьте программу действий и вычисления.

(736*100+40):7+(100520-470*50):10=18222

- Какие алгоритмы нам были представлены? (линейные).

- Почему они называются линейными?

Физкультминутка.

- Как проходит полет?

Пилот. Полет проходит нормально, мы пролетели половину пути, идем по графику.

Решение задачи.

Скорость нашего самолета 700 км/ч. Все необходимое расстояние мы прилетим за 5 часов. С какой скоростью будет лететь другой самолет, если известно, что в воздухе он будет находиться 7 часов?

1) 700*5=3500(км)

2) 3500:7=500(км/ч)

3. Филологи “Определить спряжение глаголов”

- Мы внимательно слушали коллег-ученых. Хотим обратить внимание на нашу область науки. Мы представили вам алгоритмы, где наглядно видно, что любое правило в русском языке поддается алгоритмизации.

- Какой алгоритм был представлен?

4. Стюардесса “Приготовление бутербродов”

- Вы много работали, необходимо сделать перерыв и перекусить.

Я приготовила вам бутерброды. Приятного всем аппетита! (алгоритм приготовления бутерброда)

5. Писатели.

- В литературе, как и в жизни, представлены разные алгоритмы. Помните, Иван-Царевич стоял пред выбором: “Направо пойдешь - голову сложишь, налево – коня потеряешь” - это алгоритм с ветвлениями, но мы хотим представить циклический алгоритм.

Алгоритм “Поиск Золушки”

6. Пилот – командир.

- Во время полета я тоже решал алгоритм, у меня была карта полета. Я должен был вас доставить в г. Мечтагорск. Я составил алгоритм движения.

- Все молодцы. Как видите в жизни часто приходиться сталкиваться с алгоритмами, с ситуацией выбора.

Так, например, если на улице идет дождь, то надеть сапоги или туфли? И т.д.

(алгоритм, подготовленный учителем).

- Скажите, можно ли обойтись без алгоритмов в реальной жизни? (нет)

III. Итог урока.

- Внимание, самолет идет на посадку. Пристегните ремни. Посадка будет мягкой, не волнуйтесь.

- Какие виды алгоритмов знаете? (линейные, с ветвлением, циклические).

- Какие формы записи используют? (текстовые, графические, блок-схемы).

- Можно ли один и тот же алгоритм представить с разными формами записи? (да)

- Наш самолет стоит в аэропорту, полет завершен.

- Все молодцы. Вы сегодня много и хорошо поработали. Вы можете получить багаж - свои знания. Я смело могу каждому из вас поставить оценку “5”.

Оцените сами наш урок.

  • Если он вам понравился, у вас все получилось, у вас хорошее настроение
  • Если возникли проблемы, осталось что-то непонятно, у вас были затруднения
  • Если вам на уроке было некомфортно, вы ничего не поняли, вам не понравился урок и у вас плохое настроение.

Прикрепите ваших человечков.

Спасибо всем за урок!