Проблема и актуальность.
В 2005 году Правительство России утвердило программу “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы”.
В этой программе патриотизм, являющийся одним из качеств гражданского самосознания личности, назван “стержневой духовной составляющей России”. Основной целью программы заявлено совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В рамках данной программы предлагается активнее привлекать к патриотическому воспитанию образовательные учреждения.
При реализации программы по патриотическому воспитанию образовательные учреждения участвуют в основном в военно-патриотических мероприятиях. Однако без любви и уважения к своей Родине (в том числе малой родине) невозможно воспитать истинного патриота.
Красноярск – крупнейший промышленный и культурный центр Восточной Сибири, столица Красноярского края, второго по площади субъекта России. Он находится в самом центре России на междуречье небольшой речки Качи и великого Енисея. Заложенный в 1628 году казаками под началом воеводы Андрея Дубенского острог первоначально называли “Красный яр”.
Город отличают уникальные ландшафты, горные пейзажи, могучий сибирский лес и знаменитый заповедник “Столбы”. Это творение природы представляет собой экзотические скальные возвышения среди тайги в Восточных Саянах.
У Красноярска свое дыхание, свой голос, свои ритмы. Они привлекают, очаровывают, заставляют расточать этому городу неумеренные комплименты. Не только жители, но и гости нашего города отмечают особенность этой точки мирового пространства – удивительное созвучие города с окружающими горами и могучей рекой. Кажется, что город сам вырос на плодородной енисейской почве, как сильное цветущее дерево.
Данные проведенного нами исследования показывают, что подростки часто не знают тех мест, где они родились и выросли. И это несмотря на то, что ученики посещают достаточное количество экскурсий, связанных с историей, традициями и природой родного края. Ведь во время проведения экскурсий дети выступают в роли наблюдателей, не относятся к экскурсии серьезно и воспринимают ее как развлечение.
Данный проект направлен на раскрытие роли экскурсии как одного из видов классных мероприятий, способствующих формированию уважения к родному краю, его традициям и людям, живущим в нем.
Цели проекта.
- Стратегическая цель: формирование патриотизма как одного из качеств гражданского самосознания ребенка.
- Тактическая цель: познакомить учащихся с культурно-историческими достижениями родного края через организацию и проведение экскурсий.
Задачи проекта.
1. Организовать работу групп по интересам:
- составить план работы каждой группы,
- собрать и обработать информацию по выбранной теме;
2. Организовать экскурсию:
- разработать программу экскурсии,
- провести экскурсию;
3. Создать учебное пособие в электронном виде.
Форма реализации проекта. Формой реализации проекта является экскурсия, подготовленная и проведенная подростками с консультационной помощью классного руководителя.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- анкетирование детей с целью выяснения их интересов – учитель подготавливает вопросы, с помощью которых определяются интересы детей, их знания о родном городе, а также места, которые бы ученики хотели посетить;
- анализ анкетирования – учитель обрабатывает заполненные учениками анкеты для того, чтобы на основе полученных результатов определить темы для экскурсий;
- составление тематики экскурсий – на основе результатов анкетирования учащиеся совместно с учителем определяют тематику экскурсий, составляют список (возможные темы экскурсий – см. Приложение 1);
- составление графика проведения экскурсий – график составляется с учетом занятости детей в различных мероприятиях в течение года;
- определение групп детей для подбора и обработки информации по соответствующим темам – дети делятся на группы по желанию.
2. Основной этап:
- составление плана работы – каждая группа разрабатывает собственный план работы, в который включает распределение обязанностей, сроки и способы выполнения работы;
- сбор и обработка информации – используя различные источники (книги, газеты, Internet и т.п.), ученики собирают информацию по заданной теме, изучают ее, обсуждают и выбирают те сведения, которые наиболее полно раскрывают тему экскурсии;
- представление имеющейся информации – полученный материал ученики обсуждают с учителем и на его основе разрабатывают маршрут экскурсии, стараясь сделать его наиболее удобным для прохождения и логического представления материала;
- согласование времени и маршрута экскурсии – определяется конкретная дата и время проведения экскурсии; если необходимо, вносятся корректировки в маршрут экскурсии;
- беседа о правилах поведения на экскурсии – проводится беседа о правилах поведения с учетом особенностей каждой экскурсии;
- проведение экскурсии – во время экскурсии лидирующая роль принадлежит группе, ответственной за данную тему;
- анализ экскурсии – участники экскурсии отвечают на вопросы “Что получилось?”, “Что не получилось?”, “Что сделать так, чтобы получилось лучше?”.
3. Заключительный этап:
- создание электронного учебного пособия – с учетом анализа экскурсии создается компьютерная презентация, в которой содержится информация, собранная учащимися по выбранной ими теме экскурсии.
Показатели результативности проекта.
Формальные показатели:
- электронное учебное пособие,
- рефераты, написанные учащимися в процессе сбора и обработки информации,
- газеты, созданные учащимися в процессе подготовки экскурсий,
- фотоальбомы.
Образовательные показатели:
- знание культурно-исторических достижений родного края (участие учащихся в викторинах, олимпиадах, круглых столах и т. п., связанных с историей, традициями и природой родного края; количество учащихся, занявших призовые места),
- способность работать в группе (участники групп высказывают свою точку зрения, принимают точку зрения другого, берут на себя задачу в общем деле, составляют план работы и успешно его реализуют).
Социальные эффекты:
- использование электронного учебного пособия педагогами школы на уроках и классных часах,
- самостоятельное проведение учащимися классных часов для других школьников,
- улучшение взаимоотношений в классном коллективе,
- помощь родителей в организации и проведении экскурсий.
Смета.
Желательно составить смету проекта, в которой рассчитывается стоимость проекта. Можно воспользоваться предложенной таблицей.
Наименование | Бюджетные деньги | Спонсорские средства | Родительские средства |
Оплата проезда до места проведения экскурсии | |||
Оплата билетов в музеи | |||
Фотографии | |||
Канцелярия | |||
Итого |
План-карта.
Необходимо составить план-карту проекта, в которой прописываются этапы реализации проекта и определяются сроки выполнения работ. Данный проект может быть рассчитан как на один учебный год, так и на несколько.
Далее приведена план-карта проекта, реализация которого рассчитана на один учебный год.
Этапы | Сроки выполнения |
1. Определение тематики экскурсий | Октябрь |
2. Распределение детей на группы по интересам | Октябрь |
3. Составление графика проведения экскурсий | Октябрь |
4. Составление плана работы каждой группы | Ноябрь |
5. Сбор и обработка информации | Ноябрь – февраль |
6. Обсуждение полученной информации | Март |
7. Согласование времени и маршрута экскурсий | Март |
8. Проведение экскурсий | Апрель-май |
9. Создание электронного учебного пособия | Май |
Приложение 1
Примерная тематика экскурсий.
1. Обзорная экскурсия по городу.
Самая популярная экскурсия – обзорная поездка по городу. Исторические места, памятники, музеи, главные площади и поездка на самую высокую точку – Караульную гору, с которой весь город как на ладони.
2. Художники Красноярска
Природа Сибири породила много талантливых художников. Полюбоваться их полотнами можно в многочисленных галереях, разбросанных по всему городу. Самый знаменитый наш земляк – Василий Суриков. Два музея в Красноярске связаны с его именем музей – усадьба и художественный, где хранятся полотна, написанные его рукой. Красноярский художник Андрей Поздеев мастер, известный за пределами России.
3. Красноярск театральный.
Красноярск считается театральным городом. Нам есть чем гордиться. Театр оперы и балета. Лучший баритон мира Дмитрий Хворостовский. Балерина Наталья Чеховская. Драмтеатр им. Пушкина уже отметил свой 130-й сезон. Симфонический оркестр, ансамбль танца Сибири им. М. Годенко. Театр юного зрителя, музыкальной комедии. Большой концертный зал. Наши театральные площадки знают не только россияне.
4. Красноярск спортивный.
Красноярск спортивный известен всему миру. Чемпионат мира по вольной борьбе не один раз принимал у себя наш спорткомплекс на о. Отдыха. Имена Ивана Ярыгина, Дмитрия Миндиашвили знают все.
5. Храмы Красноярска.
Православные храмы украшают наш город. Много новых соборов построено и восстановлено за последние годы.
6. Фонтаны Красноярска.
Красноярск можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Такого количества фонтанов нет ни в одном северном городе мира. Более восьмидесяти фонтанов разнообразных по форме и размерам.
7. Красноярские “Столбы”.
Самый знаменитый природный уголок края это заповедник “Столбы”. Среди тайги возвышаются скалы – утесы. Их около сотни. Народ дал им свои названия: “Дед”, “Бабка”, “Львиные ворота”, “Перья”, “Слоник”.
8. Караульные пещеры.
В 20 км от Красноярска, рядом с поселком Удачный расположена пещера Караульная – 2 – уникальный спелеообъект. Ее протяженность 540 м, глубина 38 м. А в километре от Караульной пещеры в скалах на берегу Енисея находится пещера Еленева – археологический объект.
9. “Молодые” памятники Красноярска.
В последнее время в Красноярске открывается достаточно много памятников и скульптур. Некоторые из них известны даже за рубежом.